История хакасии
Когда мы знакомимся с историческим прошлым нашего государства, то сразу же понимаем неотъемлемость истории родного края. Это прослеживается с самых древних времен.
Хакасы – тюркоязычный народ, в основном проживающий на территории Республики Хакасия. Известен хакасский народ с I века до н.э.. Упоминание об этом можно найти в древних китайских летописях, хотя само название народа «хакасы» появилось намного позже, так как первоначально его называли «кыргызами».
Проживали хакасы на территории Хакасско-Минусинской котловины, в долине Среднего Енисея.
В 1207 году старший сын Чингис-хана Джучи с монгольским войском вторгся в пределы Саяно-Алтая. Местные князья после своего поражения признали власть монголов. Этническая культура подверглась изменениям, население было разорено и частично угнано в плен. Территория Хакасии была включена в состав монгольского государства, где составила один тумен (область, где проживает 10000 семей).
Скорее всего именно в это тяжелое время хакасский народ создавал свои мифы, легенды, предания, сказки о богатырях, величественных людях, которые несут свободу, надежду на счастье.
Именно в этом устном народном творчестве отразилось богатство духовного мира хакасов, которое достигло высокого развития.
Самым распространенным и почитаемым жанром фольклора являются богатырские сказания, легенды о великих хайджи.
Исполнялись эти народные творения под аккомпанемент музыкальных инструментов. Некоторые сказания были настолько велики, что затягивались на несколько недель.
Сказители – хайджи пользовались большим уважением и часто приглашались в гости в разные концы Хакасии. Они вселяли в сердца своих родичей радость познания и дух сопереживания.
В легендах, мифах, сказаниях хакасов отложилась настоящая стихия поэтического вымысла.
Одна из таких легенд «Сказитель Агол» легла в основу поэмы «Агол» абазинской поэтессы Т.С.Трофимец.
Тематика произведений поэта разнообразна: здесь и раздумья о России, и картины природы, и философское рассуждение о жизни. Но, главной определяющей идеей проходит любовь к большой родине, которая выражается через восхищение родиной малой – Хакасией.
О каком бы хайджи не шла речь в поэме ли «Агол», или же в любой другой легенде, сказании, везде сказитель – это собирательный образ всего хакасского народа. И если вспомнить начало данной работы – исследования, вернуться к вопросу владычества татаро-монголов, то можно с уверенностью сказать, что даже такой немногочисленный народ как хакасы не склонили своей головы, не предали память предков – сильных, мужественных степных людей.
Отдать жизнь за свой народ, за его счастье могут только истинные патриоты. Видимо, таких людей на хакасской земле было не мало. В финале поэмы «Агол» хайджи погибает, но он не сломлен.
Комментарии