Ель, елка – пушистая красавица, которую мы помним с детских лет, как предвестницу самого желанного и веселого праздника на Руси – Нового года. Старые бабушкины елочные игрушки, запах смолы, каникулы, снег – все это символы Нового года. Наши самые первые рисунки – это мама, я и неуклюжая новогодняя елка. Как же так случилось, что это пушистое и одновременно колючее дерево стало для нас символом времени – временем прощания со Старым годом и встречей Нового года.
С глубокой древности у европейских народов (германских, славян) вечнозеленые деревья (ель, сосна, можжевельник, кедр, пихта, лиственница) символизировали вечную жизнь, бессмертие, были вместилищем духовной жизненной силы, имели большое духовное значение.
Из-за своего вечно зеленого покрова ель считалась символом храбрости, смелости (до дерзости, безрассудства), приподнятого состояния духа, верности, бессмертия, долголетия, надменности, царских достоинств. В Древней Греции ель считалась деревом надежды (бытовало представление, что троянский конь был частично сделан из ели; греки использовали еловые ветви при прорицаниях). Ель считалась священным деревом богини охоты Артемиды.
В кельтском друидическом календаре ели посвящён день 23 декабря, когда согласно кельтской традиции, рождается божественное дитя, воплощающее дух плодородия. Рождественская ель символизирует начало года и жизни в целом. Еловая шишка — символ огня жизни, восстановления здоровья.
Символом огня являлась и сама ель, возможно, из-за сходства её формы с формой пламени.
Но, одновременно, с таким положительно возвышенным жизнеутверждающим отношением к этому дереву у древних народов имелось и острожное боязливое отношение к нему. Возможно, такое отношение возникло из-за того, что ельник – самая темная часть леса. В еловом лесу всегда тихо, не слышно пение птиц, воздух влажный и неподвижный и создается такое мрачное настроение.
Отсюда другое отношение к этому дереву: ель- дерево мертвых. Люди издревле боялись елей. В мировоззрении древних славян хвойный лес ассоциировался с потусторонним миром. Отсюда, запрет на одиночное хождение в хвойный лес, который называли темным. До сих пор считается, что ели нельзя сажать вместе с плодовыми деревьями. В еловом лесу нельзя спать.
Ель рассматривалась как связь между мифологическими мирами: живых и мертвых.
Еловый бор – «священная роща», это мир предков, который определяет свои законы поведения. В нем все принадлежит предкам, здесь нельзя смеяться, шуметь, собирать ягоды, грибы, дрова, рубить деревья. Но он может вылечивать людей, если они уважают его и следуют его правилам поведения.
Еловый лес – постоянный персонаж наших русских сказок.
Еловый лес – место обитания лешего, а болото в еловом лесу – любимое место обитания кикимор. Баба Яга тоже любит темный еловый лес. Почти во всех русских сказках герои терялись в еловом лесу.
Самые обычные приемы проказ и шуток леших заключаются в том, что они «обводят» человека: всякого углубившегося в чащу с целью собирать грибы или ягоды они либо «заведут» в такое место, из которого никак не выбраться, либо напустят в глаза такого тумана, что совсем собьют с толку, и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу на одном и том же месте.
От проказ лешего можно легко избавиться при помощи известных приемов, которым учили на Руси с малолетства, по заповедям отцов и прадедов. Так, заблудившемуся рекомендуется присесть на первой же колоде, снять с себя и выворотить наизнанку одежду и надеть на себя. Поменять местами ботинки.
Зачем же люди начали украшать это вечнозеленое дерево?
Новогодняя традиция украшать елку восходит к древним представлениям кельтов, эстов, литовцев, славян о том, что особая жизненная сила и энергия этих деревьев может приближать весну, помогает плодородию и обещает благополучие, а духов, обитающих в зеленых ветвях, надо ублажать подношениями, подарками, которые развешивали на елках.
Превращение ели в рождественское дерево произошло на территории Германии, где ель во времена язычества была особо почитаемой и отождествлялась с мировым деревом: «Царицей германских лесов была вечнозеленая ель» Именно здесь, у древних германцев, она и стала сначала новогодним, а позже — рождественским растительным символом. Среди германских народов издавна существовал обычай идти на Новый год в лес, где выбранное еловое дерево освещали свечами и украшали цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершались обряды.
Есть легенда о том, как ангелы пошли в лес, чтобы выбрать для мира дерево Рождества. Вначале они считали, что им должен стать могучий дуб. Однако один из ангелов не согласился с этим: «Нет, — сказал он, — мы не можем выбрать дуб. У него слишком твердая древесина». Ангелы отправились дальше и подошли к буку. И тогда второй ангел сказал: «И бук мы не можем выбрать в качестве рождественского дерева, потому что осенью он слишком рано увядает и быстро теряет свою листву». Когда они подошли к березе, третий ангел сказал: «Береза тоже не подходит для наших целей, поскольку ее ветки обычно используются в качестве плеток для наказания провинившихся». Точно так же была отвергнута ива, потому что, по мнению четвертого ангела, это дерево не может быть символом радости, оттого что большую часть времени оно плачет. Наконец, ангелы подошли к ели и из-за ее вечнозеленого покрова, стройной, симметричной формы и приятного запаха хвои единодушно выбрали ее деревом Рождества. Таким образом, в результате сделанного ангелами выбора ель и стала мировым рождественским деревом.
Пусть же всегда эта вечнозеленая красавица дарит нам веселые зимние каникулы, незабываемые встречи нового года, чудесные первые детские воспоминания и конечно же новогодние подарки.
Комментарии