Калмыки – единственные азиаты в Европе. История калмыков начинается с истории ойратов, их предшественников. Под этим названием в прошлом объединялись племена монголов. В 13-14 вв они входили в состав монгольской феодальной империи Чингисхана. Позднее, с конца 14 века, ойраты создали собственное государственное объединение из равных феодальных образований типа удельных княжеств.
В 1609 году калмыки приняли российское подданство. Князь Тайша – Анка поклялся при народе в верности России, «облизывая и прикладывая свой нож к горлу и призывая при этом за нарушение клятвы гнев небес и огненный меч» Во второй половине 17 в в нижнем течении Волги и Дона было создано Калмыцкое ханство.
14 января 2006 года президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о праздновании 400–летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства.
В связи с исполняющимся в 2009 году 400–летием добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства, а также в целях укрепления межнациональных отношений В. Путин постановил:
1. Принять предложение органов государственной власти Республики Калмыкия о праздновании в 2009 году 400-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства.
2. Правительству Российской Федерации утвердить по представлению органов государственной власти Республики Калмыкия состав организационного комитета по подготовке и проведению празднования 400–летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства план основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 400-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять участие в подготовке и проведении празднования 400-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания.
История появления немцев в Калмыкии
1861 год- год отмены крепостного права - всколыхнул всю Российскую империю, привёл в движение тысячи семей, которые в поисках лучшей доли и свободных земель устремились на юг России. Калмыцкие кочевья Ставропольской губернии с 20-х годов 19 века начали заселяться украинскими и русскими крестьянами. Среди переселенцев из центральных и западных губерний были и российские немцы. Они пытались получить разрешение у властей Ставропольской губернии поселиться на незанятых государственных землях. Первое обращение было направлено в 1877 году. Только через год немецкие переселенцы на берегу Хагин – Сала основали свое село и назвали Нем – Хагинка.
Немецкое село быстро росло и развивалось. К 1882 году в Нем – Хагинке проживало уже 20 семей немцев – переселенцев.
Как и другие переселенцы, немца из Таврической губернии были в прошлом крепостными крупнейших помещиков – овцеводов. На новых землях они начали создавать овцеводческие хозяйства как самые прибыльные по тем временам. В них стали разводить преимущественно породы тонкорунных овец. Шерсть находила сбыт в Ростове – на – Дону. Среди крестьян – переселенцев шел процесс расслоения, росла эксплуатация не только труда бедняков – калмыков, но и тех переселенцев, которые не смогли получить наделы и завести хозяйство на новом месте.
Занятие скотоводством влекло за собой ряд промыслов по обработке шерсти, шкур, валяния войлока. В хозяйственной деятельности немцев основополагающим оставалось земледелие. Они возделывали рожь, ячмень, овес, горох, лен, чечевицу, картофель.
В ходе торговых связей продукция земледелия продавалась соседям – калмыкам и славянам. Существовал и натуральный обмен. В Ростове и Ставрополе покупались необходимые изделия для домашнего быта и строительные материалы.
Немцы строили саманные дома и хозяйственные постройки по типу хозяйств русских и некоторых калмыков, живущих в окрестностях Хагин – Сала. У отдельных хозяев дома были большие, обязательно с большой печью.
В жилищах немцев главной частью интерьера был передний (святой) угол с изображением Божьей матери, Христа и святых. Их украшали бумажными цветами, вышитыми полотенцами. Для декорирования жилых помещений широко использовали роспись масляными красками, нанося узоры на простенки и мебель. Стены домов и полы украшали разноцветными домоткаными коврами. В интерьерах преобладали насыщенные цвета. Вокруг домов располагались многочисленные палисадники из цветов, фруктовых деревьев.
Немцы Калмыкии относились к католическо-евангелической (лютеранской) церкви. Католики лютераны признавали установление в обществе двух порядков: божественного и обычного. Божественные порядки воплощались в церковной организации, а обычные - в сельской общине.
