Навруз
Весной час упустишь, всем летом не наверстаешь! В преддверии дня весеннего равноденствия, т.е. 21-22 марта у нас проводится праздник «Навруз».
«Навруз» – это праздник проводов зимы, встречи весны. Успех «Навруза» – в веселых играх, потехах, национальных соревнованиях двигательного и познавательного характера. В перерывы народных соревнований, бытовавших в дни Навруза, для детей и гостей праздника выступают фольклорные ансамбли, оркестры народных инструментов, вокальные группы, танцоры, шуты, чтецы, сказочники и т.д. Это праздник – календарный, это праздник на воздухе, во многом карнавал, спортивно-игровой праздник. От взрослого зависит, насколько ярким и запоминающимся будет этот праздник, ведь дети растут и развиваются, играя.
Грачиная каша
Проводился этот праздник весной под прилет грачей. Варилась грачиная каша из дробленой пшеницы (гречки, проса, риса) в общем казане на костре в районе полей, чтобы каши хватило и людям, и прилетевшим грачам.
На таком празднике пели старые и новые народные песни, в которых у грядущего лета просили хорошего урожая. В сценарий праздника обычно включались:
- исполнение песен о птице и каше в виде конкурса;
- состязания на быстроту переноски горшков каши на ухватах (с завязанными глазами) и помещение этих горшков в печи (печи сделаем из фанеры). Кто горшок уронит, кашу прольет, рассыплет, должен тут же собрать и унести в поле птицам;
- конкурс на знания фольклора о каше и птицах;
- конкурсная проба разных каш с завязанными глазами (овсяная, пшеничная, гречневая, ячневая и пр.) на вкус;
- выставки кулинарных изделий, связанных с кашей (блины с кашей, суп из каши и т.п.).
Восстановление национальных природных праздников прошлого необходимо и для восстановления экологической культуры преклонения перед природой, ее красотой, бережного отношения к ней.
Сабантуй и Барда-зиен
Самый популярный, самый яркий, самый веселый и самый любимый праздник населения Притулвья -это «Сабантуй», который проводится в деревнях. Смысл этого праздника глубок, а история Сабантуя такая же древняя, как и сам народ. Что касается названия, то у слова «сабан» есть два значения -это плуг и весенний сев; «туй» же -это праздник. В любом случае, «сабантуй» -праздник земледелия, почитания матушки Земли, день поклонения ей. В этот день все дышит красотой: и весенняя природа, и народ, словом, все пронизывается духом праздника. На этом празднике уж каждый сможет себя показать!
Символом праздника является интуитивное стремление трудового народа к единству, ожидании богатого урожая, выявление самых умелых среди жителей деревень, получение духовного и эстетического удовлетворения.
Сабантуй» -праздник после коллективного труда. Идя на сабантуй, люди радуются завершению огромного физического труда -посева. Сабантуй представляет собой национальный праздник труда, ума, здоровья и силы. Нагрузка праздника -выставка работ, рукоделии как награда победившим на соревнованиях, в работе, в различных спортивных состязаниях, в мастерстве по исполнению народных песен, танцев. Подарком являются вышитые полотенца, платки, платочки, домотканное полотно, которые специально подобранные люди собирают с населения (сорэн сугу) для награждения победителей.
Немало трудовых усилий от молодежи требовала подготовка и проведение Сабантуя. Именно здесь проводится общественная проверка трудовых навыков и умений девушек и джигитов.
Самым популярным, известным далеко за пределами Бардымского района является Барда-зиен, проводимый только в нашем районе, праздник, установленный самим народом.
«Барда-зиен» -это праздник борозды и будущего урожая. Праздник «Барда-зиен» проводился после завершения весенне-полевых работ – в д. Краснояр, в день солнцестояния – 22 июня. Зиен был для населения долгожданным радостным событием, к нему готовились месяцами. Заранее готовили нарядные одежды, украшения, обновляли упряжь, мужчины и парни готовились к участию в национальной борьбе (корэш), конных скачках. До зиена с населения собирали подарки для награждения победителей. На это торжество собирались десятки тысяч людей со всех соседних регионов.
Барда-зиен был самым почитаемым, самым большим, ярким праздником населения, после весеннего труда. Здесь встречались родственники, друзья: парни знакомились с девушками, шла продажа товаров, а население приобретало необходимые товары. Специфической особенностью зиена является большее стечение народа, нежели на сабантуе.
Эти праздники – эхо столетий, бесценное духовное наследие нашего народа, обогащаемое ежегодно новыми формами и содержанием и дошедшее до наших дней от дедов и отцов.
Как принято у нашего народа, подготовка к Барда-зиену и сабантуям начинается с приведения в порядок, очистки, украшения окружающей территории, населенных пунктов, улиц и дворов, наших домов.
Барда-зиен и сабантуи – это поистине праздники дружбы. В них охотно участвуют люди различных национальностей. Они вобрали в себя общечеловеческие понятия – совесть и честь, нравственность и порядочность, справедливость в борьбе и соревнованиях.
Барда-зиен и сабантуй – это соперничество, состязание от начала до конца. Мало того, конные скачки, национальная борьба, поднятие гири, бег в мешках и т.д. – это экзамен на красоту и здоровье, а песни и танцы – на оригинальность, индивидуальность.
Особую торжественность вносит в праздник и является украшением участие в нем известных людей района, края и страны, а также старшего поколения – ветеранов войны и труда.
Такие праздники проходят на лоне природы. Историю человечества нельзя понять, не учитывая взаимодействия культуры, техники, духовного мира людей с природой.
С годами к «Барда-зиену» вносились изменения. Праздник получил новую окраску. Сейчас проводится парад победителей и сельхозколлективов, подъем флага праздника, установились новые правила национальной борьбы и конных скачек. В наши дни «Барда-зиен» посвящается окончанию весенне-полевых работ, чествованию тружеников села, хлеборобов, и воспринимается как праздник борозды и будущего урожая. Характерным для праздника является и расширение торговли, разнообразие товаров, высокий уровень культурного обслуживания и спорта, их массовость.
Заключение. Таким образом, в своей работе я старался отразить использование и применение некоторых татарских народных игр, праздников нашего региона, так как социальные функции праздников актуальны и в настоящее время: это и передача знаний из поколения в поколение, и сплочение участников события в единый коллектив, и воспитание патриотизма и уважения к народной культуре.
К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо осваивать. Уходят, к сожалению, из жизни наши бабушки и мамы и уносят с собой тайны мастерства. Время само подсказало, что не должна стираться национальная память, забываться то, что народ оставил нам, самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Комментарии