Кто такие шорсы
Шорский язык
Относится к хакасской подгруппе северо - восточной группы тюрских языков. Имеет два диалекта - мрасский и кондомский, распадающиеся, в свою очередь, на несколько говоров. Мрасский стал основной для первых литературных произведений 1920 - 1930 годов. Письменность появилась у шорцев с 1927 года, они пишут русскими буквами. В 1938 создан новый алфавит на основе русской графики.
Внешний облик. По внешнему виду шорцы относятся к уральской расе, возникшей на основе смешения монголоидного и европеоидного типов населения. Уральская раса неоднородна по своему составу, и эта неоднородность прослеживается во внешнем облике родов населения южных районов Кузнецкой земли, составивших основу шорской народности.
Жилище. Жили шорцы небольшими, до 10 юрт, общинами, связанными узами родства. Шорские селения похожи на небольшие деревеньки, обнесены оградой, с воротами для въезда.
Юрта похожа на крестьянскую курную избу как по размерам, так и по планировке. Это зимнее жилище называлось яйлыг. Для тепла крышу засыпали землей. В жилище не было окон, их стали прорубать позднее. Дверь располагалась на восточной стороне. Справа от входа сооружали очаг (кебе), состоящий из двух вертикальных плах, обмазаннных глиной. В потолке, над очагом, укреплялась труба с выходом наружу.
Вдоль стен стояли лавки: центральная считалась гостевой, справа - для хозяев, слева - для родственников. Пол в жилище был земляной. На стенах крепились полки. В таком тесном помещение человек старался использовать все свободное место.
Христианство
К началу 20 века большинство коренных жителей верховья Томи официально исповедовало православное христианство. Методы распространения христианства были самые различные - от прямого принуждения до введения различных льгот для "новокрещенцев" - бесплатная раздача хлеба, трехлетнее освобождение от всех налогов, выборы только из их числа. Крещение проводилось как в самой церкви, так и за ее пределами - на берегах местных рек. Однако искоренить языческие религиозные обряды и верования так не удалось.
Традиционные представления о вселенной, божествах и духах
В народе сохраняются языческие верования. С древних времен ощущали шорцы единение с живой природой, наделяли душой все, что их окружало: горы, втер, растения, животных. Их вера в одухотворенность мира рисовала в воображении образ духов - хозяев гор, рек, тайги. Языческие верования шорцы сохранили вплоть до утверждения православия на Кузнецкой земле, которое произошло стараниями Алтайской духовной мисс к концу 19 века. Согласно традиционному мировоззрению кузнецких татар - шорцев - мир разделен на три сферы: небесная земля - "ульген чер" - небо; средняя земля - "орты чер" или "бистын чер" - наша земля; земля злых духов - "айина чер" - подземный мир.
Шаманство
К услугам шаманов шорцы прибегали очень часто: при болезнях, во время похорон и поминок, перед охотой, при трудных родах, перед сбором урожая.
Шаманом - по шорски "камом" - мог стань только особый избранник Ульгеня. У такого избранника обычно бывает отметина, так называемая "лишняя кость": бугорок на пальце руки или ноги, ямка в мочке уха и прочее. Если родители замечали такую особенность у ребенка, то обращались к шаману. Он узнавал у главного духа-помощника - горы Мустанг - будет ли ребенок камом. Дух, как правило, подтверждал это, и ребенку с детства внушали, что он будет "камом".
Шаманы были неодинаковы по своей силе и возможностям. Сильный всегда имел бубен с изображенными на нем духами-помощниками и колотушку. Одни шорские шаманы получалм бубны от горы Мустанг, другие - от Эрлика или Ульгеня. В обоих случаях существовали специальные обряды посвящения шаманского бубна.
Семейная обрядность
Рождение ребенка - значительное событие в жизни любой семьи - у кузнецких людей отмечалось весьма скромно. Отчасти это можно объяснить низким социально-экономическим уровнем жизни населения и большой детской смертностью.
Если рождался мальчик, то его отец делал лучок и стрелку - эмблему зверопромышленника и атрибут древнетюркского божества плодородия. В случае, когда рождалась девочка, в углу над колыбелью прибивали к стене вершину молодой березки - символ свадебного шалаша и , значит, будущнго замужества. С целью оберега от злых духов в детскую колыбель клали также ножик или ножницы, привязываи к ней пулю или пуговицу, подаренные новорожденному на счастье.
Свадьбы
В основе шорской свадьбы лежат социально-бытовая безрелигиозная обрядность, в которой большинство ритуальных действий выполняет экономическую или правовую функцию. Нормальным возрастом для вступления в брак считалось 14-17 лет.
Cуществовало два способа заключения брака: умыкание и сватовство. В обоих случаях свадьба справлялась весной. Готовясь к похищению невесты, жених сначала должен был получить от невесты личное согласие. Затем в установленное время украдкой подъезжал к дому невесты. По сигналу она выходила из дому, садилась верхом на коня и уносилась в улус жениха. Там ее сдавали родственникам жениха по женской линии, а утром сооружали супружеское жилище - "одаг". Пока жених с помощью огнива высекал в одаге огонь, невеста, стоя у входа, одаривала всех присутствующих медными кольцами. Каждая девушка собирала с детства такие кольца, и к момент замужества их количество доходило до сотни и более.
В 80-е годы 20 века в жизни коренного населения Горной Шории отмечается позитивный процесс. современные шорцы чтят и помнят свои традиции. Рост национального самосознания пробудил интерес к традиционной культуре шорцев. В 1989 году была принята программа возрождения Горной Шории: создан Шорский природный парк, а Таштаголе открыт музей истории и природы Горной Шории, в 1990 году вышел в свет шорский букварь.
Комментарии