Главные праздники Китая
Среди государственных праздников самые главные: 1 октября – День образования КНР, 8 Марта – Женский день, 1 Мая – день трудящихся, 4 Мая – День молодёжи, 1 Июня – День детей. Но, пожалуй, особенно широко отмечаются традиционные праздники по лунному (сельскохозяйственному) календарю.
Прежде всего, это празднование китайского Нового Года, который отмечается в 1-й день «первой луны»: в конце января – начале февраля.
Китайский Новый год, как пишет американский учёный Эберхард, длится почти два месяца. За месяц до дня Нового Года в первые дни «двенадцатой луны года» производится очищение дома в материальном и духовном смысле, «изгнание злых духов», очень тщательная уборка дома. Далее, в 8-й день «двенадцатой луны», в каждой семье готовится «суп восьмого дня» (сладкая каша из зёрен риса или хлебных злаков с орехами, хурмой, каштанами и т.п.). В этот день моют статую Будды в храме, производится очищение, «купание Будды».
Теперь все злые духи изгнаны или потоплены, и надо лишь умилостивить богов перед их отправкой на небо к высшему божеству – «Нефритовому императору».
В 24-й день последнего месяца перед Новым годом – днём «отправки богов», семьи дают прощальный обед, состоящий из сладких блюд, – «богу домашнего очага», чтобы он «на докладе вышестоящему богу говорил только сладкие речи». Это жертвоприношение совершают мужчины. В этот день сжигают бумажное изображение бога и его бумажного коня. Праздник сопровождается фейерверком, взрывом хлопушек, продолжающимся несколько ночей. К последнему дню года должны быть подготовлены новогодние подарки для всех членов семьи. До Нового года должны быть уплачены все долги. На дверях с обеих сторон вывешиваются длинные красные полоски бумаги с благими пожеланиями. В южной части страны в каждом доме ставится мандариновое деревце, играющее роль своеобразной ёлки.
В новогоднюю ночь собираются все поколения семьи за обильной трапезой, причем обязательное блюдо – «цзяоцзы». В самом конце праздника стоит грохот хлопушек, напоминающий канонаду. После этого все затихают. Магазины закрыты и улицы пусты не только в первый день Нового года, но и течение пяти последующих дней.
В праздновании китайского Нового года мы видим, помимо общих традиций: богатого стола, всей-всей семьи за ним, еще и поклонение богу Будде, поклонение языческим богам, что свидетельствует о глубоком понимании китайцами этого дня не только как праздника, а и особого события.
Первый день первого месяца – начало нового года – в Китае именуется праздником Весны и является самым важным из праздников. Его содержание связано с празднованием богатого урожая, изгнанием нечистой силы и молениями о ниспослании в новом году благополучия и удачи.
В дни праздника Весны принято делать подношения предкам, обходить дома родственников, близких, учителей и выражать им поздравления и благодарность. В этом состоит один из важных элементов китайского этикета.
Устраиваются массовые гуляния, во время которых даются традиционные представления – танцы драконов, львов, шествия на ходулях.
Новый год по лунному календарю называется также «праздник фонарей», так как в этот день принято развешивать бумажные разноцветные фонарики.
К китайцам Праздник Фонарей, по всей вероятности, перешел от индусов, хотя сами китайцы рассказывают, что праздник этот очень древний и установлен еще в первые годы основания Поднебесной империи с правления ханьского императора Минди – сторонника популяризации буддизма, который отдал приказ в ночь Юаньсяо во дворце и в больших монастырях зажигать ритуальные фонари в честь Будды. Постепенно этот обычай распространился и в народе.
Так это было или нет, но ученые считают, что Праздник Фонарей установлен в честь бога солнца и огня.
Мы видим, что в середине зимы китайцы поклоняются богу солнца и огня – он в большом почете. Они ждут весны, лета…
5 апреля китайцы отмечают праздник холодной пищи – «Ласточки Цзе-туя».
В некоторых районах Китая этот праздник называется Праздником Старого Огня, потому что в этот день все огни в доме гасятся и в течение следующих 24 часов огонь не зажигается.
В день «старого огня» люди едят холодную пищу, которая была приготовлена днем раньше. Это овощи, каша, лепешки и выпеченные из рисовой муки фигурки ласточек Цзе-туя. Но кто же такой был это Цзе-туй и чем он запомнился людям?
Это был преданный оруженосец одного мелкого китайского феодала. Однажды хозяин оказался в опасности и был вынужден бежать с несколькими верными слугами. Они укрылись в горном районе, и им нечего было есть. Тогда верный Цзе-туй отрезал кусок собственной ноги, сварил его для своего голодного господина и тем самым спас ему жизнь
Впоследствии удача снова улыбнулась этому феодалу. Он добился новых успехов в жизни и даже стал владельцем небольшого княжества в провинции Шаньси. Но… забыл о своем спасителе. А когда вспомнил и хотел вызвать его к себе, то узнал, что Цзе-туй разочаровался в людях, оставил этот мир и живет отшельником в лесу.
