Шаляпин родился в 1873 году в Казани. Его отрочество чем-то похоже на юность Максима Горького, с которым Федора Шаляпина связывала настоящая, искренняя дружба. Однако, несмотря на схожесть судеб и духовное родство, внешне популярный певец и знаменитый писатель мало походили друг на друга. Если писатель взял тяжелый псевдоним "Горький", то имидж певца был совсем другим - кумир толпы, баловень судьбы, эталон для подражания...
В 1892 году в Тифлисе происходит знаменательная встреча Шаляпина с бывшим солистом Большого театра Д. А. Усатовым, определившая во многом судьбу певца. Фанатично преданный музыке, Усатов не только бесплатно занимался с Шаляпиным основами вокала и оперным репертуаром, но и поддерживал юношу деньгами из своих весьма скудных средств.
С каждым спектаклем имя Шаляпина становилось все более популярным, он сблизился с известными деятелями культуры - актерами, музыкантами, художниками. При их непосредственном участии в 1895 году певец получил дебют в Мариинском театре.
В начале мая двадцатитрехлетний Шаляпин приезжает в Нижний Новгород, знакомится с городом, который сразу очаровывает его. Молодой певец получил возможность раскрыть свои безграничные способности, испытать чувство сценической свободы. В Нижнем, главное чувство, которое овладело Шаляпиным, была радость, огромный прилив сил, вера в себя, какая-то напоенность жизнетворной энергией, которую он впитал здесь, на Волге, в нижегородском театре, предчувствие, что в его судьбе произошел важный перелом…
Летом 1901 г. Фёдор Иванович Шаляпин в третий раз приехал (до этого он дважды был здесь), в Н. Новгород для участия в оперных спектаклях на ярмарочной сцене. 30 августа здесь состоялся спектакль "Иван Сусанин". Едва окончилась предпоследняя картина оперы, как в артистическую уборную Ф.И. Шаляпина вошел Алексей Максимович Горький.
В завязавшемся разговоре знаменитый певец, еще не успевший снять костюм Сусанина, и писатель узнали друг от друга, что судьбы их во многом схожи. Вспомнили Казань, Саратов, Тифлис, где оба были в одно и то же время. И это так растрогало и взволновало их, что непроизвольно, почувствовав горячую взаимную симпатию, они обнялись и расцеловались. Через полчаса они сидели в ярмарочном ресторанчике, а затем уехали в город к Пешковым. Именно Нижний Новгород стал тем городом, где зародилась дружба между Шаляпиным и Горьким.
Некоторые полагают, что Шаляпин с Горьким познакомились еще будучи мальчишками, когда Шаляпин хотел петь в церковном хоре, но его не взяли туда из-за того, что у него ломался голос, и приняли в этот самый хор Алёшу Пешкова, который был на 5 лет старше Шаляпина.
Но есть и другая версия их знакомства: по собственному признанию Шаляпина, он впервые услышал о Горьком в 1898 году от Рахманинова. Певец вспоминал, что тогда же написал Горькому письмо, но ответа не получил. В сентябре 1900 года в Большом ярмарочном театре, где выступал Федор Иванович, произошла встреча двух великанов-самородков – Горького и Шаляпина. Оба они, поднявшиеся благодаря своим исключительным природным дарованиям из самых низов на вершину мировой славы, были глубоко различны по своему внутреннему содержанию: восемнадцатилетний Алеша Пешков работал пекарем, а тринадцатилетний Федор Шаляпин забегал сюда перекусить, начав служить в ссудной кассе. Можно сказать, что их судьбы на протяжении всей жизни переплетались. Встреча в Нижнем переросла в теснейшую дружбу на многие годы. После их знакомства Ф. Шаляпин решил остаться в Нижнем ещё на несколько дней, что бы сблизиться с Горьким. В эти дни нижегородцы часто видели знакомую им сутуловатую фигуру писателя рядом с высоким, атлетически сложенным, в элегантном пальто и шляпе двадцативосьмилетним певцом. Они то прогуливались по Волжскому откосу и у стен кремля, то спешили к зданию театра. Увлеченный своей дружбой с Горьким, находясь в восторженно-радостном настроении, Шаляпин часто бывал у него дома, где испытывал неудержимую потребность петь. Особенно много пел он в квартире писателя. И каждый вечер по просьбе Алексея Максимовича он исполнял целую концертную программу….
