Биография Лермонтова
Что для вас одиночество? Медленнодействующий яд, всеобъемлющее молчание и пустота, пугающие население земного шара на протяжении нескольких тысячелетий? Для многих это состояние представляется самой большой бедой в жизни, и только единицы воспринимают его как возможность оказаться наедине с собой. И, кажется, одиночество - это скорее подарок, чем наказание. История знает лишь несколько Истинных Одиночеств, Художников, чья не только внутренняя, но и внешняя жизнь проходила «вне общества». Для меня таким человеком стал Михаил Юрьевич Лермонтов, чьё Одиночество запечатлено не только в его биографических описаниях, но и во множестве его произведений. Большинство героев Лермонтова одиноки, но одиночество для них не является ни наказанием, ни проблемой, они воспринимают его как должное, как судьбу. Именно в этих героях мы находим черты характера самого автора.
Григорий Александрович Печорин в романе «Герой нашего времени»: "Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен». Да ведь и сам Лермонтов часто казался странным, мало кому он был известен таким, каким был на самом деле. У многих создаётся впечатление, что в романе писатель говорит о самом себе. В повестях «Бэла» и «Мери» автор как бы предупреждает нас о том, что может быть жесток со своими любимыми. Мы знаем, что поступки Печорина с удивительной точностью отражаются в жизни Лермонтова. Ему так естественно влюбиться в насмешливую красавицу, поставить под угрозу её брак, едва ли не опозорить перед всем светом, а потом рассказать ей о том, что не любит её и кажется, не любил никогда. Варенька Лопухина, Екатерина Сушкова - не своё ли отражение они увидели в образах Бэлы и Мери?
О смерти Григория Печорина мы узнаем совершенно неожиданно. На этом известии роман не заканчивается, после него следуют еще три повести, в которых как ни странно, повествование идет из уст самого Печорина. Но ведь и после смерти поэта книги продолжают жить. Их читают иногда даже с большим интересом, чем читали при жизни автора, и слова, написанные им, помогают нам увидеть жизнь Поэта ярче, чем свидетельства сотен очевидцев.
Я ищу в романе «Герой нашего времени» намёки и подсказки, оставленные автором для меня, и понимаю, что Одинокий человек, это тот, кому мало что нужно в жизни, кроме достижения цели. Это человек, который не ищет места, где можно было бы остаться навсегда, он устремлен только вперед и всё время ищет что-то новое. Ему нужно что-то, что может удержать его в этом мире ещё на некоторое время. А если он этого не находит, то начинает болеть, страдать и погибает не от одиночества и уж точно не от какого-то земного чувства, а скорее оттого, что ему просто больше некуда двигаться, незачем лететь и нечего добиваться.
Лермонтов — не единственный творческий человек, которого судьба предпочла оставить наедине с собой на всю жизнь. Может быть, одиночество и творчество неразлучны? Может быть, одиночество является спутником творчества, следуя за ним и дополняя его? Может быть. Ведь, именно пустота вокруг заставляет вызвать себя на монолог, разобраться в себе, отточить свои мысли, чувства, эмоции и выложить все это на бумагу с такой точностью, чтобы ты стал понятен не другому, а самому себе. И вновь убедиться в невозможности и недосягаемости самопонимания.
В пьесе Лермонтова «Маскарад» Арбенин женится на Нине от одиночества и только потом понимает, что влюблен в нее и погружается в это чувство так сильно, что убивает скорее не от ревности, а от смешения несовместимого: любви и одиночества. «Любил он часто, чаще ненавидел, и более всего страдал!». Вот так человек, попытавшийся противостоять своей судьбе, избавившись от одинокой жизни и женившись, вновь возвращается туда, откуда пришел. Одиночество, настигая человека, становится для него вечным. Лермонтов в обществе вел себя обычно весело, сыпал шутками, остротами, не боялся шутить и по поводу важных вопросов, но что скрывалось за этой остротой слова? Князь А.И. Васильчиков в своем рассказе о второй дуэли Лермонтова пишет: «В Лермонтове было два человека: один — добродушный, для небольшого кружка ближайших друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение; другой — заносчивый и задорный, для всех прочих знакомых». Наверное, поэтому Лермонтова не очень любили в свете прямолинейные в своей грубости мужчины, то и дело уличавшие его в двойственности характера. Но как любили его женщины, так легко чувствующие эту тонкую вуаль истинного страдания! Боялись ли они неизбежной участи Бэлы? Наверное, да ведь жить с гением, любить гения и добиться от него взаимности очень непросто. Особенно если он так дорожит своим Одиночеством.
Каждый одинокий человек хранит все свои качества для того узкого круга людей, с которым привык быть собой. При первой встрече с Виссарионом Григорьевичем Белинским Лермонтов вызывает у критика чуть ли не отвращение. Поэт, как обычно, уклоняется от серьёзных разговоров, шутит. Белинский после этой встречи признается, что так и не раскусил Лермонтова. Но пройдёт около трёх лет, и новая встреча закончится совершенно иначе: Белинский в восторге от личности и художественного мышления Михаила Юрьевича, говорит, что увидел его самим собой, «в словах его было столько истины, глубины и простоты!»
Получается, что одинокий человек имеет право выбора: раскрывать свою сущность, свой настоящий характер перед незнакомым человеком или нет. Так они проживают всю свою жизнь: заботясь часто только о себе, не от эгоизма, а скорее от того, что им не о ком больше заботиться. Потому что судьба, а, может, и кто-нибудь другой решил, что лучше гению оставаться вечно в одиночестве, посвятив свою жизнь тому, чтобы делать мир красивее, интереснее и полнее, оставляя человека часто в пустоте, от которой ему самому хотелось бы бежать как можно дальше, чтобы стать таким же как все, избавиться от ночных кошмаров, так часто посещающих его от одиночества, безысходности и от того, что нет никого рядом, кто мог бы помочь и спасти.
Таким я представляю себе Лермонтова. Он умирает будучи молодым, но мудрость его достойна зрелого человека, счастье для него недостижимо, а одиночество неизбывно.
Комментарии