«Примечательно, что Кавказская война явилась заметной страницей не только русской истории, но и русской культуры. Именно, в лучших произведениях Льва Николаевича Толстого, Михаила Юрьевича Лермонтова, Александра Сергеевича Пушкина воплотилась её иногда романтическая, иногда пронзительно реалистическая правда, несомненно, оставившая свой благотворный след в русском общественном сознании», - так сказал Василий Быков.
Я бы продолжила – в повести Приставкина, в рассказе Маканина, в психологическом произведении с элементами мистики Марины Юденич, в авантюрной прозе Дашковой и обширной публицистике тоже оставила неизгладимый след.
Вся многовековая история взаимоотношений народов России и Кавказа пронизана противоречивыми военно-политическими процессами, имевшими широкий спектр проявлений: от мирных и союзнических до открытых военных столкновений. Наиболее значимым среди них, в конечном итоге, предопределившем развитие российско-кавказских отношений, безусловно, явилась Кавказская война. В истории Российской и Российского государства она занимает особое место. Прежде всего, потому, что это была самая продолжительная и самая напряжённая война России. Более 77 тыс. человек потеряла русская армия в ходе боевых столкновений на Кавказе в XIX веке. Такого количество боевых потерь она не знала со времён Отечественной войны 1812 года. На протяжении всего конфликта Россия была вынуждена содержать на Кавказе крупную войсковую группировку, численность которой на заключительном этапе войны превысила 200 тыс. человек, фактически весь XIX век для российского общества прошёл под знаком войны на Кавказе, поглощавшей значительную часть материальных, экономических и, самое главное, людских ресурсов страны. Необходимо отметить и тот факт, что в течение всего периода военных действий в регионе события на Кавказе являлись поводом для международного шантажа России.
Значение Кавказской войны во многом определилось её спецификой, а именно тем, что это была война, которую Россия вынуждена была вести на своей территории для устранения внутренней военной угрозы. Её целью было не завоевание и покорение населения Северного Кавказа, а обеспечение безопасности, мира в этом регионе. Это было война, которую нашей стране пришлось вести фактически в условиях международной изоляции, в то время как повстанцев поддерживали влиятельнейшие державы того времени, в первую очередь владычица морей Великобритания; сопредельные с нашими территориями Персия и Турция, а также различные революционные и антироссийские движения (венгерское, польское и ряд других).
Чтобы разобраться в её истоках, необходимо сначала рассмотреть цели и задачи политики России на Кавказе.
Изначально её смысл объективно и закономерно был предопределён военно-стратегическим положением нашего Отечества. Южные и юго-восточные рубежи русского государства с конца XV века представляли собой обширные степные пространства, по которым постоянно передвигались многочисленные кочевые народы, нёсшие разрушение и смерть нашим городам и селениям. «Логика борьбы заставляла Россию стремиться к установлению стабильных границ, которые можно было бы защищать. Но вплоть до Кавказских гор, Чёрного и Каспийского морей на юге таких границ не было. Таким образом, Кавказ в планах руководства изначально рассматривался как исключительно пограничная «буферная зона», стабильность и безопасность которой во многом определили безопасность и самой России. Именно данное обстоятельство и явилось доминантой русской кавказской войны. С другой стороны, в Северо-Кавказском регионе на протяжении столетий конфликты являли собой источник постоянной угрозы не только для России, но и для народов самого Кавказа. Сложившаяся в регионе набеговая система, возведённая в ранг национальной традиции определённой частью населения, представляла собой не что иное, как разбой в отношении соседей. Для большинства же народов Кавказа эта традиция, постоянно подогреваемая извне, была настоящим бедствием. Поэтому не случайно, начиная с правления Ивана Грозного, в Москву то и дело направлялись представители северокавказских народов и общин, в том числе и чеченских, с просьбой о принятии их в российское подданство. Русское государство, исповедовавшее с конца XV века мессианскую концепцию «Москва – третий Рим», не могло отказать в помощи тем, кто просил об этом. Судьбы кавказских народов и их вооружённая защита длительное время являлись краеугольным камнем внешнеполитической доктрины России.