В заимствовании калмыками у немцев предметов материальной культуры, элементов хозяйственного уклада огромную роль сыграло их совместное проживание в Сарепте. Так, по данным 1889 г., в Сарепте проживало 1543 человека, в том числе 137 калмыков. Если учесть, что на этот период немцы составляли абсолютное большинство жителей Сарепты (1055 чел.), русские-325 человек, татар -26 человек, то калмыки были третьим по численности народом, населяющим колонию.
В Красноармейском районе, на Церковной площади, бывшей немецкой колонии Сарепта, находится самое старое здание города Волгограда – кирха, построенная в 1772г.
Это единственное подобное церковное здание в России, которое принадлежит евангелическо-лютеранской общине Сарепта и подчиняется Епархии евангелическо-лютеранских церквей России в Москве.
Немецкий пастор, живущий и работающий в Сарепте, командирован сюда из Германии на 2 года.
Богослужения в Кирхе проводятся каждое воскресенье на двух языках – немецком и русском.
Община состоит из 70 прихожан разных национальностей, но, в основном, это российские немцы – жители района и города.
Первоначально немецкая колония Сарепта, основанная здесь в 1765 году, представляла собой высокоразвитое поселение городского типа со своими производствами и ремеслами.
Основана Сарепта была, в первую очередь, ради миссионерской деятельности среди степного народа, поэтому исторически сложившиеся связи немецкого и калмыцкого народа, насчитывают уже третий век добрососедства и взаимопонимания.
Во времена массовых народных репрессий 1937-43 годов в подвале Пастората (здания церковной общины) держали заключенных.
К природе калмыцкой степи, к калмыцкому народу, его истории, культуре, языку проявляли интерес многие ученые из числа этнических немцев Исаак Якоб Шмидт (1779-1847), Самуил Готлиб Гмелин (1745-1774), Петр Симон Паллас (1741-1811), Карл Максимович Бэр (1792-1876), Генрих Август Цвик и другие.
Много раз бывал в Калмыцкой степи академик Я. Шмидт - основатель российского монголоведения. При его содействии был изготовлен калмыцкий шрифт и начато печатание книг на калмыцком языке. К числу первых калмыцких словарей и грамматик относятся словарь и грамматика Г.Цвика (1851). Одной из выдающихся работ в области лексикографии является «Калмыцко - немецкий словарь» Г. Рамстедта, вышедший в Хельсинки (1935). Этим же ученым записаны и опубликованы на немецком языке калмыцкие сказки. Немецкий миссионер Бениамин Бергман в 1804-1805 годах в Риге опубликовал несколько произведений из калмыцкого фольклора, которые он записал во время посещения калмыцких кочевий.
Труд Б. Бергмана «Кочевнические скитания среди калмыков» и сведения об устном народном творчестве актуальны и на современном этапе развития калмыцкой культуры и при возрастающем национальном самосознании и попытке воспроизвести исполнение эпоса «Джангар». Известны современные сказители – Владимир Каруев, Баатр Манджиев, принадлежащие к разным исполнительским школам первый из перечисленных возрождает стиль горлового пения, второй – классическую форму исполнения в стиле Ээлян Овла.
Большой интерес представляют и другие части работ Б. Бергмана, описывающие быт, нравы, материальную культуру, этнопсихологию калмыков. Эти материалы должны быть введены в научный оборот.
В диалоге калмыцкой и немецкой культур выдающуюся роль сыграл талантливый художник Федор Калмык (1763-1832).Будучи ребенком он был привезен из калмыцких кочевий в Петербург ко двору императрицы Екатерины Второй. Она и дала ему при крещении русское имя. Потом императрица подарила его принцессе Амалии – Фредерике Баденской. Выдающийся живописец своего времени Федор Калмык является гордостью не только калмыцкой, немецкой, но и мировой культуры. Примечательно то, что имя Федора Калмыка включено в галерею выдающихся немцев 19 века, наряду с именами Гете, Шиллера, Гумбльдта.
