Северная война в России
Основным направлением внешней политики России в рассматриваемую эпоху стала борьба за выход к Балтийскому морю, а ее содержанием явилась длительная, занявшая почти все годы петровского правления Северная война (1700—1721). Однако, не отрицая столь серьезного и масштабного предприятия, как занятие русскими Прибалтики, следует сразу сделать одно немаловажное уточнение: Россия сражалась с державой, находившейся не в расцвете лет, а скорее на закате. Мощь Швеции была уже непоправимо подорвана и участием в тридцатилетней войне (163—1648) и рядом крупных потерь в воинской силе и военном флоте, понесенных во второй половине XVII в. от Польши.
В июле 1700г. Россия заключила мирный договор с Турцией сроком на 30 лет и приступила к выполнению своих обязательств перед странами Северного союза — начала войну против Швеции, которая; имея 150-тысячную армию и мощный флот, намеревалась захватить у России Великий Новгород, Псков и Архангельск.
Первый период Северной войны (1700—1708).
Россия объявила войну Швеции 19 августа 1700г. 23 сентября первые русские полки численностью в 10 тысяч человек, преодолевая осеннее бездорожье, достигли Нарвы. Остальные медленно подтягивались к крепости, и их сосредоточение в основном завершилось лишь к середине октября. Царь распоряжался расстановкой батарей и осадными работами. Бомбардировка крепости началась 20 октября и без всякого эффекта продолжалась две недели – ровно столько, насколько хватило пороха, ядер и бомб. Осада крепости затянулась вследствие просчетов в организации, вооружении и снабжении русской армии. Так, многие чугунные пушки при выстрелах разрывались из-за некачественного металла, новобранцы-рекруты первого набора были плохо обучены, а дворянская поместная конница была бессильна при штурме крепости.
19 ноября 1700г. хорошо вооруженное и закаленное в боях 23-тысячное шведское войско под Нарвой разгромило русскую армию. Начало войны, первое же прикосновение с неприятелем закончилось для русских войск сокрушительным поражением. Под Нарвой русские потеряли 12 тыс. убитыми, ранеными и пленными, весь обоз со снаряжением и продовольствием, а также все 135 пушек. Армия лишилась почти полностью высшего офицерского состава. И это притом, что шведов под Нарвой было в несколько раз меньше, нежели русских: под командованием Карла XII находилось 8 – 12 тысяч человек, в то время как русская армия насчитывала 35 – 40 тысяч.
Известие о победе восемнадцатилетнего шведского короля стало достоянием Европы и имело огромный резонанс. В насмешку над русским царём шведы выбили медаль: на одной стороне её был изображен Петр у пушек, обстреливавших Нарву, и надпись: «Бе же Петр стоя и греяся». На другой – бегство русских во главе с Петром от Нарвы: шапка валится с головы царя, шпага брошена, царь плачет и утирает слёзы платком. Надпись гласила: «Изшед вон, плакася горько».
У Карла XII был выбор. Он мог, развивая успех, достигнутый под Нарвой, продолжать военные действия против России и продиктовать ей угодный для себя мир либо направить армию в Польшу против Августа II. Шведский король счел целесообразным двинуться в Польшу. На выбор направления оказало влияние отношения Карла XII к Августу II. Если русского царя шведский король недооценивал, то саксонского курфюрста он люто ненавидел, ибо считал его инициатором Северного союза.
И всё же нежелание лишить Августа польской короны определило решение Карла XII перенести театр военных действий на запад. Отправиться в длительный поход к Москве, имея в тылу саксонскую армию, боеспособность которой была тогда выше русской, шведский король не мог. Тем более что было ясно – Польша готова воспользоваться любым благоприятным случаем, чтобы выступить против Швеции, к тому же и Дания способна быстро оправиться от недавнего поражения и возобновить участие в Северном союзе.