Долгие годы Горький имел огромное влияние на певца. Выступая в зимние сезоны на сценах императорских театров, Шаляпин летом 1902 и 1903 гг. вновь гастролировал в Нижнем Новгороде, одновременно стремясь использовать эти поездки для встреч со своим другом.
Вскоре Шаляпин и Горький вновь встретились в ярмарочном театре, продолжали делиться воспоминаниями о своей жизни, беседовали об искусстве. Горький был очарован талантом Шаляпина. Алексей Максимович решил подвигнуть своего нового приятеля на общественное дело: он предложил дать ему в городском театре концерт в пользу фонда постройки Народного дома в Н. Новгороде. Шаляпин согласился. 8 августа 1900 года в Н. Новгороде состоялась закладка здания Народного дома. Его открытие произошло 2 сентября 1903 года.
Друзья Ф. И. Шаляпина вспоминали, что к коллекции оружия, полученной им в подарок от Горького, он относился не просто как к набору дорогих сувениров, а как к талисманам, помогавшим ему хорошо выступать на сцене. С бутафорским оружием, прилагавшимся к его театральным костюмам, Шаляпину, по его собственным словам, не удавалось до конца войти в роль, и он чувствовал себя на сцене недостаточно уверенно. Но стоило ему взять с собой в театр один из подарков Горького, как все менялось: настоящее оружие словно бы помогало Шаляпину почувствовать себя той исторической личностью, которую он играл, и исполнить свою партию самым блестящим образом.
В 1931 году эмигрировавший во Францию Федор Шаляпин добился, казалось бы, невозможного. Певец заставил сталинское правительство выплатить компенсацию за незаконно изданную в Ленинграде автобиографию. На подобный шаг не решился больше ни один из эмигрантов.
На протяжении нескольких лет великий оперный бас Федор Шаляпин мечтал описать свой путь от ученика сапожника до певца с мировым именем. Этот замысел он осуществил только летом 1916 года, когда в течение нескольких недель вместе со своим другом Максимом Горьким сочинял текст будущей книги «Автобиография. Страницы из моей жизни».
Началом своей артистической карьеры, сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу В. Б. Серебрякова. Вначале на должность статиста.
27 июля 1898 года состоялось венчание Иолы Торнаги и Федора Шаляпина.
Женщина необыкновенной душевной щедрости и обаяния, она была верной супругой, доброй и прекрасной матерью. Иола оставила балетную сцену ради семьи, родив пятерых детей. Все они оказались по-своему одаренными и унаследовали от родителей любовь к искусству. Но с годами это умение давалось Иоле Игнатьевне все тяжелее.
С Иолой Шаляпин прожил семь счастливых лет и…всю жизнь, потому что даже тогда, когда в жизни певца появилась его вторая жена, добрые отношения с его первой семьей не прерывались. К чести Иолы Игнатьевны следует сказать, что она тщательно скрывала случившееся от детей. Лишь в 1910 году она расскажет подросшим детям о второй семье отца, но вину за случившееся возьмет на себя – ей не хотелось бросать тень на Федора Ивановича…
Было принято решение создать школу, которая позже стала называться «шаляпинской».
"Вместо подарка подносим Федору школу его имени", – писал Горький.
С этого времени и начала свою деятельность шаляпинская школа, с которой великий артист долгие годы поддерживал тесную связь.
В дальнейшем Шаляпин оказывает школе постоянную материальную помощь.
В 1910 году во время гастролей в нижегородском ярмарочном театре Шаляпин опять посетил "свою" школу. Прогулки с детьми, подарки, а вечером праздник – большой концерт. Уезжая из Александровки, он пригласил крестьян в ярмарочный театр.
Утверждать шаляпинскую гениальность в оперном искусстве - значит ломиться в открытую дверь. Но природа одарила его и другими талантами: незаурядный художник, рисовальщик-карикатурист, скульптор, выдающийся оперный режиссер. Шаляпин умел играть на скрипке, виолончели; когда требовали обстоятельства, вставал и за дирижерский пульт. Был он удивительным рассказчиком, написал две биографические книги, немало рассказов, фельетонов, стихотворений, и поэтому не зря один из его ближайших друзей, знаменитый композитор Сергей Рахманинов, заметил: «Беспредельный, феноменальный талант во всем, за что ни берется».