Именно искоренение набеговой системы явилось одним из важнейших направлений военной политики России на Кавказе. Набеги представляли собой наиболее опасный источник кризисов и конфликтов, распространявшийся далеко вокруг. Они явились основой такого бесчеловечного явления, как торговля людьми.
Северный Кавказ в этом отношении остался одним из немногих регионов планеты, где работорговля не только сохранилась до XIX века, но и в полном смысле этого слова процветала. Причём большую часть продаваемых в рабство людей составляли жители Украины, а также представители ряда кавказских народностей. По свидетельству историка Смирнова, «Начиная с XVI века, турки ежегодно вывозили с Кавказского побережья более 12 тыс. рабов». Цифра более чем значительная. Как оказалось, бесчеловечный промысел - торговля людьми – стал традиционным источником средств к существованию для определённой части населения Северного Кавказа и сохранился до наших дней.
Например, в период существования так называемой независимой республики Ичкерии на её территории была развёрнута целая индустрия работорговли. Её функционирование обеспечивали 157 бандформирований, специализировавшихся исключительно на разбоях и похищении людей. У них вплоть до недавнего времени постоянно находилось от 3,5 до 10 тыс. заложников из Чечни и других регионов России, в том числе и жителей соседних с Чечнёй кавказских республик – Дагестана, Осетии, Кабардино-Балкарии и даже близкой чеченцам по этнографическим признакам Ингушетии. В современной работорговле, принявшей характер индустрии, участвовало до 25 тыс. жителей Чечни. Учитывая же тот факт, что к началу контр-террористических операций здесь проживало 300 тыс. человек (из 1200 тыс. проживавших ранее), можно сказать, что каждый 10-ый житель прямо или косвенно был причастен к работорговле в её современном понимании. Причём всё это сопровождалось непрекращающимися стенаниями о «Геноциде чеченского народа», об «исторической ответственности России за депортации горских народов» и т. д.
Таковой оказалась истинная суть государственности так называемой независимой Ичкерии, превратившейся для России 90-х годов XX века в источник распространения терроризма и бандитизма. Их искоренение стало жизненно необходимой задачей обеспечения безопасности граждан Российской Федерации. В этом и заключается основной мотив проведения контр-террористических операций в наше время. В ликвидации бандитизма, набеговой системы состояла одна из главных целей всей политики России на Кавказе на протяжении четырёх столетий. В силу этого вооружённое столкновение с горцами Северного Кавказа, для которых разбои и грабежи соседей представляли наиболее существенный, а порой и единственный источник доходов, было предопределено со всей неизбежностью. Выдающийся русский историк В. О. Ключевский по этому поводу говорил, что Россия помимо своей воли оказалась втянутой в события в регионе, вылившееся в длительную Кавказскую войну.
В конце XVIII века правительство России, войска которой вышли на реки Кубань и Терек перед Кавказским хребтом, совсем не думало переходить горы, поскольку, по словам историка, не имело «ни средств, ни охоты к этому». Но за Кавказским хребтом среди мусульман «прозябало несколько христианских княжеств, которые, почуяв близость русских», стали обращаться с просьбами о покровительстве им России.
Таким образом, необходимость оказания помощи единоверной Грузии стала ещё одной причиной, предопределившей вооружённые столкновения России с горцами Северного Кавказа.
При этом следует подчеркнуть, что с горцами, а не со всем населением осуществлялось вооружённое противоборство русской армии. Напомним, что население Северного Кавказа при всей своей неоднородности тем не менее строго дифференцировалось по двум основным признакам: мирное население (в основном равнинных районов), обеспечивающее свою жизнь собственным трудом и представители горских общин, источником благосостояния которых выступали набеги и грабежи.
Кавказ интересен не войнами, а изумительно красивой природой, лечебными источниками.
Многие были в «плену» у Кавказа. Суровый край вызывал интерес русских, европейцев, привлекал художественные силы, был местом ссылки передовых людей того времени.
Я прочла две поэмы с одинаковым названием. Это «Кавказский пленник» Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Обе поэмы написаны в романтическом стиле. Этот стиль надолго сделался образцом стиля для всех романтических поэм.
Пушкинский «Кавказский пленник» написан в 1820-21 годах. Напечатан в 1822. Поэт, создавая её, ставил перед собой несколько задач. Во-первых, дать поэтический образ нового «романтического героя», переживания которого близки самому автору и в то же время характерны для эпохи. «Я хотел в нём изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодёжи 19 века», - писал Пушкин своему приятелю Горчакову.