В декабре 1701г. фельдмаршал Б.П. Шереметев у деревни Эрестфер в Ливонии одержал первую победу над шведами. В этой битве 3000 шведов были убиты и 350 взяты в плен, русские потеряли около 1000 человек. В июле 1702г. Шереметев нанес поражение шведам в битве при Гуммельсгофе в Ливонии (современная Литва). Шведы потеряли около 5500 убитыми, 300 пленными и всю артиллерию. Русские потеряли около 400 убитыми и столько же ранеными. В октябре 1702г, под командованием Шереметева войска штурмом овладели мощной шведской крепостью Нотебург (русская крепость Орешек, основанная новгородцами еще в 1323г., но отошедшая Швеции в 1617г. по Столбовскому договору). Петр I назвал эту крепость Шлиссельбург («ключ-город»), подчёркивая этим названием ключевое положение города на Неве, открывавшего путь в неприятельские земли.
В середине марта 1703г. Пётр прибыл в Шлиссельбург для руководства военными действиями. В апреле царь сообщает Шереметеву о готовности войск начать операцию; « и больше не могу писать, только что время, время, время, и чтоб не дать предварить неприятелю нас, о чём тужить будем после»(2,274). Речь шла о нападении на Ниеншанц – крепость, запиравшую устье Невы. Гарнизон Ниеншанца сложил оружие, не дожидаясь штурма, после 10 часов стрельбы из пушек 1 мая 1703г.
У Ниеншанца же три дня спустя состоялось первое боевое столкновение с неприятельским флотом. Два шведских судна из эскадры Нумерса, не зная о капитуляции Ниеншанца, вошли в устье Невы. Пётр решил их атаковать. План атаки двух кораблей Нумерса составил царь. 30 лодок были разделены на две группы: одна из них отрезала шведам выход к морю, а другая нападала со стороны верхнего течения Невы. Пётр непосредственно участвовал в атаке, командуя одним из отрядов, действиями второго руководил Меншиков.
На месте Ниеншанца по указу Петра 16 (27 по новому стилю) мая 1703г. был заложен г. Санкт-Петербург (собственно, была заложена Петром I на острове Заячий Петропавловская крепость (архитектор Д. Трезини), высота шпиля которой составляет 120м и еще 2м-фигура ангела), который в 1712г. стал столицей России. Общий план строительства города разработал архитектор Еропкин.
В 1703г. Шереметев нанес крупное поражение шведским войскам в Лифляндии (территория современной Латвии). Он первым из русских военачальников был удостоен высочайшего воинского звания генералиссимуса.
В 1704г. в Финском заливе на о. Котлин в 30 км от Петербурга была заложена военно-морская крепость Кроншлот (Коронный замок, затем Кронштадт), которая запирала устье Невы со стороны Балтики. Вскоре русские войска освободили Дерпт, Нарву, Иван-город и другие города, ранее принадлежавшие Великому Новгороду. Началось строительство русского Балтийского флота.
За высокомерие и надменность Горн поплатился дважды. Первый раз царь преподал заносчивому коменданту предметный урок ещё в июне. Петр воспользовался советом Меншикова и экипировал несколько русских полков в шведское обмундирование. Они двинулись к Нарве с той стороны, откуда осаждённые ожидали помощи от шведского генерала Шлиппенбаха. У стен крепости развернулось инсценированное сражение между «шведами», которыми командовал Петр, и русскими войсками. До Горна доносились звуки артиллерийской и ружейной стрельбы, и он долго разглядывал поле «боя» в подзорную трубу, но подвоха так и не заметил. Видны были синие мундиры солдат и офицеров, жёлтые и белые штандарты шведской армии. Уверенный в том, что к Нарве подошел долгожданный «сикурс», Горн приказал атаковать русские войска с тыла и тем самым помочь «своим» пробиться к крепости. Вместе с отрядом из гарнизона вышло гражданское население, рассчитывая поживиться всяким добром из русского обоза.
Военная хитрость удалась. Выманенные из крепости шведы были успешно атакованы и понесли значительные потери. (Припомним хохот, раздававшийся в шведском лагере и в столицах европейских государств после первой Нарвы. Теперь пришёл черёд для веселья в русском лагере.)
