Судьба человека в истории России
У каждого человека есть семья – большая или маленькая, но это семья. И под этим словом, я думаю, многие понимают не только самых близких людей: маму, папу, братьев и сестёр, но и родные двоюродной и троюродной степени.
Изучая историю жизни своих родных, человек глубже и лучше узнаёт историю своей страны. Для нас, молодого поколения, многие страницы истории ХХ века остаются неузнанными, малознакомыми, да и многое мы сами не хотим знать, считая маловажным.
Тема моей работы определилась уже в прошлом году, когда по данной теме начала работу моя старшая сестра. Она собирала материал о старшем поколении нашей семьи – прабабушках и прадедушках. История семьи заинтересовала и меня. Благодаря воспоминаниям моих родных, сведениям из архива наших родных я решила написать работу о своём дедушке.
По крупицам мы вместе с мамой восстановили несколько важных событий в семье, и они совпали с историческими событиями в нашей стране. Проанализировав уже имеющие материалы работы моей сестры, собранные материалы, я увидела, что можно гордиться своими родственниками, что каждый из них – это уже отдельная история, а все вместе – большой знатный род, объединивший людей разных профессий, интересов, фамилий, но все равно это родственники.
Этот человек был со мной с самого детства, он баюкал меня, держа на руках, усаживал меня на свои колени и рассказывал интересные истории, он хорошо играл на гармошке и мог повеселить нас, малышей, старинными мелодиями, под которые мы пытались танцевать, и ещё многое я расскажу о нём. Это мой дедушка – отец моей мамы – Старицын Виталий Григорьевич.
Дедушки не стало в живых в ушедшем году, он умер, успев отметить свои 70 лет, но ведь это так мало, казалось, жил бы он ещё и радовался вместе с нами жизни. Нам, внукам, он не рассказывал сильно о своих детских и юношеских годах, но моя мама, её сестра, бабушка, брат и сестра деда знали его лучше. Они – то и помогли мне написать эту работу.
Детство дедушки пришлось на военную пору. Родился он в 1934 году в селе Бырка Приангунского района Читинской области. Его родные жили в Забайкалье издавно, поэтому местных жителей там именуют – гуранами (смесь от бурят и когда – то переселившихся русских из Центральной России). В семье он был вторым ребёнком – старше его на 3 года была сестра Катерина. К 1937 году семья перебралась в посёлок Шерловая Гора Читинской области Борзинского района. 30-е годы в России – это годы «большого террора», с помощью которого тоталитарный режим поддерживал страну в состоянии мобилизационной тревоги, создал всеобъемлющую систему контроля за поведением людей. Из многих семей забирали и уничтожали старшее поколение, как врагов народа, как родных врагов народа, т.е. находилось много причин и поводов, чтобы уничтожить человека. Осенним сентябрьским днём, когда везде и всюду шла уборка урожая, в посёлок приехали представители районного отдела НКВД. Уже не впервой эти люди бывали в посёлке и после их посещения из многих семей увозили кормильцев, от которых не было ни слуху, ни духу. И в семью Старицыных нагрянула беда: брат Григория (отца дедушки) – Павел Старицын выехал в Китай по работе и не вернулся на Родину, и, как брата врага народа, Григория арестовали.
Маленькая дочь Катя, которой было тогда 6 лет, плакала, уцепившись за отца, как будто понимая, что видит его в последний раз. Именно тётя Катя и рассказывала своим младшим братьям о расставании с отцом. Виталию было всего 3 года. Осталась жена Наталья с тремя малолетними детьми на руках, а муж сгинул, и никакой весточки от него не было долгие годы. У родных остались только воспоминания об этом добром тихом человеке, которого ценили за трудолюбие, за его «золотые» руки. Григорий был плотником и мог из простой деревяшки сделать невиданную игрушку для ребёнка или такие наличники изготовить, что прямо заглядение. Наверное, вот это умение управляться со многими инструментами дедушка получил от своего отца, т.к. он мог мастерить всё – игрушки, мебель, какие-то механизмы. И только в 1990 году мои бабушка и дедушка получили официальный ответ на запрос, сделанный ещё в 1965 году. Данная бумага сообщила, что Старицын Григорий в 1938 году расстрелян близ села Бырка, что в Приаргунском районе и вместе с несколькими осуждёнными похоронен в общей могиле. Рассекречивания бумаг тех далёких 30-х годов показали, что Григорий ничего не знал о намерениях своего брата остаться за границей. В документе сообщалось о его реабилитации. Наконец – то семья узнала правду о своём отце и деде.
Во время войны дедушка, как и многие ребятишки его возраста, помогал растить урожай, работали на выпасе скота, дома был за старшего. Дедушка говорил, что порой мы, дети, так уставали, что казалось упадём с ног, а нет – ещё вечером бежали играть, а так как он играл на гармошке, то его ещё молодёжь тащила на посиделки. Он рассказывал: «Приведут меня или за посёлок (летом), или в какую-нибудь избу (зимой), дадут покушать и за гармошку – я играю, а молодые танцуют: вальсы, краковяк, полячку, плясовые». Тяжело было, но народ старался держаться.