Феодал послал к отшельнику гонцов, но, несмотря на все уговоры и подарки, Цзе-туй не хотел возвращаться. И тогда феодал приказал поджечь лес, чтобы заставить отшельника выйти. Но Цзе-туй предпочел сгореть, чем вновь вернуться к вероломному хозяину. Когда пламя охватило деревья, множество ласточек с тревожным щебетанием поднялось в небо: птицы как бы оплакивали Цзе-туя.
На феодала смерть святого отшельника произвела очень глубокое впечатление, и он приказал, чтобы впредь в годовщину этого печального события не зажигали огонь ни в одном доме. Произошло это в VI веке до н.э.
С тех пор много утекло воды, но и сегодня ласточки Цзе-туя «слетаются» в китайские дома во время Праздника холодной пищи и чистого света, чтобы покормить людей.
Праздник в память Цзе-туя – это не только холодная пища и обряды зажигания нового огня. Он отмечается весной, а это еще и время любви и веселья. Молодые парни и девушки уходят из городов и деревень и собираются на берегу реки. Здесь они устраивают веселые пирушки, а потом поют и танцуют.
Этот праздник напоминает еврейский обычай: не зажигать свет по субботам, есть холодную пищу.
Мы видим еще одну особенность китайских праздников: каждый из них включает в себя как можно больше обрядов.
Примерно на 5 апреля (общепринятого календаря) приходится праздник Цинмин – начало одного из 24 сезонов года по сельскохозяйственному календарю. С его наступлением начинаются посевные работы в деревне, высаживание деревьев-саженцев.
Следующий праздник – это Праздник лодок-драконов – Дуаньу. Его проводят в пятый день «пятой луны», соответствующий нашему концу июня – началу лета. В этот день бросился в воду великий поэт-патриот Цюй Юань. Простые китайцы верили, что духи умерших обитают в нашем мире, а не в подземном. Поэтому для успокоения души поэта с лодок рыбаков бросают рис в реку. Церемония проведения этого праздника веселая и красочная. Гонки на лодках, имитирующих драконов, проводятся в лучших, нарядных костюмах под веселую народную музыку. Праздник начинается с парада лодок, пестро раскрашенных и позолоченных, с высоким носом в виде распахнутой пасти зверя. Команда состоит не только из гребцов, но и из людей, размахивающих флагами, играющих на цимбалах, бьющих в гонг. Зрелище очень красивое, шумное, зажигательное.
По преданию, день 5 мая в древности был днем Дракона. Дракон служил тотемным животным для жителей царства, расположенного к югу от Янцзы, которые в это день устраивали в его честь жертвоприношения. Кроме того, поскольку с наступлением лета учащаются инфекционные заболевания, в ряде мест принято «изгонять порчу», для чего на притолоке дверей развешивают пучки целебных трав: аира, полыни, кроме того, окропляют пол водой, настоянной на реальгаре, что отгоняет змей и насекомых.
Китайцы считают это время года опасным, а месяц, когда происходит летнее солнцестояние – несчастливым. Они даже полагают, что ребенок, родившийся в этом месяце, когда-нибудь погубит своих родителей.
Влюбленные в это время не решаются сочетаться браком, ибо уверены, что крепкая семья у них не сложится. Им приходится ждать, пока солнце не повернет на осень.
В конце сентября проходит Праздник середины осени. О его происхождении существует несколько легенд. Согласно одной из них, обычай справлять день середины осени ведет начало от празднеств в честь хорошего урожая, когда делались жертвоприношения Богу Земли. Согласно другой – в основе лежит культ Луны. До сих пор в ночь Середины осени принято любоваться полной луной и угощать гостей лунными пряниками. Круглая луна, круглые лунные пряники – все это олицетворяет для китайцев единение в кругу семьи.
Праздник отмечается в полнолуние в ночь на пятнадцатый день «восьмой луны». Это праздник женщин, праздник урожая, очень романтичный, связанный с поверьями о «лунном зайце, о нефритовом дворце и его хозяйке – богине Чан Э».
В прошлом во дворике каждого дома сооружался жертвенник, в центре которого помещались фигура «лунного зайца с длинными ушами» и блюдо с тринадцатью «лунными лепешками» – «юэбин» (из муки с орехами и сахаром), по числу месяцев полного лунного года, а также свечи, ароматические палочки, тарелки с дынями, гранатами, яблоками , виноградом и персиками. Яблоки и виноград символизировали плодородие, дыни и гранаты – множество детей, персики – долголетие. Вся семья собиралась около жертвенника, за трапезой слагали стихи о красоте луны и ночи, рассказывали сказки.