Община была автономна во всем, что касалось ее внутренних дел. Решения принимались на сельском мирском сходе, на который обычно собирались главы семейств. В компетенцию собравшихся входило избрание сельского правления, расклада податей, рассмотрение жалоб. Сельское управление избиралось сходом на два года и состояло из старосты и двух заседателей.
Праздник Рождества был самым почитаемым и торжественным у немцев. Из Саратова привозили елки, которые красочно украшали. Если елок не было, то нередко использовали вырытый с корнем большой куст лопуха. Ритуал проходил в зависимости от имущественного состояния немецкой семьи. Но в целом было красиво, торжественно. Особенно этот праздник был любим детьми, которые получали в подарок игрушки, сладости, новую одежду.
В конце 20-х годов от села Немецкая Хагинка отпочковалось несколько хуторов, положивших начало новым немецким поселениям. На момент переписи 1939 года их уже было 7. Это – в Яшалтинском (в 1930 году Большедербетовскийй улус был переименован в Западный, который в 1938 году разделен на 2 улуса: Западный и Яшалтинский улусе хутора Нейфельд (122 чел.), Рейнфельд (188 чел.), Шинбурн (127 чел.), объединенные в Немхагинский сельский совет, поселок Шинфельд (659 чел.), составлявший самостоятельный сельсовет, в Западном улусе: хутора Фриденталь (333 чел.), и Шинтерл (415 чел.) Икитугтуновского сельского Совета и хутор Розенталь (415 чел.) Цоросовского сельсовета. Все немецкое население Калмыцкой АССР исчислялось в 4150 человек, из них 3950 человек проживали в Западном и Яшалтинском улусах.
Постановление Совета народных комиссаров РСФСР «О новом устройстве земельного быта калмыцкого народа» от 24 июля 1919 года коснулось и устройства немцев. 18 февраля 1924 года было принято Постановление ВЦИК о передаче Яшалтинской, Эсто и Немецко – Хагинских волостей из Ставропольской губернии в Калмыцкую автономную область.
По данным 1926 года, в Калмыкии проживало 2603 человека немецкой национальности.
…Уроженец села Нем – Хагинка, выпускник Калмыцкого педагогического училища 1938 года Вильгельм Теодорович Бифельд родился в 1918 году. В ряды Красной Армии был призван в 1940 году, а войну встретил на западной границе в июне сорок первого…
В мае 1942г. лейтенант Бифельд попал в плен под Смоленском. В лагере для военнопленных он не смирился с тяжелой участью, вошел в подпольную группу лагеря и продолжил борьбу с фашистами.
Офицера советской армии выдали провокаторы, и гитлеровцы его казнили. Герой войны, наш земляк Вильгельм Бифельд похоронен в братской могиле села Глубокое Смоленской области. Одна из улиц Ульяновки носит его имя.
Еще один воин немецкой национальности Генрих Фридрихович Гофман был на год старше своего земляка, он родился в селе Яшалта (ныне село Соленое). Во время Великой Отечественной войны, и тоже под Смоленском, попал в плен. Враги предложили перейти на их сторону, он ответил категорическим отказом. Тяжелораненого Гофмана изверги живьем сожгли на костре.
Один из участников тех событий, бывший военнопленный писатель Голубков в своей книге «В фашистском концлагере» описал подвиг наших земляков – немцев.
С началом Великой Отечественной войны в истории российских немцев началась самая страшная и бесчеловечная страница. Ни в чем неповинный трудолюбивый народ был депортирован в восточные районы страны. Все взрослое население, а также старики и дети были зачислены в трудармию. Обвинения были сняты в 1964 году, а в 1974 году им разрешили вернуться домой. Но нужно ли рассказывать, что дома их не кто не ждал. За годы сталинской депортации были переименованы все немецкие села. Так, на картах появились Ульяновка, Краснополье, Полевой, а вместо других остались лишь поросшие травой холмики…
Вернувшись, домой, немцы, засучив рукава, принялись за дело. Благоустраивались села и поселки, создавались колхозы, возрождалась культура и ремесла. В считанные годы выросло чисто немецкое село Эсто – Алтай.