Пережили войну, отчим Андрей вернулся домой, в семье родилась сестра Клара, страна восстанавливалась – нужны были рабочие руки, грамотные люди. Работать Виталий умел, а вот учиться никак не хотел, не понимал ещё тогда по глупости мальчишечьей, что пригодятся ему и знания в будущем. Дед Андрей привязывал его, 12 – летнего пацана на санки или в телегу и возил в школу (семья тогда жила в деревне в 7 км от посёлка). Покараулит его – значит отзанимается день, а если надо было уехать срочно – значит Виталий убежит. И в 15 лет дедушка ушёл из дома – уехал в Бырку к дяде. Там и принесли ему повестку в армию. Родные проводили его служить на 3 года. Это время дедушка находился в части, базировавшейся на острове Сахалин (Приложение – фото в армии 1954 г.). Вот там-то – по воспоминаниям деда – он и понял, какой он безграмотный, что надо было бы учиться, получать знания, а у него было всего 5 классов школы.
Отслужив, Виталий вернулся в родной посёлок и записался в вечернюю школу. Пока учился в школе, познакомился с симпатичной девушкой Женей, это моя бабушка. В 1957 году молодые поженились, а муж и работал, и продолжал учиться. Посёлок Шерловая Гора в 50-е годы очень сильно вырос, здесь был основан горно – обогатительный комбинат по добыче олова. И на этом предприятии нужны были умные головы, специалисты. Начинал дедушка работать на скрепере, когда закончил вечернюю школу, в 1962 году его назначили бригадиром. (Приложение статьи в газете «Забайкальский рабочий»). Такая работа требовала ещё больше знаний и вот в семье уже росла дочка, а дедушка поступил заочно учиться в Читинский политехнический техникум. Закончил техникум в 1968 году, когда в семье уже родилась моя мама. Нелегко было семье тянуть и маленьких детей, и мужа – студента, но дедушка и бабушка старались, да и родные, живущие рядом никогда не оставляли их без помощи. За это время Виталий получил правительственную награду орден «Знак Почёта» ( Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 мая 1966 г.).
Всю свою жизнь дедушка учился сам и говорил своим детям: «Учитесь ребятишки, пока есть возможность сразу. Вы видели, как я получал знания, вы должны научиться сразу же в школе, а потом поступить в ВУЗ или техникум». Все дети в семье получили образование – мама и её старшая сестра закончили ВУЗы, брат Андрей – курсы водителей и машинистов буровых станков. Опыт дедушки, его наставления помогали детям учиться, все знали, как это тяжело получать знания уже в возрасте, когда и семья (дети) требует внимания. Несмотря на загруженность, мама рассказывала, что дедушка всегда старался пообщаться с детьми, в выходные всей семьёй выезжали на речку, в лес. Он любил забайкальские просторы, много рассказывал детям о том, что растёт и кто живёт в нашей местности. Страсть к походам в моей нынешней семье привита мамой, а она получила туристический опыт от своего отца – моего дедушки.
В 70-е годы дедушка много попутешествовал по Советскому Союзу – ездил в командировки в Москву, в Одессу, в Хабаровск, учился в Свердловске и в Заполярье. (Приложение – аттестаты о прохождении курсов). До начала 80-х годов дедушка работал на американском погрузчике, такая техника поневоле требует знаний, опыта, а этого у дедушки было уже достаточно. Последние годы перед выходом на пенсию, дедушка работал начальником ремонтной базы на комбинате. Доставал запчасти, ездил по командировкам, помогал молодым осваиваться с техникой, да и сам порой не гнушался полежать под бульдозером, если требовалась его помощь.
Рабочий стаж дедушки, согласно его трудовой книжки составляет 48 лет. Выйдя на пенсию, он не смог сидеть дома и снова поросился на работу сторожем в свою же организацию – на горно-добывающий карьер. Его сослуживцы шутили: «Григорьевич, ты не можешь без работы, она тебя любит и ты её, как женщину обожаешь». За годы работы дедушке было вручено много грамот, похвальных листов, отмечен значком «Победитель социалистического соревнования», юбилейной медалью «За доблестный труд», медаль «Ветеран труда».
С апреля 1962 года дедушка вступил в ряды КП Советского Союза. Он не был ярым партийцем, но как рассказывает бабушка, с удовольствием ходил на собрания, читал партийную литературу и хорошо разбирался в вопросах политики, любил поспорить на такие темы, узнать от других что-то новенькое. А ведь это он продолжал учиться…
До января 1990 года дедушка оставался военнообязанным в звании лейтенант.
Последний год дедушка сильно болел, мы старались приезжать к ним в гости каждое лето, чтобы ещё успеть пообщаться со своими родными. А вот в это прошедшее лето мы уже не встретились с дедом. Бабушка теперь живёт одна, а прожили они вместе 47 лет.
Мы встретились с некоторыми его коллегами по работе. Вот что они нам рассказали: Плотников К.Р.: «Мы с Григорьевичем начинали работу вместе на одном предприятии. Это был ответственный мужик. У него в делах всегда был порядок», Большаков С.Н.: «Как работник Виталий был незаменим – позвони ему в любое время суток – тут же примчится на работу и будет помогать налаживать машины, устранять аварии».
Комментарии