Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: Шмырева Ольга Ивановна | Добавлено: 2015-03-05

Биография А.В. Никитенко

Знаменитые уроженцы Белгородчины... Много ли их, все ли имена нам известны, сколько еще для себя мы сделаем открытий? В 2009 году мы будем отмечать 205 годовщину со дня рождения Александра Васильевича Никитенко - профессора Петербургского университета, академика российской академии наук. Впервые это имя я услышала на уроке истории в связи с деятельностью Н.Г. Чернышевского. Меня поразил тот факт, что человеком, который преподавал Чернышевскому в Петербургском университете, был наш земляк, бывший крепостной, академик А.В. Никитенко. Исследуя материал об Александре Васильевиче, меня поразило следующее: в биографии одного человека отразилась целая эпоха! Его жизнь - это крепостная Россия, ее нравы и обычаи; восстание декабристов и николаевская реакция; ожидание реформ и разочарование и, конечно, удивительные русские люди.

Грибоедову принадлежат слова: «Замечательные люди исчезают у нас, не оставляя после себя следов». А.В. Никитенко оставил нам личную биографию «Моя повесть о самом себе и о том, чему свидетель в жизни был», три тома «Дневника», публикации. Целью моего исследования является открыть для себя жизнь, творческий путь замечательной личности А.В. Никитенко. Его деятельность охватывает 50 лет русской общественной жизни, лекции Александра Васильевича слушали И.С. Тургенев, В.П. Островский, он сотрудничал в «Современнике». Не знать о таком нашем земляке не простительно для каждого образованного человека.

Александр Васильевич Никитенко родился 12(24) марта 1804 года в деревушке Удеревка Воронежской (в настоящее время Алексеевский район Белгородской области). Отец его, Василий Михайлович, был крепостным.Он проявлял способности к пению и был взят в Москву, в графскую капеллу. Василий Михайлович обнаружил редкие способности ко всему, чему его учили, он приобрел разносторонние знания, даже знание французского языка. На склоне лет А.В. Никитенко напишет «Мою повесть о самом себе и о том, чему свидетель в жизни был». В ней он, анализируя обстоятельства жизни отца, его поступки, сделает вывод о том, что образование и духовное развитие крепостные получали как бы в насмешку. Василий Михайлович не мог мириться с беззаконием и надругательством над слабыми и беззащитными. «Борца за правду» наказали и отправили служить управляющим у помещицы Б. Александровой, владения которой находились в 15 верстах от Алексеевки, в селе Удеревка. Изучение биографии А.В. Никитенко дает возможность познакомиться с эпохой, ее нравами, узнать много интересного о родном крае. Нарисованный им портрет помещицы А.Б. Александровой является типичным для XIX века. «Эта феодальная дама, - писал Никитенко, - отличалась всеми свойствами деспота, обладая несколькими сот рабами. Она собственноручно колотила свою любимую горничную Пелагею, раздавала пощечины прочим». Никитенко в «Моей повести...» описывает картины живописной местности, его малой родины, нашей Белгородщины. О селе Удеревке, месте своего рождения Александр Васильевич писал: «...Барский дом стоял на высокой горе, у подошвы которой течет река Тихая Сосна. Начиная с вершины горы, по скату ее до самой реки простирался великолепный сад, с множеством плодовых деревьев и с огромными вековыми дубами. На противоположной стороне реки зеленел и пестрел цветами роскошный луг, с живописно разбросанными на нем куполами лоз и вербы. На одном из грациозных изгибов реки стояла 1 водяная мельница. около пенилась и клокотала вода, отдаленный шум падения которой долетал до горной вершины .»

Через несколько лет семья Никитенко переехала в Алексеевку, где Василий Михайлович стал учительствовать.

Воспоминания и этого периода жизни А.В. Никитенко интересны нам. Как отличаются принципы и система образования в России в н. XIX в. и современной школы XXI века!. Он отмечал, что школы были почти в каждом селе, но содержались, как правило, духовенством. Воспитательный момент сводился к употреблению ременной плетки.