В противовес Варшавскому сейму, Август созвал в Сандомире сейм из своих сторонников. Сандомирский сейм подтвердил права Августа на польский престол и объявил постановления Варшавского сейма недействительными.
В Нарве Петр I заключил наступательный и оборонительный союз с Августом II, выступавшим на этот раз в качестве польского короля. Речи Посполитой была обещана ежегодная субсидия в 200 тысяч рублей и вспомогательное войско.
В Польшу русские вошли в качестве союзных войск. Глубокой осенью 1704 года русские армии заняли зимние квартиры: Шереметев – в Витебске, Репнин – в Полоцке.
В 1705 году русские войска постигла неудача при встрече со шведами при Мур-мызе. Шведскими войсками командовал генерал Левенгаупт.Неприятный осадок, оставленный «конфузией» при Мур-мызе, вскоре был предан забвению – его заслонили успешные действия русских войск под Митавой и Бауском. Особенно радовало царя овладение Митавой, где русским достались богатые трофеи – около 200 пушек, среди которых были, как писал он, «мортиры новой инвенции» (конструкции). «Сие место великой есть важности» - так оценил Петр завоёванную Митаву, обеспечившую безопасный проход в Польшу. Митава капитулировала 4 сентября 1705 года. Русская армия сосредоточилась в Гродно - на зимние квартиры осенью 1705 года. В январе 1706 года царь получает пока ещё не проверенные сведения о том, что шведы движутся к Гродно. Вскоре очередной курьер вручил пакет с известиями, развеявшими всякие сомнения: маршрут движения шведского короля точен, и его намерения определены – атаковать русскую армию в Гродно. Петр сразу же оценил меру опасности, нависшей над русским войском. В Гродно был сосредоточен цвет армии: в общей сложности 40 тысяч человек, прошедших суровую школу войны, среди них оба гвардейских полка. Потеря этой армии означала бы проигрыш не только кампании, но и всей войны.
В феврале Петр получает донесение о сокрушительном разгроме саксонских войск у Фрауштадта. Дошедшие до царя подробности сражения при Фрауштадте характеризовали союзное воинство с самой худшей стороны: 30 тысяч саксонцев разбежались при появлении 8 тысяч шведов, которыми командовал генерал Реншильд. Сначала бросилась наутек без единого выстрела саксонская конница, по пути разграбив русский обоз, а пехота, оставшаяся без прикрытия, частью была истреблена, частью охотно сдалась в плен. Поражение саксонцев усугубило критическое положение русской армии в Гродно: она не могла рассчитывать на «сикурс» саксонцев и в то же время уже теперь испытывала недостаток в продовольствии. Правда, с продовольствием не лучшим образом обстояло дело и у шведов – разорённая Польша не могла обеспечить им безбедную жизнь. Потоптавшись у Гродно, Карл решил, что его сил недостаточно ни для полной блокады крепости, ни тем более для её штурма. Он расположил свою армию в 70километрах от Гродно и время от времени посылал под стены крепости усиленные отряды. Они должны были препятствовать русскому гарнизону пополнять запасы продовольствия и фуража. В этой обстановке единственно правильным из всех возможных решений было попытаться вывести русские войска из блокированного неприятелем Гродно. Петр отправляет соответствующее распоряжение Огильви.
Вечером 24 марта 1706 года русские войска вышли из крепости, переправились на противоположный берег и, останавливаясь лишь для ночлега, через 12 дней достигли Бреста. Здесь армия получила дневной отдых.
Карл, узнав о выходе русской армии из Гродно, целую неделю вынужденно бездействовал: шведский мост был разрушен ледоходом, и, пока его восстанавливали, русские ушли так далеко, что догнать их уже не представлялось возможным.
