Музыка (от греч. musike, букв. — искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Вопрос о том, как возник этот вид искусства, еще в прошлом веке и начале нашего столетия вызывал споры. Одни исследователи склонялись к тому, что музыка родилась из слова, возбужденной человеческой речи; другие относили ее истоки к пению птиц и голосам животных; третьи видели ее начало в ритмичной работе людей, магических заклинаниях и т. д.
Трудно представить музыку первобытных людей. Ведь тогда еще не существовало письменности, и никто не умел записывать ни слова песен, ни звуки. Самое общее представление об этой музыке мы можем получить частью по сохранившимся следам жизни людей тех далеких времен (например, по наскальным и пещерным рисункам), а частью по наблюдениям над жизнью некоторых современных народов, сохранивших первобытный уклад жизни. Так мы узнаем, что еще на заре человеческого общества музыка играла важную роль в жизни людей.
В первобытном обществе становление музыки проходило очень медленно, она не была тем видом искусства, которое мы сейчас определяем этим словом. Музыку древних нельзя отделить от их повседневной жизни. Женщины убаюкивали детей, тихонько напевая; пастухи сзывали стадо звуками рогов; ритмичные выкрики помогали рыбакам вытягивать сети и лодку на сушу; устрашающие возгласы воинов повергали в ужас врагов. Печальный погребальный обряд сопровождался плачами (еще и сейчас кое-где сохранились профессиональные плакальщицы). Возвращение воинов с победой отмечали торжественным пиром с плясками, пением, отбивая ритм ладонями, похлопывая по гулко звучащим и звенящим предметам. Эти веселые звуки, шумовая разноголосица поднимали людям настроение, подчеркивая праздничность, значительность события. В древнейшей музыке было много подражания звукам окружающей жизни. Постепенно люди научились отбирать из огромного количества звуков и шумов звуки музыкальные, научились осознавать их соотношение по высоте и длительности, их связь между собой.
Самостоятельность музыка приобретает значительно позже — в период разложения первобытно общинного строя, когда постепенно художественная деятельность человека отделяется от практической. История, литература сохранили разнообразные мифы и легенды о силе воздействия музыки. Сила воздействия искусства на общее состояние и настроение человека, его благотворное влияние на здоровье были замечены еще в глубокой древности. Египетские папирусы с записями, сделанными несколько тысячелетий назад, труды философов и медиков Древней Греции и Древнего Востока таят в себе свидетельства о первых попытках использовать оздоровительную силу искусства в лечебных целях.
Наряду с представлением о божественной сущности музыки, воплощающей гармонию Вселенной, с древнейших времен некоторые звуки воспринимаются и как нечто магическое, обладающее сверхъестественной и не всегда светлой силой. О прекрасном и одновременно губительном пении сирен рассказывает древнегреческий миф, известный по «Одиссея» Гомера. Особенно дурную славу в античной мифологии имели духовые инструменты. По мнению древних, они возбуждают пагубные страсти, ничего не давая духу. Афина Паллада, придумавшая свирель, быстро разочаровалась в своём изобретении, увидев в отражении воды, как при игре на этом инструменте уродливо исказилось её лицо.
В эпоху Возрождения английский врач Роберт Бертон издал первый научный труд о силе лечебной музыки. В XVIII-XIX вв. редкая лечебница для нервнобольных обходилась без штатного музыканта. С этого времени врачи начинают применять музыку для лечения не только нервно-психических, но и соматических (телесных) заболеваний, например язвы желудка, патологии печени и других органов. Русский врач М.Я. Мудров XVIII-XIX вв. говорил о музыке как о душевном лекарстве, которым можно врачевать тело, а русский ученый В.М.Бехтерев показал, что музыкальные произведения способны вызвать ярко выраженную реакцию у детей с самого раннего возраста.
Комментарии