Судьба поставила жизнь Шаляпина и Горького в контекст Времени и Истории. Сегодня, когда общество всё чаще возвращается к утверждению нравственных ценностей, мы отчётливо видим, какой замечательный пример даёт нам дружба великих людей – дружба великая и трогательная, которой они дорожили. Горький ввел Шаляпина в новый для него круг московских литераторов, в телешовскую «Среду», где, как писал Горькому Л. Н. Андреев, певец пленил всех своей многообразной талантливостью. Общение с писателями имело благотворное влияние на развитие певца, Федор Иванович любил петь на этих вечерах. Так же общение с литераторами не проходило бесследно – он входил в атмосферу художественных дискуссий. Интерес Шаляпина к концертам для рабочих возник под влиянием близости к горьковской группе «Знания» и самому Горькому.
«Дружба Алексея Максимовича с отцом росла и крепла, - вспоминала дочь Фёдора Ивановича. - Отец был “влюблён” в Горького, преклонялся перед его умом и знаниями. Только ему он до конца открывал свою душу, с ним советовался, у него искал в тяжёлые минуты опоры и защиты». Об этом красноречиво говорит их переписка. Слово Горького было законом для Шаляпина. М. Горький в свою очередь восхищался могучим, самобытным талантом артиста, стремился расширить его общественный кругозор. Ценил и любил в нём прямоту, широту, отзывчивость. На камине в столовой у Фёдора Ивановича стояла бронзовая индийская статуэтка, которая принадлежала Горькому. Он то и дело подходил к камину, брал статуэтку в руки и всё приговаривал: «Вот придёт Алёша, и я ему отдам. Это же его вещь, я должен лично ему её возвратить…» Все понимали, что маленькая бронзовая вещица потому так притягивала, что в ней он видел предлог для встречи с Горьким.
Обильная литература о великом певце позволяет прийти к выводу, что Шаляпин обладал и еще одним даром он знал толк в еде, хорошем застолье и тонких винах, что дано, как известно, далеко не каждому. Вышедший из народных глубин, Шаляпин любил простые рецепты русской кухни.
Макаронные изделия не оставляли Шаляпина равнодушным и на родине этого блюда. Будучи как-то в миланском ресторане «Санта Лючия», он не только попросил записать ему по-итальянски (которым Шаляпин владел свободно) рецепт устричного соуса к макаронам, но и перевел на русский язык рецепт второго, неаполитанского, соуса. Соус Неаполитанский для одного кило спагетти:
Как только лук будет румяным, туда же бросить томат и траву базилика, а также воды столько, сколько может разбавить все в меру. Все это нужно оставить на маленькой огне целый час. Если соус сделается все-таки очень густ, то прибавить еще теплой воды. 22 минуты, прежде чем готов соус, нужно бросить спагетти в кипящую воду.
Фёдор Иванович Шаляпин проявил себя в кинематографе.
Шаляпин был создателем собственной системы пения, которая резко контрастировала с имевшими и имеющими до сих пор место методами. Непонимание природы его системы приводит к негативным явлениям в вокальной педагогике и практике современного пения.
Действительно, творчество Шаляпина - многогранное, всеобъемлющее - стало целой эпохой в истории мировой культуры.
За всю творческую жизнь Ф. И. Шаляпина были моменты, когда он выглядел нелепо в каких-то диалогах, иногда говорил не то, что нужно. Конечно, такие моменты в жизни бывают у многих. Но вот несколько забавных случаев из его жизни:
Старших надо слушаться?
Отец Федора Шаляпина был определенно мнения об актерских увлечениях сына. Он говорил ему:
В дворники надо идти, скважина, в дворники, а не в театр. Дворником надо быть, и будет у тебя кусок хлеба...
Не в свои сани не садись
Пятнадцатилетний Шаляпин обратился в дирекцию театра в Казани с просьбой прослушать его и принять в хор. Но из-за мутации голоса на прослушивании он спел чрезвычайно плохо. Вместо Шаляпина в хористы приняли какого-то долговязого девятнадцатилетнего парня, с чудовищным "окающим" говором. Свое первое фиаско Шаляпин запомнил на всю жизнь, а этого долговязого конкурента надолго возненавидел. Спустя годы в Нижнем Новгороде Шаляпин познакомился с Максимом Горьким, которому и рассказал о своей первой певческой неудаче. Услышав рассказ, Горький рассмеялся:
Дорогой Феденька, так это ж был я! Меня, правда, скоро выгнали из хора, потому что голоса у меня вообще не было никакого.