Роль немцев в жизни современной Калмыкии
На основании переписи населения 1989 года в Республике Калмыкия было учтено 5586 лиц немецкой национальности.
После развала СССР из республик бывшего Союза начался массовый отъезд немцев на свою историческую родину. По статистическим данным, на конец 2001 года в Калмыкии проживает 1100 семей российских немцев около 700 – в Яшалтинском и Городовиковском районах, 400 – в столице республике, а также в Лаганском, Малодербетовском и других районах.
В республике Калмыкия проживает 1643 немца, самое количество из них проживают в Городовиковском районе – 658 человек, а в Яшалтинском – 596 человек. В Малых Дербетах проживают 2 семьи.
Из большой семьи, берущей начало от немецких переселенцев 18 века, в Малых Дербетах проживает Любовь Каруева. Сама Любовь Каруева домохозяйка, добродушная и гостеприимная. Раньше он работала в детском саду. А сейчас она занимается воспитанием своей внучки. Любовь к труду и чистоте, умение экономно жить и быть хорошей хозяйкой – все это от родителей, особенно от мамы. Родители Любови Федоровны Федор Яковлевич и Шарлота Георгиевна Райтер являлись поволжскими немцами. Они проживали в Немецкой Поволжской республике, столицей которой был город Энгельс, в Сталинградской области, в селе Франк. В 1941 году их выслали в Сибирь. Любовь Каруева знает, что дедушку Якова Каспаровича расстреляли в 1933 году во время голода из–за одной свеклы, тогда ее отцу было всего 6 лет. Поволжские немцы пользовались привилегиями. Они могли жить 100 лет без всяких налогов, их не забирали в армию, они имели свои церкви и своих священнослужителей, а также школы. По истечении этих 100 лет прадед по материнской линии Яков Гейн попал на русско-турецкую войну. В 1908 году вернулся раненый, прожил всего 5 лет и умер. Сама Любовь Каруева призналась, что владеет родным немецким языком не в совершенстве. К сожалению, дети ее не владеют языком. Любовь Федоровна прожила в Малых Дербетах 30 лет, но собирается уехать на родину предков.
- Нет красивее места на земле, чем Калмыкия, - убеждена Любовь Федоровна. Но в Германии у Любови Каруевой живет отец, который уже неоднократно приглашает ее с семьей переехать к нему в город Плятенвальт. Все–таки Германия привлекает своим немецким порядком, достатком и комфортом. Хотя никто из братьев и сестер Любови Каруевой, живущих в Урюпинске, Цаце, Волжском, не решаются поехать в Германию.
В селе Малые Дербеты живет другая немецкая семья Андрея Федоровича Буша. Все малодербетовцы знают Андрея Федоровича, как строго и дисциплинированного человека. На самом же деле Андрей Федорович, общительный и доброжелательный. Зовут его Андреем Федоровичем, а настоящее его отчество – Фридрихович. Родители его Фридрих Фридрихович и Раиса Алексеевна из города Волгограда, из Красноармейского района. Нам он известен как Сарепта. Родственные корни тянутся из немецкого города Кельн, где и сейчас проживает немецкая родня. Отец Фридрих Фридрихович – ветеран Великой Отечественной войны, участник боевых сражений под Курском. Мать Раиса Алексеевна является уроженкой Горьковской области. В Элисту, столицу Калмыкии, Фридрих Фридрихович приехал в 1964 году. Он работал начальником строительного треста. Андрей Федорович Буш пошел по стопам отца и окончил строительный техникум. Также он окончил Московский финансовый институт и правовую академию в Москве. Сейчас он работает судебным приставом в Малых Дербетах.
- Стыдно признаться, - говорит Андрей Федорович, но родной немецкий язык не знаю. Но немецкие праздники, например Рождество, мы всегда отмечаем. По вероисповеданию Андрей Буш относит себя не к католикам, а к лютеранам – протестантам. Три брата Андрея Федоровича, которые живут в Волгограде, уже бывали и навещали своих родственников в Кельне. Андрей Федорович Буш тоже собирается в ближайшем времени навестить свою родню.
Комментарии