И третья задача – выработать для совершенно нового содержания новый язык и стиль, эмоциональный, романтически приподнятый и в то же время поэтически неясный, «туманный». Много трудился поэт над образом пленника. Кроме «старости души» и «равнодушия к жизни», ему хотелось воплотить в этом герое страстную любовь к свободе, ненависть к рабству, страдания его от неразделённой любви.
«Характер пленника неудачен», - утверждает автор. Зато удались сцены быта и природы (правда, в несколько идеализированной форме).
Печально начало. Казалось бы дальше должен быть гнев в адрес горцев. Но не тут-то было.
У Лермонтова сюжетно близок «Кавказский пленник» пушкинскому. Но у Лермонтова увеличено количество персонажей, различны их характеры. Пленник лишён черт разочарованности и пресыщенности жизнью. Герой тоскует по родине и по свободе, ищет поддержки друзей. У Черкешенки более решительный характер, нежели у пушкинской героини, она требует любви пленника. Лермонтов усилил также драматичность развязки: у него погибают и герой, и героиня. Следуя романтической традиции, поэт ввёл этнографический материал (в том числе вставную песню).
Лермонтовым поэма была написана в 1828 году под сильным воздействием Пушкина и собственных впечатлений от Кавказа. Некоторые стихи целиком были заимствованы у Пушкина, другие вставлены в изменённом виде. Что-то близко и «Бахчисарайскому фонтану», а что-то «Евгению Онегину». И немудрено: Лермонтову было 14 лет, когда создавалась поэма.
В обеих поэмах видим горцев, промышляющих набегами. Много людей у них в рабстве: в цепях и колодках пасут стада невольники. На этот факт нам указывают великие поэты:
К правде прикоснулся и Лев Николаевич Толстой, он написал специально для детей быль «Кавказский пленник». Работал он над нею в 1872 году, упорно добиваясь простоты, естественности повествования. Это произведение – тоже своего рода «Война и мир», только для детей. И здесь, как в эпопее, разъединению и вражде людей, «войне» противопоставлено то, что связывает людей воедино,- «мир».
Толстой хочет сказать детям правду, научить отличать добро от зла, помочь им следовать добру. В были чётко отграничено прекрасное от безобразного, произведение предельно простое и ясное, как притча, и вместе с тем глубокое и значительное, тоже как притча. Здесь нет сложной психологии: герой рассказа занят не поисками смысла жизни, а борется за своё освобождение.
Идея – античеловечность войны. Люди могли бы жить в дружбе, но им мешает война. И ещё мешает корысть: хозяин ждёт выкупа за пленных, они денег стоят. Не будет денег – пленники будут убиты.
Замечателен образ старика-горца в были. Это старик, который живёт под горой.
Толстой наделил его примечательной внешностью: нос крючком, как у ястреба, как волк, озирается. Старик не всегда был таким, а сделало его похожим на зверя то, что он живёт ненавистью; он убил собственного сына, перешедшего на сторону русских, война лишила его семьи. Вот и живёт он враждой, а вражда вытравила в нём всё человеческое. Этот образ тоже служит подтверждением мысли, что война античеловечна.
Есть у Льва Николаевича Толстого и повесть «Хаджи-Мурат». Это повесть о кавказской войне, о кавказском герое. Он аварец, родился в маленьком ауле недалеко от Хунзаха, центра аварии, где жили ханы. Родители его служили хунзахским ханам. Мать была кормилицей, и один из ханских детей стал Хаджи-Мурату молочным братом. Хунзахские ханы не хотели принимать газават – священную войну против «неверных» (русских) и были уничтожены мюридами. Хаджи-Мурат отомстил за зверское убийство ханов Хунзаха, но был схвачен. Ему удалось бежать – во время перехода он прыгнул в пропасть со связанными руками и сильно разбился. Его подобрали и выходили пастухи. «Рёбра, голова зажили, зажила и нога, только стала короткая»,- продолжает он.