В июле 1706 года шведский король повёл свою армию на запад добивать Августа II. Петр облегчённо вздохнул – он получил ещё год передышки. Треволнения, пережитые Петром в течение двух лет, следовавших за второй Нарвой, сменились относительно спокойным 1707 годом. В этом году не производились ни осады, ни штурмы крепостей, не происходило полевых сражений, не отмечено знаменательных событий внутри страны.
Второй период Северной войны.
В 1708г. шведские войска вступили на территорию России с целью захвата Москвы.
3 июля 1708 года произошло сражение под Головчином. В Головчинском сражении Карлу XII сопутствовал успех в последний раз. Это был успех частичный, тактический, стоивший шведам огромных потерь и не нанесший сколь-либо существенного ущерба русскому войску. Карл XII после Головчинского сражения вновь проявил несвойственную своему азартному характеру пассивность. Он почти месяц простоял в Могилеве. Вследствие невозможности в короткий срок организовать оборону этого города царь решил уступить его шведам без боя, сосредоточив 25-тысячное войско к северо-востоку от него, в Горках.
Петр позаботился о том, чтобы неприятельские войска, куда бы их ни повёл Карл, перемещались по опустошённой земле. 9 августа он издаёт очередной указ двигаться впереди неприятеля, «и везде провиант и фураж, також стоячий на поле и в гумнах или в житницах по деревням… жечь, не жалея и строенья»(8,199), уничтожать мосты, мельницы, а жителей со скотом переселять в леса.
Вокруг двигавшейся шведской армии днём и ночью кружили драгунские полки и иррегулярная конница, выполнявшая приказ Петра: «главное войско обжиганием и разорением утомлять»(8,199).
Наступившее затишье, когда происходили стычки, но не сражения, было нарушено артиллерийской канонадой, раздавшейся под селом Добрым 30 августа. Русские войска в двухчасовом сражении одержали блистательную победу.
Противник оставил на поле боя около 3000 убитых, в то время как потери русских войск составляли 375 человек. Победа могла быть полной, от разгрома шведов спасли болота: кавалерия могла бы довершить то, что начала пехота и артиллерия, и тогда бы у шведов, как говорил Петр, «ни един не мог спастися». Поражение привело Карла в бешенство. Он рвал волосы и бил себя кулаками по щекам. Жолквиевская стратегия «томить» противника давала плоды.
У деревни Раевки 10 сентября кавалерийский полк под командованием Карла атаковал русских драгун и понёс жестокие потери. Под королём была убита лошадь. Русским войскам едва не попала в руки редкостная добыча – пленный король. Петр, участвовавший в этом сражении, находился от Карла на таком расстоянии. Что мог разглядеть черты его лица.
После сражения у Раевки Карл принимает крайне рискованное решение. Он не стал ожидать двигавшегося из Риги обоза с продовольствием и подкреплением, отказался и от намерения идти к Москве. Не в правилах короля было попятное движение – возвращение, скажем, в оставленный им Могилев, чтобы там дождаться Левенгаупта. Король круто повернул на юг. Левенгаупт должен был сам догонять главные силы шведских войск. Этим опрометчивым решением Карл оставил обоз Левенгаупта на произвол судьбы и предоставил возможность громить свою армию по частям.
28 сентября 1708г. русские войска во главе с Петром I у д. Лесная близ Могилева разгромили этот шведский корпус. Левенгаупт потерял 8,5 тыс. убитыми, 1 тыс. пленными, весь обоз и артиллерию. Об этой славной победе Петр I говорил как о «матери полтавской баталии».
Карл XII, не получив ожидаемого пополнения, повернул свои войска на богатую хлебом Украину в надежде на военную помощь гетмана И. Мазепы, но тот с трудом мог собрать лишь 5 тыс. бродячих казаков. 25 апреля 1709г. Карл XII с 30-тысячным войском осадил 4-тысячный русский гарнизон Полтавы. Но защитники Полтавы под командованием полковника Келина героически удерживали город 2 месяца, вплоть до подхода основных русских сил во главе с Петром I. Петр I умело расположил войска на правом берегу р. Ворксла у д. Яковцы в 8 км от Полтавы, построив редуты (земляные укрепления) по фронту и в глубину лагеря, с бастионами на углах.
