Как создать учебную программу
Компьютерные программы учебного назначения играют важную роль в современном учебном процессе. Использование новых информационных технологий в школе обосновано – обучение поднимается на качественно новый уровень, открываются дополнительные возможности получения знаний, диагностики уровня знаний и самоконтроля. В настоящее время существует множество компьютерных программ различного назначения, разработанных для учебных целей:
- программы обучающие (содержащие учебный материал);
- проверяющие (контролирующие) программы;
- тренировочные программы;
- имитационные и моделирующие программы;
- игровые программы;
- электронные учебники и виртуальные или Web-учебники.
Программы контролирующего класса относятся к наиболее востребованным. В настоящее время не существует компьютерных программ тематического контроля, ориентированных на учебник и учебную программу углубленного изучения английского языка авторов О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой. В продаже имеется множество различных электронных учебников по английскому языку (в том числе с возможностью диагностики знаний), которые не используются учителями английского языка на уроках. Компьютерная программа не будет востребована в школе, если ее потребительские свойства не соответствуют потребностям преподавателя, рамкам конкретной учебной программы. По словам учителей, имеется противоречие между большинством существующих компьютерных программ и учебно-методическими комплектами в школе. Красочное оформление, мультимедийные эффекты таких программ не могут компенсировать несоответствие учебнику и программе, по которой обучаются школьники. Кроме того, большинство авторов учебных программ создают собственные интерфейсы, что приводит к большим объемам программ и предъявляет высокие требования к используемой вычислительной технике.
Особенность моей разработки в том, что данная программа контроля знаний создана как электронное приложение к учебно-методическому комплекту авторов О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой с углубленным изучением английского языка, 8 класс. Программа предоставляет возможность проводить тестирование по каждой теме курса. Данная разработка является программой с «закрытой архитектурой»: программа гарантирует объективность оценки знаний и защищена от возможных сбоев вследствие несанкционированного вмешательства, т.е. тестирующийся лишен возможности доступа к банку заданий (вопросов), к ключам тестов, к тексту самой программы.
Эта программа написана на языке Visual Basic. Окна, которые появляются при работе с программой, выполнены в стиле ОС Windows (т.е. программа не только работает, но и выглядит профессионально).
Выбор системы программирования и создание интерфейса
При разработке данной программы я исходил из интересов учащегося и преподавателя.
Проведение контрольного мероприятия с применением компьютера не должно приводить к дополнительным затратам времени на изучение правил общения с ним. Удобство использования учебной компьютерной программы определяется ее интерфейсом, т.е. набором средств для ввода и вывода. В качестве интерфейса выбрана система объектно-ориентированного программирования Visual Basic, которая дает возможность создавать удобный графический интерфейс разрабатываемого приложения. Данный интерфейс удобен для пользователя ПК, так как тестируемому учащемуся не нужно специально изучать, осваивать что-либо новое для прохождения теста, время освоения программы сводится к минимуму – т.е. представленная разработка предъявляет весьма умеренные требования к уровню компьютерной грамотности пользователя.
Кроме просторы применения выбор среды Visual Basic обусловлен следующими причинами:- для работы с данным приложением достаточно наличия в ПК любой версии OC Windows;
- приложение не требует специальной установки дополнительных сред;
- программа занимает небольшой объем памяти и свободно помещается на гибкий магнитный диск 3,5.
Описание алгоритма
С помощью системы объективно-ориентированного программирования Visual Basic созданы объекты и заданы значения их свойств в диалоговых окнах. Взаимодействие программных объектов между собой и их изменения описаны с помощью программного кода. Создание программного кода базируется на использовании алгоритмических структур различных типов, исполнителями которых являются программные объекты.
В процессе компьютерного контроля преподавателем знаний учащегося основная роль отводится диалогу ПК и учащегося, основные этапы которого можно схематически представить в виде: преподаватель → учащийся → ПК → преподаватель → учащийся
Разработанная программа включает перечень изучаемых тем, блок вопросов по каждой теме, команды, обрабатывающие ответы, и блок статистики.
Задания по выбранной теме представлены в форме диалога. При решении вопроса о том, как будут вводиться и анализироваться ответы, я остановился на возможности выбора верного ответа из трех предлагаемых. Чтобы передать свой ответ в компьютер для проверки, учащийся должен выбрать номер ответа и нажать на соответствующую клавишу. Ответы, вводимые учеником по мере прохождения контроля знаний, последовательно считываются в окне среды Visual Basic и проверяются на правильность.
Комментарии