История одной семьи
У меня очень много родственников. Только двоюродных сестёр и братьев - 24, а родных – четверо. Мои бабушки и три папиных брата с семьями живут в моём родном посёлке, и мы часто видимся. У нас обыкновенная семья. Никто из родственников не стал прославленным или выдающимся, но все они простые и хорошие люди.
Моя семья состоит из четырех человек: я, мама, папа и младший брат Матвей. Мы живём дружно. Недалеко от нас, на одной с нами Дачной улице, живет моя бабушка, Дьяконова Мария Ивановна, мать моей мамы. Она рассказала мне о своём прошлом, о своих родителях, детях, о том, где жила и работала. Две дочери бабушки Марии, Галина и Наталья, живут в г. Райчихинске Амурской области, где долгое время жила и сама бабушка. В Макарак бабушка переехала в мае 2006 года.
Еще одна бабушка – Евдокимова Екатерина Никитична, тоже живёт в пос. Макаракский, на ул. Ленина, 2. Она очень много знает о посёлке, в котором мы живём, о его происхождении, его людях. Она всю жизнь прожила в Тисульском районе, с 12 лет – в пос. Макаракском. У неё было девять детей. В настоящее время шестеро её сыновей живут в Кемеровской области, а дочь – в Красноярском крае.
Родители тоже рассказывали мне о семье, помогали составить родословную, подобрать фотографии, звонили родственникам, чтобы узнать нужные мне факты.
Моя мама, Евдокимова Елена Николаевна, в школе была хорошисткой. Училась на руднике Центральном. Её любимыми школьными предметами были зоология, биология и химия, с детства она мечтала стать врачом или хотя бы медицинской сестрой. Хотела быть хирургом, ей очень интересно было изучать организм человека. Она поступила в Кемеровское медицинское училище и успешно окончила его, получив диплом медсестры. В Тисуле работала лаборантом-биохимиком. Приехав в Макарак – завхозом в больнице. Потом какое-то время не работала, пока подрастал Матвей. Была она и поваром в интернате Макаракской средней школы.
Первый раз мама вышла замуж за Власова Юрия Васильевича, в 1985 году. А в 1986 году родилась моя старшая сестра – Маша Власова. Теперь Маша носит фамилию Хворостова – в июне 2006 года она вышла замуж за Антона Хворостова, и теперь они ждут прибавления в семействе.
Потом мама рассталась с первым мужем и через некоторое время вышла замуж за моего папу, Евдокимова Геннадия Павловича. В 1993 году у неё родилась я, а в 2002-ом – мой брат Матвей.
Мой папа получил несколько специальностей: он и пчеловод, и тракторист, и водитель, и токарь, и механик… Много лет проработал он на Макаракском авторемзаводе, был токарем. Но его мечтой всегда было стать хорошим пчеловодом и развести много пчёл. И мечта эта сбылась. Сейчас у нас есть пасека, это домик на нашем бывшем покосе, где всё обнесено крепким высоким забором, чтобы медведь не пролез. Есть омшаник, где пчёлы зимуют, колодец и три молоденькие яблоньки. Там очень красиво, а летом много цветов. Папа говорит, что пчеловодом быть хорошо: и работа хорошая, и мёд хорошо покупают, и лакомство это вкусное, ни с чем не сравнимое. Признаться честно, я пчёл очень боюсь. У меня не как у папы, с пчёлами отношения не складываются. Его они не кусают, а меня – всегда. И от этого у меня аллергия.
Сама я учусь в 9 классе. Хорошистка. Любимые предметы – биология, физика, русский язык и физкультура. Я хотела бы стать или модельером, или адвокатом. Хотела бы побывать в Санкт-Петербурге. По рассказам бабушки Марии, там очень красиво. Третий год занимаюсь в кружке «Наш край родной», а теперь ещё увлеклась изучением истории моей семьи.
Судьба моей бабушки Евдокимовой Екатерины Никитичны
Моя бабушка Евдокимова Екатерина Никитична родилась 13 марта 1922 года в деревне Владимировке Тисульского района. Теперь этой деревни нет на карте Тисульского района, как и многих других. В семье было трое детей: Екатерина, Мария, Иван.
Родители – отец Иващенко Никита Иванович и мать Иващенко Евдокия Алексеевна. В этой же деревне жили родители и братья матери. Жили бедно. Много работали.
Отец Иващенко Никита Иванович, дед бабушки Иващенко Иван, брат Иващенко Иван Никитич, три дяди – Иван Алексеевич, Григорий Алексеевич, Павел Алексеевич воевали в годы Гражданской войны. После войны вернулись во Владимировку.
Это было тяжёлое время, когда страна поднималась после Гражданской войны. Голод и разруха царили не только в городе, но и в деревне. Начали образовывать артели и коммуны, но жить сытнее не стало. В 1930 году началась коллективизация, а потом и раскулачивание. Семья моей бабушки Кати раскулачиванию не подверглась, ведь они всегда жили бедно.