27 июня 1709г. произошла решающая битва под Полтавой основных сил русских и шведских войск. Перед этим Петр I впервые в истории России обратился непосредственно к войскам с речью: «Воин! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества… Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную веру и церковь... А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего».(12,186)
Общее командование сражением осуществлял генералиссимус Б.П. Шереметев, Петр стоял во главе Бутырского полка.
В начале битвы шведам удалось преодолеть часть русских редутов, потеснить конницу и пехоту. Но атака шведских войск, встреченных мощным огнем русской артиллерии, захлебнулась, шведы стали отступать, а русская пехота (Петр I) и кавалерия (А.Д. Меншиков) перешли в контрнаступление. В результате под Полтавой были убиты более 9 тыс. шведов и около 3 тыс. взяты в плен. Русские потери составили 1345 убитыми и 3 тыс. ранеными. В ходе преследования отступавших шведов русская кавалерия взяла в плен еще 16 тыс. человек. Карл XII с И. Мазепой и небольшим отрядом бежал в Турцию, где Мазепа через некоторое время отравился, а его соратник гетман Филипп Орлик принял мусульманскую веру.
За полтавскую победу Петр I получил звание генерала, а Меншиков — звание фельдмаршала кавалерии.
Полтавская победа — классический образец активной обороны и контрнаступления русских войск, в результате которого была уничтожена сухопутная армия Швеции. Русская армия в этой битве показала возросшую боеспособность. Победа над шведами укрепила международный авторитет России. На ее сторону вновь перешли Польша и Дания: к Северному союзу присоединилась Пруссия, ранее занимавшая нейтральную позицию.
Третий период войны.
В 1710 году русские войска заняли Ригу, Ревель (Таллинн), Выборг, Кексгольм и другие города в регионе Балтики. За военными успехами России внимательно наблюдали европейские страны, а Турция, опасаясь потерять свое господство на Азовском и Черном морях, грубо нарушила условия русско-турецкого перемирия 1700г. и объявила России войну. Произошел очередной набег крымчаков.
Петр Первый, утративший под влиянием Полтавской победы присущую ему осмотрительность, решил перехватить у неприятеля инициативу, тем более что христианские правители Молдавии и Валахии – пограничных владений Османской империи – обещали царю поддержку. Обещания эти оказались столь же ненадежны, как и те, которые Мазепа давал Карлу XII.
Плохо подготовленный поход русской армии во главе с самим Петром к реке Прут мог привести к полной катастрофе. Русские были окружены турецкими войсками, превосходившими их по численности более чем впятеро. Сопровождавшему Петра I дипломату П.П. Шафирову удалось завязать переговоры с командованием противника. Возможно, в их успешном завершении сыграл роль подкуп. В итоге был подписан мир на условиях возвращения Турции Азова. Русская армия была спасена и отступила на свою территорию.
Война продолжалась 21 год. Петр назвал её «троевременной кровавой и весьма опасной школой». Почему «троевременной»? Петр пояснял: «Все ученики науки в семь лет оканчивают обыкновенно, но наша школа троекратное время была». Он считал, что Россия никогда ранее «такого полезного мира не получала. Правда, долго ждали, да дождались». В этом Петр был прав.
Приморские приобретения возводили Россию в иное качественное состояние, превращали её в морскую державу. Новорожденный российский флот показал в этих сражениях великолепные боевые качества своих кораблей и отличную выучку экипажа. По Ништадтскому договору к России отходили Эстляндия, Лифляндия, Ингерманландия, города Выборг и Кексгольм. Швеция выговорила право беспошлинно закупать в Риге и Ревеле хлеб на 50 тысяч рублей и компенсацию за Лифляндию в сумме двух миллионов ефимков. Выход в Балтийское море, создание крепостей и сильного флота – все это повысило обороноспособность России.
Комментарии