Дебют
Дебют Федора Ивановича на оперной сцене был весьма оригинальным. Шаляпин в то время был главным статистом в театре. Ему поручили бессловесную роль кардинала, который должен был торжественно проследовать через всю сцену в сопровождении свиты. Перед первым в жизни выходом на сцену Шаляпин так волновался, что у него дрожали ноги и руки. Он долго объяснял бестолковым младшим статистам их обязанности, в тайне предвкушая, как ахнет зал от их величественного шествия.
Следуйте за мной и делайте все так же, как я! - приказал он свите и вышел на сцену. Едва сделав шаг, Шаляпин в волнении наступил на край своей длинной красной мантии и рухнул прямо на пол! Сопровождавшая кардинала свита решила, что... так и надо, и тоже упала! Главный статист героически пытался встать на ноги, выпутаться из широкой мантии - бесполезно. Барахтаясь в кардинальском облачении, он так и прополз на четвереньках через всю сцену! А за ним, также конвульсивно подрагивая, ползла свита!
Публика хохотала до колик! Едва Федор Иванович оказался за кулисами, его схватил взбешенный режиссер и спустил с лестницы, дав будущему украшению русской сцены хорошего пинка под зад.
Сейчас обопрусь...
Шаляпин с юмором вспоминал своеобразный метод "воспитания" голоса, который применял его педагог Д.А. Усатов. Слыша, что голос начинает слабеть, он наотмашь бил ученика в грудь и кричал:
Опирайтесь, черт вас возьми! Опирайтесь!.
Но Шаляпин не понимал, на что и чем он должен был "опираться"...
Лишь много времени спустя он наконец объяснил мне, что надобно было опирать звук на дыхание, концентрировать его... - со смехом рассказывал Шаляпин, уже став великим певцом.
Не хочешь квакать? штраф!
Однажды Шаляпин был болен "грудной жабой" и отказался петь в двух спектаклях. За это директор театра оштрафовал Федора Ивановича и аргументировал наложение штрафа следующим образом:
В наших спектаклях многие артисты на сцене просто квакают, отчего же и Шаляпин не может спеть с "жабой"? Он вполне влился бы в общий хор...
Розыгрыш
Одно время на даче Коровина жила семья Козловых, Петр Петрович и Наталья Степановна, которые являлись объектом многочисленных шуток Шаляпина. Однажды Федор Иванович спрятал резиновый шланг от большого аквариума и стал уверять, что Петр Петрович накануне вечером, будучи в большом подпитии, случайно проглотил его.
Я видел собственными глазами! Качаясь, подошел к аквариуму, хотел попить через шланг и проглотил!..
Федор Иванович принюхивался и очень убедительно продолжал:
Определенно, от тебя пахнет резиной. Определенно!
Озабоченное сочувствие Шаляпина было настолько правдоподобным, что Петр Петрович отправился к врачу вытаскивать шланг, для чего выпил более стакана касторки.
Поклонница
Как-то на гастролях в Америке к Шаляпину подошла дама, которая отрекомендовалась горячей поклонницей его таланта. Прошло четверть часа, но экзальтированная особа не высказывала ни малейшего намерения оставить певца в покое. Шаляпин не знал, как избавиться от надоедливой поклонницы.
Неожиданно появился фотограф.
Можно ли попросить мистера Шаляпина улыбнуться?
Шаляпин сразу же воспользовался этим поводом и обратился к непрошенной собеседнице:
Вынужден попрощаться с вами, миссис. Вы же слышали, что фотограф попросил меня сделать приятное выражение лица...
Ну, слава богу!..
Один миллиардер пригласил Шаляпина выступить у него на вечере.
- Это будет вам стоить тысячу долларов! - сказал Шаляпин.
- Хорошо, - отвечал богатей, - но с условием, что после пения вы не останетесь среди гостей!
- Что же вы мне сразу не сказали! - образовался великий певец. - Ежели не надо общаться с вашими гостями, то я спою и за пятьсот долларов!
Мы с Шаляпиным.
У Федора Ивановича Шаляпина был секретарь и помощник Петр, который оберегал певца от назойливых журналистов и театральных критиков.
Во время одной из поездок по Европе к певцу в гостиницу пришел известный музыкальный критик. Его встретил секретарь.