Хаджи-Мурат примкнул к газавату, и этот период его жизни наполнен ратными подвигами. Слава о них прокатилась по всему Кавказу, дошла и до Петербурга. Но зыбко положение удачливого военоначальника при «дворе» восточного правителя. Ревность к популярности нового героя или неосторожно брошенное слово – много ли надо, чтобы потерять доверие владыки.
Шамиль упорно требует прибытия Хаджи – Мурата в свою ставку, но тот уже не верит ему. Он отбивается от отряда, посланного Шамилем, чтобы взять его силой. После этого ему ничего не оставалось, как пойти к русским и предложить свои услуги в борьбе с Шамилем.
Хаджи – Мурат просил войско. Но непременно предварительное условие его участие в борьбе на стороне России – спасение семьи. Мать, жена и дети Хаджи – Мурата остались в лагере Шамиля. В русской ставке к Хаджи – Мурату отнеслись с интересом и сочувствием. Ему и его слугам было выделено хорошее содержание. Он пользовался относительной свободой – разрешались прогулки на лошадях. Но дело неимоверно затянулось. Переговоры о судьбе Хаджи – Мурата велись на высшем уровне, и дошли до царя. Конечно, в ставке многие не доверяли кавказцу, да и семью его практически невозможно было вывезти от Шамиля.
Хаджи – Мурат понял безысходность положения. Он решился на побег. В одной из конных прогулок в сопровождении всех своих мюридов он решительно повернул коня в горы. Казачья охрана, не ожидавшая побега, не смогла ему воспрепятствовать и погибла в короткой кровавой схватке.
Весть о побеге быстро дошла до гарнизона. В погоню был послан отряд милиции, который догнал и окружил Хаджи – Мурата на месте ночёвки. Но не он решил дело. К утру к этому месту подоспели отряды Хаджи – Ага и сына старого врача Хаджи – Мурата, Ахмет – Хана. Они с энтузиазмом ввязались в бой. Согласно описанию Л.Н.Толстого, Хаджи – Ага первый подбежал к распростёртому телу Хаджи – Мурата и «ударил его большим кинжалом по голове…». И далее: «Хаджи – Ага, наступив ногой на спину тела, с двух ударов отсёк голову…».
Этим заканчивается повесть. Но начинается повесть предисловием – рассказом о репейнике, который был растоптан, измят, изуродован. Но стоял. И завершает повесть послесловие: тот же репейник, но уже срубленный.
Определённые ассоциации вызвало у меня описание репейника. Для чего Толстой начал повесть и закончил её описанием репейника?
Да, это художественный приём, к которому прибёг автор. Репейник в начале повести и репейник в конце. А середина о человеке.
В XX веке Кавказ тоже интересовал писателей, в частности А. Приставкина. Он рассказывает читателям о депортации.Это «Ночевала тучка золотая». Напечатана повесть отдельной книгой в 1988 году. Повесть о детдомовцах, которых отправили на Кавказ после того, как оттуда депортировали местное население. Сбежавшие в горы чеченцы мстили прибывшим за изгнание: не жалели даже детей. Разгромили детский дом, убив многих детей. Сашке вспороли живот и набили его кукурузными початками. А дети, будь то русские или чеченцы, везде остаются детьми: им претит война. Колька и Алхазур побратались. Они не понимали, за что так кавказцы ненавидят русских, а русские воюют с кавказцами.
«Литература – выражение совести и духа народа» - говорил А. И. Приставкин. Совесть и дух не утрачены детьми, их не испортила война. Она была им только не понятна.
Более чем реалистическая история предложена ныне здравствующим Владимиром Маканиным в произведении «Кавказский пленный».
Ключевое слово в этом рассказе – красота. Спасёт ли она мир?
Красота, как высшее понятие гармонии жизни, как философское понятие не может существовать без столкновения двух противоположностей – прекрасного и ужасного. Автор противопоставил красоте, любви, добру, дружбе, смерть, предательство, насилие.
Русский солдат, видя смерть собрата от кавказской пули, не может доверчиво раствориться в чужой красоте, экзотической красоте гор и лиц. Смерть будет порождать только смерть, и жизнь не возникнет, «смертью смерть поправ».
Когда-то Наполеон сказал: «Народ, не желающий содержать собственную армию, когда-то будет содержать чужую».