Возле земли жить – голодным не будешь. Но родители бабушки решили покинуть деревню, в которой родились сами и их дети. Так в 1934 году они оказались в пос. Макарак, где тогда строилась электростанция и нужны были рабочие руки. Многие работали в лесу, так как электростанция топилась дровами. Посёлок только недавно образовался (в 1931 году), но быстро рос, так как приезжали люди наниматься на работу, а ещё здесь располагалось спецпоселение для сосланных сюда «врагов народа» - кулаков и их семей, других репрессированных.
Приехали жить сначала на Васькин Ключ – небольшое поселение в пяти километрах от Макарака в сторону тайги. Жили в бараке, где до них находились заключённые, которые вели линию электропередач на Центральный. На линии работали и вольнонаёмные рабочие. Отец Екатерины
Никитичны, Евдокимов Никита Иванович, - тоже устроился работать на линию. Мать, Евдокия Алексеевна, занималась хозяйством: нужно было вскопать и посадить огород, управиться с хозяйством, накормить детей.Потом купили дом в Макараке на ул. Дачной, 16. Обменяли корову на дом (корова тогда стоила рублей 25, и, кажется, это было слишком дорого). Дом и сейчас целый. В нём живёт теперь другая моя бабушка – Дьяконова М.И.
Бабушка Катя окончила четыре класса, а пятый – уже в вечерней школе. В те времена все так учились: оканчивали начальную школу, и всё. Кто-то шёл в семилетку (так раньше называлась основная школа) и мог уже поступить в училище. Но бабушка пошла работать.
Вечерняя школа находилась на Васькином Ключе. Называлась она не вечерняя школа, а Красный уголок. Учитель приходил в школу из Макарака каждый вечер. Бабушка помнит только его фамилию – Епифанцев. Бабушка вспоминает, что учиться ей не хотелось, потому что днём она работала, очень уставала, и вечером хотелось отдохнуть вместе со сверстниками. Это были Володина Поля, Кренева Нина, Кондратьев Ваня – никого уже нет в живых. Саша Володин, Ладыгин Константин, Щетинин Вася и Горбачёв Иван погибли на фронте. Школа была уютная, светлая и теплая. Не хватало школьных принадлежностей, были только учебник и тетрадка. И то, учебник был не её. Так было у всех детей.
Тогда, как и сейчас, каждая семья старалась посадить побольше картофеля, овощей, чтобы не остаться голодными на зиму. Мясо и молоко тоже было своё, потому что держали коров. Так как места в Макараке мало, огороды были и на горе, и вдоль Кии. Бабушка вспоминает, что там, где сейчас Банный ключ (вниз от посёлка по Кии), всё было распахано. Здесь были огороды спецпереселенцев. Женщины работали на общественных огородах и за это получали продовольственные карточки. На Подвеске было овощехранилище, где по карточкам можно было получить овощи.
Бабушка уже стала взрослой. Молодёжи было много, жилось весело. Отец стал работать на конном дворе – тогда в Макараке было несколько конных дворов, ведь лошадь по тем временам – основная тягловая сила и средство передвижения. После войны тоже работал на конном, который находился там, где сейчас стоит шестнадцатиквартирный дом по ул. Партизанской.
Молодёжь общалась со спецпереселенцами, хотя они жили изолированно и их посёлок был огорожен. На въезде был пост, где проверяли документы. Имели они свои клуб, баню, магазин. Бабушка вспоминает, что там были очень симпатичные парни.
Посёлок развивался и рос. Электростанция уже топилась не дровами, а углем. На Макарачике построили Дом отдыха. Это было очень красивое здание, сюда приезжали отдыхающие со всей области. Однажды там случился пожар – очень страшно было. Хорошо, что удалось потушить.
Наступил 1941 года. Война. В Макараке в военные годы было очень голодно, но все работали: ведь нужно было и семью прокормить, и помочь Красной Армии бить фашистов.
Отец на фронт был призван повесткой в 1942 году. Был ранен выстрелом в руку, лежал в госпитале в Новосибирске. Потом был демобилизован и вернулся в Макарак.
В войну бабушка работала лесником. Отводила лесосеки для рубщиков, выписывала лесные билеты, проверяла пихтовый завод – чтобы правильно рубили пихтолапку, чтобы от дерева не коротко срубали, а оставляли 15 см. По дороге размещала знаки «Храни лес от пожаров». Бывали и пожары в лесу, тогда поднимались тушить всем миром. На Натальевке в такой же должности работала Петухова Вера Дмитриевна. Когда та уволилась, Екатерина Никитична работала за двоих. Участок был до самой Таловки. Ходила пешком. Лесником ещё работал Губарев Дмитрий Фёдорович. С отчётом ходили на Берикуль, где их начальником был Михайлицын Пётр Иванович. Зимой ходили вверх по Кии до горы Сосновой, а там – через гору в Берикуль.