- Федор Иванович сейчас занят, - сказал он. - На все ваши вопросы готов ответить я.
- Каковы планы маэстро Шаляпина на ближайшее будущее? - спросил музыкальный критик.
- Мы едем в Милан, где будем петь в "Ла Скала", затем дадим в Лондоне концерт в честь английского короля, потом...
- Все отлично, Петр, - загремел голос Шаляпина из соседней комнаты. - Только не забудь взять меня с собой!
Прекратите петь!
В начале тридцатых годов после одного из благотворительных концертов Шаляпин заехал в один из русских кабачков. Там выступал оркестр балалаечников, и солист затянул:
"Степь да степь кругом..."
Шаляпин начал тихонько подпевать. Вдруг из-за соседнего столика один господин закричал:
"Перестаньте петь! Безобразие! Как вы себя ведете!.."
Господину что-то шепнули, и он поперхнулся. Однако еще более сконфуженным выглядел Шаляпин, ведь впервые в жизни его попросили прекратить петь.
За долгую творческую жизнь Шаляпин создал галерею поразительных по силе воздействия сценических образов, спел бесчисленное множество камерных произведений, каждое из его творений служит вечным эталоном, шедевром подлинного искусства.
"Представление, не похожее на действительность" – это ключевые слова в жизни Ф. И. Шаляпина. Его всегда манили карнавал, праздник, театрализация жизни, а обыденная рутина вызывала смертную скуку.
Главной страстью Шаляпина стал театр. Точно известна дата, когда Федор Шаляпин впервые выступил на сцене, - это произошло 1 сентября 1884 года.
Как-то Шаляпин пел в Казани на сцене Дворянского собрания на Театральной площади. Родной город встречал овациями и цветами. "Суконка" рыдала и смеялась - и на эту улицу пришел праздник! Ведь многие здесь помнили знаменитого гостя еще сопливым мальчонкой, певшим в архиерейском хоре. Как высоко вознесся Федька - знай наших! Максим Горький сказал ему: "Вы - талант, Вы - гений, Федор Иванович!"
Близилось время разлуки Ф. Шаляпина и М. Горького. Они жили общими чувствами, мыслями и делами. Эти дни остались для обоих светлым воспоминанием на всю жизнь. О «лучших минутах своей жизни» вспоминал Шаляпин в 1908 году во Франции, вспоминал время, проведённое с Горьким в Н. Новгороде: «Он очень кроток, Горький! – писал Шаляпин. – Но тогда же я подумал: как он чист, как он честен, как, безусловно, честен». Шаляпин уезжал в Севастополь, а оттуда пароходом в Одессу, но друзья расставались ненадолго: в августе Шаляпин и Горький снова в Н. Новгороде. Позднее, находясь в эмиграции, Шаляпин очень сильно скучал по России и по своей малой родине - Казани. Он напишет в своем завещании: "Где бы я ни умер, даже за границей, пусть меня похоронят на Волге..."
Шаляпина и Горького сближало многое. Но главное, что было для обоих едино и свято – это вера в Родину, в русский народ. Горький и Шаляпин были великими искателями правды. И именно эта страсть правдоискательства определила их путь в искусстве. Поиски правды жизни привели Шаляпина и Горького к театру как к самому массовому в ту пору искусству, и к Художественному театру в частности.
Великий русский певец Федор Иванович Шаляпин до сих пор является одной из самых загадочных натур человечества. Тем, кому хотя бы раз в жизни посчастливилось услышать живого Шаляпина считали те минуты не сравнимыми ни с чем в своей жизни и старались, чтобы дорогие для них лица во чтобы-то ни стало, испытали такое же наслаждение от этого божественного голоса, как и они. Сохранившиеся звукозаписи по причине слабого состояния техники того времени не могут дать истинного представления обо всем богатстве голоса певца. И даже при всем этом Шаляпин по тиражу продаж идет далеко впереди любого современного оперного певца.
Бессмертна слава выдающихся художников, актеров, музыкантов, писателей и поэтов, обогативших ее своими гениальными творениями. И среди множества имен замечательных мастеров русской художественной культуры мы называем имя изумительного певца и выдающегося актера, величайшего реформатора музыкального театра - Федора Ивановича Шаляпина - и великолепного писателя, друга Ф. И. Шаляпина А. М. Горького.
Комментарии