По достижении Александром одиннадцатилетнего возраста отец решил отвезти его учиться в Воронеж в уездное училище. В училище страсть к книгам увеличилась, его начинает интересовать литература историческая и биографическая. Александр окончил училище первым учеником, ему был вручен епископом воронежским и черкасским Антонием похвальный лист. Но происхождение его напоминало о себе. Он, крепостной, не мог продолжить образование в гимназии. Шел 1816 год. Александр потеряв надежду быть принятым в Воронежскую гимназию, переезжает в Острогожск, куда уже перебралась семья отца. Первый период жизни заканчивается. «Детство по самой силе вещей, беззаботное, даже в неприглядной среде, как моя, осталось далеко позади: я очутился на рубеже новой жизни, где мне предстояло много тяжелого, но где, говорю с признательностью, я имел и свою долю успеха», - так Никитенко закончил повествование о первом периоде жизни в «Моей повести. . .»

Большую роль в судьбе А.В. Никитенко сыграли офицеры вернувшиеся после окончания Отечественной войны из заграничного похода. В 1 8 1 7 году в Острогожске была расквартирована драгунская дивизия, в которой служил К.Ф. Рылеев. «Я не был отвергнут ими, - пишет Никитенко, - напротив, принят с распростертыми объятиями и братским участием. Они видели во мне жертву порядка вещей, который ненавидел... Сближение мое с этими людьми дало новый толчок моему развитию и значительно расширило мой умственный горизонт. Они, между прочим, впервые познакомили меня с новейшими произведениями отечественной литературы».

Вдумаемся в этот факт. Герои Отечественной, заграничный поход русской армии, стремление передовых людей России изменить положение вещей в стране... Эта логическая цепь, известная всем школьникам, ведет нас к декабристам, истокам освободительного движения. Наш земляк, крепостной А.В. Никитенко, волей судьбы попадает в водоворот событий. Несколько раз он обращался в Петербург к графу Д.Н. Шереметеву с просьбой дать ему вольную. Ему отказали. К счастью для Александра, ему удалось найти в Петербурге своего старого знакомого Кондратия Федоровича Рылеева.

К.Ф. Рылеев, А.М. Муравьев, князь Е.П. Оболенский и другие офицеры решили в складчину выкупить Никитенко. (Как схожи судьбы крепостных земляков - А.В. Никитенко и М.С. Щепкина). Наконец, в свои именины, осенью 1824г. Шереметев дал обещание отпустить Никитенко на волю.

Итак, Александр, свободный человек, совершилось то, о чем он так долго мечтал и за что так настойчиво боролся.

Встал вопрос: как жить? И здесь Александра не оставил Рылеев. Об этом замечательном человеке, безвременно погибшего на эшафоте за активное участие в восстании декабристов, Александр Васильевич напишет: «Я не знал другого человека, который обладал бы такой примечательной силой. Стоило заглянуть в его удивительные глаза, чтобы всем сердцем безвозвратно отдаться ему».

Началась новая полоса в; жизни: А.В, Никитенко. Он поступил в Петербургский университет. В течение года, предшествующего восстанию на Сенатской площади, продолжались встречи и беседы студента - первокурсника с людьми, близкими кругу Рылеева и Оболенского. Это знакомство, без сомнения, оказало благотворное влияние взглядов А.В. Никитенко. Он не оставил нам Дневника за 1825 год. Возможно, в нем были сведения, факты, наблюдения, так или иначе связанные с участниками тайного общества. Можно предположить, что общение Александра Васильевича с друзьями, с его покровителями К.Ф. Рылеевым и Е.П. Оболенским не носил политической направленности, а только подготавливало к пониманию важности общественного и гражданского служения. А.В. Никитенко через всю жизнь пронесет идеи декабристов о гражданском обществе, идеи Добра, Нравственности, Просвещения, Свободы. Беспримерная по своей жестокости расправа над декабристами настроила юношу на пессимистический лад. С особой силой в эти трудные месяцы проявились лучшие его качества: самостоятельность, энергия характера, стойкость, воля. Не случайно, первым его литературным опытом станет сочинение «О преодолении несчастий», опубликованное в журнале «Сын Отечества» в 1826 году. В мировоззрении Никитенко в этот период происходят значительные изменения. Он разуверился в успехе революционных переворотов. Оказавшись без средств к существованию, Александр Васильевич вынужден будет стать секретарем у госпожи Штерич. Будут и положительные моменты в этой странице биографии. Он обретет опыт простого и свободного общения с тем, кто по своему социальному статусу превосходит его, у нее в доме он познакомится с А.П. Керн, а через Керн - с А.С. Пушкиным.