B 1943 году, демобилизовавшись по ранению, приехал в Макарак Евдокимов Павел Романович. В армию его призвали в 1940-ом году, поначалу служил на Дальнем Востоке, потом был направлен на фронт,
был пулемётчиком, был ранен в руку и в голову. Там же, на Дальнем Востоке, служил брат бабушки, Иван Никитич, прислал только одно письмо, потом о нём долго ничего не было известно. А позже пришла похоронка с извещением, что он убит под Москвой и уже похоронен в селе Лужки под Москвой.Бабушка познакомилась с Павлом Евдокимовым. Начали встречаться. В 1945 году расписались, зажили своей семьёй. Один за другим рождались дети. Хорошо, что в Макараке были ясли и там детей до года одевали во всё казённое – так меньше изнашивалась одежда.
После войны был голод. А в Доме отдыха был пионерский лагерь. Павел Романович работал там завхозом. Хлеб давали по карточкам – на рабочего 600 г., а на иждивенцев – по 200 г. Мясо было своё. Однажды муж обменял хлебные карточки на рыбу, а его обвинили в том, что он украл продукты у детей. Хорошо, что разобрались. И рыбу потом отдали. Работал в школе, преподавал ребятишкам столярное дело в мастерской.
Бабушка ещё работала в разных местах, но не подолгу. Работала и на Подвеске с Анной Маниной, Шурой Тагильцевой – катала вагоны с углем. Устроилась на бункер, дробила уголь. Хорошо, когда на улице тепло. А в мороз было сложно с вагонами: уголь смерзался. Однажды все вагоны на землю упали – оборвался толстый стальной трос. Долго ремонтировали.
Работать было тяжело. Отправишь несколько вагонов вниз – можно немного отдохнуть, пока уголь не закончится на станции. А потом опять за работу. Уголь на Подвеску привозили на машинах. Машины тогда топили дровами: пилили чурочки, сушили их, потом – в топку машины. Машины назывались «Газген». На подвеску вела деревянная лестница. Подниматься по ней было тяжело и долго, так как гора большая, но всё-таки легче, чем без лестницы.
В пятидесятые годы работала в продснабе, была поваром. Работала в столовой вместе с Фирюлиной Зинаидой Григорьевной. Уволилась, потому что не давали декретный отпуск.
Вспоминает, что однажды житель Макарака Михаил Фатеев выиграл 25 тысяч рублей и построил на эти деньги дом, где теперь находится почта. А сам с семьёй уехал в 1964 году на Дальний Восток. Кстати, теперь мы, ученики и наша учительница Фирюлина Н.И., переписываемся с дочерью этого человека – Шунковой (Фатеевой) Алевтиной Михайловной. Она обратилась в нашу школу два года назад с просьбой рассказать о школе, посёлке, сделать фотографии. Так завязалась переписка.
Сестра бабушки Кати, Мария Никитична, работала завучем на Воскресенке. Умерла она в середине семидесятых годов.
Трудно было бабушке с такой большой семьёй, но она счастлива, потому что теперь её навещают внуки. Дети выросли и получили образование, каждый нашёл своё место в жизни.
Только вот с дедушкой Пашей у бабушки не всё ладно было. Долгое время они прожили раздельно, поэтому в нашей семье так мало фотографий с ним. Папа и мои дяди вспоминают, что он очень любил порядок. Когда они были детьми, никому не разрешалось садиться на кровать, когда она заправлена покрывалом.
Все сыновья моей бабушки получили рабочие специальности. На Макаракском авторемзаводе токарями работали Геннадий (мой папа) и Александр.
Валерий женился на Валентине Вагановой, работавшей в детском саду, и уехал из Макарака в Тисуль, где стал сварщиком. Сергей после 10 класса поступил в Боготольский железнодорожный техникум. Женился на Нелли Жилогоня ещё в Макараке.
Владимир после десятилетки уехал в Кемерово.
Бабушка помнит, как в 1961 году они услышали о полёте советского человека в космос. Все были очень рады и гордились. Теперь она постоянно смотрит телевизор и удивляется, как много всего происходит в мире. Раньше новостей было мало, и поэтому казалось, что вся жизнь сосредоточена в Макараке.
Я очень люблю свою бабушку. Ни у кого из моих одноклассников нет такой старой бабушки, а моей скоро будет 85 лет! Она переживает за всех своих детей и внуков и расстраивается, если кто-то из них долго не пишет или не приезжает. Мне очень хочется, чтобы она не болела, но ноги уже плохо держат её, и всё-таки бабушка пока ещё сама справляется по хозяйству, топит печь, готовит.
Комментарии