Сейчас в этот праздник все члены семьи собираются вместе, едят «лунные лепешки», имеющие круглую форму и как бы символизирующие объединение. Когда стемнеет, все выходят на улицу любоваться луной. Если кто-то из близких людей или влюбленных находится далеко друг от друга, то каждый из них смотрит на луну и вспоминает о другом.
В Китае воздушные змеи всегда были важной частью многих праздников. На девятый день девятого месяца по китайскому календарю всенародно отмечается «Праздник Высокого Полета». Красочный вид имеет небо, сплошь усеянное змеями всевозможных форм и размеров. Некоторые из них имеют форму рыб, лягушек, птиц. Это не только детский праздник, вполне взрослые люди объединяются в играх. Проводятся даже «битвы бумажных змеев», в которых змеи с прикрепленными к ним кусочками стекла используются для того, чтобы срезать нитки у других змеев.
Также в этот день по лунному календарю – праздник Двойной девятки. Китайцы, радуясь наступлению прохладного бабьего лета и пышно расцветшим кустам хризантемы, пьют вино, настоянное на лепестках хризантемы. Согласно поверью, цветки хризантемы целебны и продлевают жизнь. Выходя на прогулку, прикалывают к платью кизиловую веточку, способную отгонять насекомых.
И, наконец, последний праздник в китайском году – это Праздник ледяных фонарей. Он проводится в городе Харбин.
Обычно 31 декабря у огромных ледяных ворот парка имени Ли Чжаолиня (первого мэра Харбина) собирается полгорода. Лучшие скульпторы и художники Харбина перед праздником работают в парке несколько недель.
Из огромных кусков льда, вырубленных из реки Сунгари и привезенных сюда на повозках, запряженных лошадьми, они создают настоящие шедевры: дворцы, мостики, галереи, скульптуры людей и животных.
Вот, например, ледяной аквариум – в кубы чистейшего льда вморожены настоящие золотые рыбки.
Русские жители Харбина говорят, что история Праздника ледяных фонарей, вероятно, лежит в церковном празднике Крещения (или Иордани), во время которого в России сооружали ледяной крест.
Праздник ледяных фонарей проводится в Китае уже почти четверть века и стал одним из популярнейших в стране.
Итак, мы обнаружили заимствованные праздники (у Индии, России), обычаи, схожие с обычаями других стран (Израиль).
Также мы выявили некоторые особенности: множество обрядов, посвященных одному празднику; заметили особый культ бога солнца и огня. Еще мы увидели влияние климата на обычаи Китая.
Но на самом деле это – лишь поверхностный вывод. Есть много других деталей, на которых я хочу остановиться подробнее.
Китайская культура подчеркивает исключительную важность личностного совершенствования, роста внутреннего мира человека. Особенно следует отметить культуру личного досуга. Общение с друзьями предполагало поэтические состязания, литературные игры, совместное созерцание красот природы, поиск гармонии и единство с космосом.
Некоторые праздники являются живым выражением национального духа и обычаев. В Китае с его многонациональным населением у каждой этнической группы есть свои праздники, но все они в той или иной степени отмечены влиянием традиционной китайской культуры. В отличие от Европы и Западной Азии, где большинство праздников имеют религиозное происхождение или находятся в связи с религиозными представлениями, а кроме того, часто сопровождаются религиозными отправлениями, праздники в Китае, в частности, ханьские, по большей части не связаны с религией. Они связаны либо с сельхозработами, либо с обычаем поминовения предков, либо происходят от других суеверных обычаев изгнания нечистой силы. Так, например, некоторые праздники отражают закономерности жизни аграрного социума. Обряды поминовения и обычай собираться на праздник всей семьей отмечены явным влиянием древних обрядов жертвоприношений в честь предков, а кроме того, выражают особенности китайской этики, всегда высоко ставившей семейное благополучие. Некоторые праздники произошли от обрядов изгнания нечистой силы и молений о ниспослании мира и благополучия. Наступление ханьских праздников, играющих ведущую роль в китайском обществе, определялось по сельскохозяйственному календарю.
Генеральная уборка означает прощание со старым годом. Кое-где на створках дверей вывешивают изображения бога дверей, который по поверью способен уберечь дом от нечистой силы и бедствий. На стенах внутри помещения расклеивают новогодние лубочные картины, содержание которых посвящено надеждам на хороший урожай, мир и благополучие.
Для «изгнания нечистой силы» производят взрывы петард.
Национальные праздники (и прежде всего – Новый год) начинались, как правило, с поклонов перед алтарем предков. Духов приглашали прийти и присоединиться к семейному торжеству. Оно превращалось в день подлинного единения поколений. Все предки и потомки воспринимаются как одно «я» родового организма.
Комментарии