Что такое гостеприимство
Гостеприимство ср. радушие в приеме и угощении посетителей; безвозмездный прием и угощение странников или странноприимство.
Гостеприимство – универсальная традиция повседневно-бытовой культуры, предписывающая обязательность радушия и заботы о госте.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Гостеприимство – добродетель, весьма распространенная в древности даже между грубыми и необразованными народами.
Библейская энциклопедия
- Гостеприимство – это готовность с искренней радостью принять гостей, кем бы они ни были и в какое бы время не пришли.
- Гостеприимство – это одна из наиболее почитаемых христианских добродетелей.
- Гостеприимство – это не только щедрость в материальном, но и щедрость души человека.
- Гостеприимство – это тот свет, на который люди слетаются, как мотыльки. Гостеприимный дом не бывает пуст, а его хозяин – одинок.
- Гостеприимство – это сочетание благородства, щедрости и уважения к людям.
Преимущества гостеприимства.
- Гостеприимство даёт радость – от общения.
- Гостеприимство обеспечивает приток энергии – от окружающих людей, которые ценят гостеприимство.
- Гостеприимство даёт оптимизм – гостеприимный человек ожидает от людей и от жизни только хорошего.
- Гостеприимство даёт открытость – для встреч и событий.
- Гостеприимство даёт возможность – проявить лучшие свои качества.
- Гостеприимство даёт свободу – от одиночества и уныния.
Из истории возникновения традиции
Гостеприимство всегда было главной чертой русского человека. Оценивалось оно прежде всего хлебосольством. В старину гостя полагалось напоить и накормить досыта. Обычай предписывал, чуть ли не насильно кормить и поить гостя. Хозяева становились на колени и уговаривали съесть и выпить «еще хоть чуть-чуть». Объяснялось это тем, что поместья и селения располагались далеко друг от друга, и редкий гость, был всегда в радость. С тех пор гостеприимство в России неизменно стоит на первом месте, а память о славных народных застольях, царских, дворянских и купеческих гастрономических пиршествах жива и поныне.
Традиция дворянских обедов берет начало со времен Петра I.
В XVII веке, каждый зажиточный горожанин не мог обойтись без проведения праздничных пиров, это входило в его жизненный уклад. Готовиться к праздничному пиру начинали задолго до торжественного дня - особо тщательнейшим образом вычищали и прибирали весь дом и двор. Из сундуков доставали парадные скатерти, посуду, полотенца, которые бережно хранились там для этого дня.
А почётная роль руководителя этих приготовлений отводилась хозяйке дома. На хозяина же ложилась не менее важная обязанность - приглашение гостей на пир. Причём, в зависимости от статуса гостя, хозяин либо посылал с приглашением слугу, либо ездил сам. А собственно само мероприятие выглядело примерно так: к гостям выходила в хозяйка в праздничном наряде, она приветствовала их, кланяясь в пояс. Гости отвечали ей земным поклоном, затем следовала церемония целования: хозяин дома предлагал гостям почтить хозяйку поцелуем. Гости по очереди подходили к хозяйке дома и целовали её, и при этом по канонам этикета, держали руки за спиной, после снова кланялся ей и принимал из её рук чарку водки. Когда хозяйка направлялась к специальному женскому столу, это служило сигналом для всех рассаживаться и приступать к трапезе. Обычно церемониальный стол стоял отдельно в "красном углу", то есть под иконами, возле неподвижно приделанных к стене лавок, сидеть на которых, по тем временам, считалось более почётным, чем на приставных.
Сама трапеза начиналась из того, что хозяин дома отрезал и подавал каждому приглашённому гостю ломоть хлеба с солью, что символизировало гостеприимство и хлебосольство этого дома, и сегодняшние хлебосольные традиции берут свои истоки с той поры. В знак особого уважения к кому-нибудь из своих гостей хозяин мог сам положить какое-нибудь кушанье с особой тарелки, специально ставившейся с ним рядом, и, при помощи своего слуги, послать почётному гостю особо, подчёркивая своё внимание к нему.
Торжественные обеды и застолья в честь приёма иностранных гостей устраивались с особой широтой и размахом. Они демонстрировали не только материальные возможности хозяев, но и широту русской души.
Хотя традиция встречать гостей с хлебом и солью пришла к нам с той поры, но порядок подачи блюд в те времена заметно отличался от того, который привычен нам сегодня: сперва ели пироги, после блюда из мяса, птицы и рыбы, и только в конце трапезы принимались за супы.
Традиции пировать и трапезничать были не только у богатых и знатных членов общества.
Представители практически всех слоев населения считали обязательным собираться за пиршественным столом по поводу всех значимых событий в жизни, будь то свадьба, крестины, именины, встречи, проводы, поминки, народные и церковные праздники...
И именно эта традиция дошла до нас, практически ничуть не изменившись. О русском гостеприимстве известно всем и так было всегда.
А что же касается еды, то если в дом русского человека приходят гости и застают семью за обедом, то непременно будут приглашены к столу и усажены за ним, у гостя вряд ли будет возможность отказаться от этого приглашения.
Многое изменилось с того времени но, как и наши далёкие предки, мы любим собираться за праздничным столом. Уж так повелось, что, приглашая гостей или отмечая с родственниками какое-либо семейное торжество, мы обязательно усаживаемся за стол, такие столы объединяют нас с нашими близкими и друзьями. Красиво накрытый стол, благоухающий ароматами различных блюд, снимает напряжение и располагает к душевной беседе.
Комментарии