По данным Генеральной прокуратуры РФ в 1992-1994 годах Чечня стала настоящей «чёрной дырой» российской экономики, в которой только в результате афер с фальшивыми авизо и фиктивными финансовыми документами с 1991 по 1995 год бесследно исчезло 4 трлн. рублей. По подсчётам экономистов, только незаконная реализация нефтепродуктов давала ежегодно 800-900 млн. долларов.
Огромные неучтённые суммы в рублях и иностранной валюте служили экономической основой для укрепления режима Дудаева и непосредственно для создания вооружённых группировок в Чечне с привлечением наемников из-за рубежа, в то время как российские вооружённые силы были поставлены в условиях выживания.
Ещё в 1994 году шестидесятилетний Владимир Маканин написал рассказ «Кавказский пленный». Писатель видел жизнь на «сутки вперёд» (так отозвалась о нём критика). Рассказ был написан до начала первой Чеченской войны – он был предостережением. Пророчество состоялось. Война разразилась. Гибнут русские парни под «горными южными деревьями», лежат на «полянах, окрашенных ослепляющим солнцем», «среди высокой травы и величавых гор». Они решали чужие проблемы ценой собственной жизни.
Сюжет рассказа «Кавказский пленный» не замысловат. В нём говорится о двух русских солдатах: Рубахине и Вовке. Этих парней отправили за подмогой. Боевики на горной дороге заблокировали колонну машин. Чтобы её вызволить, необходимо в обмен отдать пленного боевика или подвести достаточное количество хорошо вооружённых русских войск.
Рубахин с Вовкой приходят в посёлок, где стоит воинская часть, командует полковник Гуров. По пути они наткнулись на убитого ефрейтора Бояркова. Убит он чисто по-глупости. Напился и пошёл в горы слушать музыку. («Стреляли в упор – он, похоже, и глаза свои пьяные не успел протереть. Впалые щёки. В части решили, что он в бегах»).
И вот солдаты в части, там, где нет полковника Гурова. Он дома, торгуется с чеченцем Алибековым. Гуров Алибекову – оружие, а Алибеков взамен провиант для солдат. Чувствуется, что торг идёт не впервые. Рубахину с Вовкой Гуров не только не даёт подмоги, но и заставляет работать на себя: те вынуждены развозить по дорожкам дома Гурова песок (Дармовая сила!).
В это время готовится операция по разоружению боевиков. Рубахин уже там, а Вовку отстранили (не свой). Рубахину удаётся взять в плен молоденького, похожего на девушку, чеченца. Вот с ним-то и направляются наши герои к застрявшей в горах колонне. Его можно обменять на возможность выехать из ущелья.
Путь недолог, но по горам, через горные потоки идти нелегко. Чеченца приходится местами нести (у его поранена нога). Да и на боевиков нарваться можно. И нарвались! Чтобы пленный юноша не выдал затаившихся с ним солдат, Рубахин вынужден был его задушить. Сделал он это не от жестокости, а только ради самосохранения. К машинам они подошли ни с чем. Там продолжали друг друга дразнить солдаты и боевики. Шла глупая, ленивая война.
Финал рассказа открытый. Автор поставил знак вопроса, будто чувствовал, что впереди большая любовь.
Обратим внимание на этимологию имён. Рубахин. Рубаха – парень или от «рубить»? Чисто русское, отмечает автор, душа нараспашку, свой парень, добрый. Отдаёт врагу носки, беспрекословно таскает тачки, идёт за помощью (делает обычную работу). Но есть отрицательное – с готовностью идёт на человека, душит кавказца.
Вовка. Почему Вовка? Суффикс к - пренебрежительно-уменьшительный. Приспосабливается к жизни. Пока работает Рубахин, нашёл себе развлечение.
Гуров Ничего не говорящая фамилия. Обезличенная. Но именно такие руководители вершили судьбами солдат. Зачем продаёт или меняет Гуров оружие Алибекову? Не из него ли в декабре 1994 года выстрелит Грозный в русских солдат?
Такие полковники – гуровы бездумно разжигали огонь национальной вражды, часто пытаясь обвинить начальство в бесхозяйственности. Сами же себе отстраивали солдатским потом квартиры, обихаживали дачи и т. д.
Комментарии