Ко времени завершения университета перед А.В. Никитенко встанет вопрос о собственной преподавательской деятельности. Замечательной иллюстрацией состояния науки в 30-е годы XIX в. являются размышления А. Никитенко: «Было время, что нельзя было говорить об удобрении земли, не сославшись на тексты священного писания. Тогда требовали, чтобы философия преподавалась по программе, сочиненной в Министерстве народного просвещения; чтобы преподавая логику, старались бы в то же время уверить слушателей, что законы разума не существуют, а преподавая историю, говорили бы, что Греция и Рим вовсе не были республиками, а так, чем-то похожим на государство с неограниченной властью. Теперь, в 30-е годы, требуют, чтобы литература процветала, но чтобы никто ничего не писал ни в прозе, ни в стихах, требуют, чтобы учили как можно лучше, ью чтобы учащиеся не размышляли, потому что учащиеся - что такое? Теперь требуют от юношества, чтобы оно училось много и притом не механически, но чтобы оно не читало книг и никак не смело думать «что для государства полезнее, если его граждане будут иметь седую голову вместо светлых пуговиц на мундире».

Анализируя эти строки А. Никитенко, приходишь к выводу о самом жестоком периоде России XIX века, о периоде жесточайшей николаевской реакции.

"Свою педагогическую деятельность в Петербурге А. Никитенко начнет в Институте благородных девиц. В 1837 году он получает звание профессора философии, защитив диссертацию. Итак, в 33 года Никитенко становится доктором наук, профессором по философии. Его любимой отраслью науки была русская словесность. Он был одним из основоположников

академической школы отечественного литературоведения. Такой строгий критик, как В.Г. Белинский, отмечал талантливость его выступлений на лекциях и в печати:«Академические речи г. Никитенко выходят из ряда обыкновенных явлений этого рода. Жизненное содержание и блестящее, красноречивое изложение» всегда составляют неотъемлемую принадлежность всего, что выходит из-под даровитого пера этого автора».

Никитенко - профессор всегда чутко относился к молодому поколению, поддерживал научные устремления своих воспитанников. Замечательные воспоминания о своем наставнике оставил Виктор Петрович Острогорский, в будущем известный педагог: «Это был человек невысокого роста, коренастый и плотный, с умным, приветливым лицом, живыми глазами, хитро смотревшими из-под густых, нависших, с проседью бровей, с почти совсем седыми, жесткими волосами, слегка подстриженными, не поддающимися щетке и стоявшими небольшим хохлом, придававшим лицу важность». О Никитенко - профессоре можно узнать от другого известного всей России человека - Н.Г. Чернышевского. Чернышевский, поступив в Петербургский университет в 1846 году, застал Никитенко в расцвете преподавательской деятельности. Значительную лепту в образование Н.Г. Чернышевского внес наш академик из крепостных.

Никитенко, как и многие образованные люди России, возлагал большие надежды на реформы Александра II и в первую очередь на отмену крепостного состояния крестьянства. Александр Васильевич рассматривал реформы 60-х годов не как «прихоть общества», а как «потребность», без удовлетворения, которой «нет возможности России существовать». А Никитенко будет разочарован в реформах. Откровенным проводником реакционной политики станет министр народного просвещения граф Толстой, девизом которого будут слова: «все дураки, кроме меня одного». Никитенко решает уйти из университета, он не может мириться с реакционным режимом. Много времени и сил теперь он уделял Российской академии наук, выступал с докладами и сообщениями о состоянии русской литературы, подавая пример честного и преданного служения русской науке.

Скончался Александр Васильевич Никитенко 21 июля 1877 года в разгар борьбы балканских славян за свое освобождение от турецкого владычества.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)