В 1938 случилось выдающееся событие не только в жизни Кейджа, но и всей музыки XX века. Изобретение Кейджем препарированного рояля. Когда струны инструмента подготавливаются при помощи различных предметов: скрепок, обрывков твёрдой ткани, шурупов, ластиков, газеты, специальных насадок и т.п., в результате чего монотембровый рояль расцвечивается разнообразными красками и звучание его приобретает богатый почти оркестровый колорит. Это была, действительно, революция в области музыкального инструментария и тембра, предвещающая сонорику второго авангарда. В чём-то данное изобретение есть второе дыхание фортепиано, но скорее, другая концепция фортепианной жизни, концепция, которая содержит не только некое переосмысление инструмента, не только некую идею, взрывающую прежнее представление, но и нечто такое, когда вскрывается совершенно иная реальность инструмента и когда обнажается совершенно невозможная его возможность: речь идёт о том, что на препарированном рояле любой, даже специально написанный для него опус - с самыми детальными и точными указаниями, как подготовить инструмент - будет всегда отличаться и темброво, и ритмически, и интонационно, потому что в природе нет абсолютно одинаковых шурупов, одинаковых насадок, ластиков, скрепок, деревяшек ... всякий из них будет давать несколько иное, отличное звучание, тембровую краску, длительность нот, частоту колебания струны, обертоновые шкалы и призвуки и высотно-тоновую неопределённость, то есть, каждый раз сочинение, исполненное на препарированном рояле, станет звучать по-новому! Словно бы создаваться и твориться на наших глазах! Думаю, что никто, не смог бы изобрести подобный рояль, кроме Кейджа, для которого вопрос исключительности, неповторимости и непредвиденности каждого музыкального действа являлся одним из ключевых в искусстве. По этой причине, любое произведение Кейджа, созданное для препарированного фортепиано - будь то «Комната» (1943), «Книга музыки» (1944), «Музыка для Марселя Дюшана» (1946), «Две пасторали» (1951) или «31'46.776''» при каждом очередном исполнении слышится по-разному, неожиданно и премьерно.
Определения, история возникновения
Подготовленное фортепиано (или препарированное фортепиано) — фортепиано, звук которого создаётся с помощью различных предметов, которые помещаются на или между струнами или же на молоточки; в результате фортепианное звучание совмещается с перкуссионным, создавая особый неповторимый звук . Музыкальный словарь Гроува предлагает следующую трактовку: «Подготовленное фортепиано (англ. prepared piano) – фортепиано, между струнами которого помещены гайки, ластики, монеты, что приводит к изменению тембровых, звуковысотных, тембровых и динамических характеристик инструмента ».
Идея препарированного фортепиано оперирует соотношениями видимого и слышимого. Зритель видит, как пианист ведет рукой – играет гамму, а звучат мало того, что далекие от фортепиано ударные или бренчащие струнные, но еще и не гаммообразно, а в изломанном рисунке. Идея изменить тембр инструмента с помощью помещения различных объектов в дальнейшем была использована и в других инструментах – например, препарированная гитара.
Первые опыты с «подготовленным» фортепиано выполнил Генри Коуэлл в 1914 году. Однако изобретателем препарированного фортепиано и человеком, который утвердил этот термин в музыкальном мире, стал Джон Кейдж.
Идея подготовить рояль возникла у Кейджа в конце 30-х годов, когда он работал аккомпаниатором в школе танца в Сиэтле. Балерина Сильвия Форт попросила его написать музыку к новому танцу – Вакханалия, в котором должны были звучать африканские мотивы и ритмы. Из-за небольшого пространства на сцене Кейдж не мог использовать ударные и был вынужден писать фортепианную пьесу, однако воспроизвести звучание барабанов не получалось. Тогда Д. Кейдж вспомнил, как во время учебы у Коуэлла он видел и слышал, как тот при игре на рояле изменял звучание щипком или зажатием струн пальцами. Звук получался как раз тот, что надо. Кейдж положил на струны противень. Результат его удовлетворил, однако противень отскакивал из-за вибрации, а измененные звуки через некоторое время исчезали. Тогда Кейдж начал пробовать другие железные предметы, пока не дошел до гвоздей. Однако гвозди проскальзывали сквозь струны. И вдруг Кейджа осенило – нужно использовать болты и шурупы. Получалась возможность играть в двух вариантах – обычным открытым резонансом и приглушенным, тихим при нажатой педали. Кейдж быстро закончил Вакханалию и позднее, в 40-е годы сочинял почти исключительно для препарированного рояля. Из-за трудностей организации ансамбля ударных инструментов, он в дальнейшем модернизировал эту технику, например, использовал педаль для дополнительного резонанса.
В 1949 году за свои достижения, в том числе и в области препарированного фортепиано, Кейдж получил награду от национальной Академии искусств и литературы.
Изобретение Кейджем препарированного рояля привело к совершенно новому и неизведанному пути в музыке. Первой задачей при написании пьесы становилась идея, где и как размещать предметы. Зачастую старт композиционного творческого процесса заключался в размышлениях на тему: «какой материал использовать» вместо того, чтобы придумать мотив или тему. Каждая выбранная деталь приготовления была так же важна, как любая нота или аккорд в нотной партитуре. Да и весь процесс создания нового произведения основывался на точном размещении предметов во внутренностях рояля.
Комментарии