Культура  ->  Музыка  | Автор: Денис Петров | Добавлено: 2014-11-21

Творчество Виктора Цоя

«Я один, но это не значит, что я одинок»

Тема одиночества больше всего открывает перед нами душу поэта. Если обратиться к его ранним стихам, то эта тема выражена там не так явно, хотя и встречается во многих текстах. Но чем старше становился Цой, чем больше видел эту жизнь; чем больше понимал её, тем чаще начинал писать об одиночестве и безысходности. В 1985 году мы слышим такие слова: «Я один, но это не значит, что я одинок», а в конце жизни, в последней своей песне он просит: «Расскажи мне историю этого мира, удивись количеству прожитых лет, расскажи, каково быть мишенью в тире, у меня есть вопрос, на который ты не дашь мне ответ».

На наш взгляд, стихотворение «Раньше в твоих глазах отражались костры» наиболее ярко выражает печаль и переживания лирического героя, который, понимает, что жизнь проходит мимо, что он не заметил прихода нового дня, потому что в старом «нет никаких преград»

Наиболее ярко выражена тема одиночества в альбоме «Звезда по имени Солнце», в который входят песни «Песня без слов», «Звезда по имени Солнце», «Невесёлая песня», «Сказка», «Место для шага вперёд», «Пачка сигарет», «Стук», «Печаль» и «Апрель».

В каждой песне этого альбома Виктор Цой показывает несовершенство окружающего мира, хочет сделать мир лучше, говорит, что так больше жить нельзя.

В песне «Белый день» Цой обращается к слушателям с призывом: «Хочешь ли ты изменить этот мир?». Наверное, потому что понимает, что один не справится с этим. В этой же песне он говорит, что просто так жить нельзя: «Если есть тело – должен быть дух», что надо после себя что-то оставить : «Если есть шаг – должен быть след» и что всё плохое рано или поздно проходит : «Если есть тьма – должен быть свет». В этой песне Цой призывает к справедливости «каждому яблоку – место упасть, каждому вору – возможность украсть, каждой собаке – палку и кость, каждому волку – зубы и злость»

Но всё равно, даже когда он борется за этот мир, он понимает, что «день вызывает меня на бой. Я чувствую, закрывая глаза, весь мир идёт на меня войной».

Такое же противостояние мира и человека есть в песне «Звезда по имени Солнце». Здесь говорится о человеке – одиночке, который способен «дотянуться до звезд, не считая, что это сон». Возможно, Цой такой же «Последний герой» и «Романтик», каким его самого многие представляют. Но этот герой – одиночка проходит через многие его песни. Он и лирический герой и автор одновременно. Современники поэта в своих воспоминаниях говорят, что Цой как раз и был тем самым «Последним героем», человеком, на которого давит серая обыденность «…ты не можешь здесь спать, ты не хочешь здесь жить…». Он, в этом жестоком мире, где «война – дело молодых, лекарство против морщин», хочет быть выше этого, даже если упадёт «опалённый звездой по имени Солнце». Жестокий мир избавляется от непокорных. Но всё равно герой понимает, что «что так было всегда, что судьбою больше любим: кто живёт по законам другим и кому умирать молодым». Поэтому герой песен «не помнит слово «да» и слово «нет», не помнит ни чинов ни имён». Он понимает, что город, живущий две тысячи лет «под светом звезды по имени Солнце», стал жестоким, не обращающим внимание ни на что: «Белый снег, серый лёд на растрескавшейся земле». И война, идущая уже две тысячи лет «между землёй и небом», ожесточает мир ещё больше и здесь даже кровь, пролитая на землю, через час становится просто землёй, а «через два на ней цветы и трава, через три она снова жива и согрета лучами звезды по имени Солнце».

Противостояние миру и надежда на выход из всей этой грязи и несправедливости находит продолжение в «Невесёлой песне». Здесь лирический герой не может мириться с тем, что «наши реки бедны водой, в наши окна не видно дня». Он не понимает, почему люди не пытаются бороться и принимают жизнь такой вот и радуются: «На до дыр зацелованный флаг». И у него больше нет сил терпеть, он желает уйти: «Я полцарства отдам за коня». Но всё равно ему нужно, чтобы его музыка, его слова продолжали быть: «Играй, невесёлая песня моя». Автор понимает, что бороться почти бесполезно, ведь «когда мы разжигали огонь – наш огонь тушили дождём», поэтому «когда приходит время вставать, мы сидим, мы ждём». Чего? Может быть перемен!

В «Сказке» именно мир делает Цоя одиноким, мешает ему радоваться жизни. Здесь поэт называет жизнь боем, где каждый сам за себя. И ему «кажется, солнце – не больше, чем сон», кажется, что вся жизнь – это «сказка с несчастливым концом», после которой «придёт она», и скажет: «собирайся…пошли. Отдай земле тело». Получается, что вся жизнь для поэта проходит, как бы каждым днём убивая его. «Снова новый начинается день, снова утро прожектором бьёт из окна.… Снова солнца на небе нет, снова бой – каждый сам за себя». Анафора показывает, как надоело и герою и автору то, что каждый новый день похож на предыдущий. Как будто это круг, из которого никак не выбраться. Это настроение усугубляется ещё и тем, что «по улицам осень идёт и стена из кирпичей–облаков крепка», «деревья заболели чумой, … вниз летят ладони-листья, махавшие нам с высока», «стучит пулемётом дождь» - всё это ещё больше угнетает лирического героя.

Но всё равно, надежда ещё есть. И Виктор Цой показывает нам это в песне «Место для шага вперёд». Это самая позитивная из всех песен, собранных в этом альбоме, хотя тоже содержит немного печали от того что «у меня есть парус, но ветра нет, и есть ещё краски, но нет холста». Получается, что талант и желание у него есть, но ему что-то мешает. Эта песня построена полностью на антитезе, чтобы усилить разницу между желаемым и действительным. Он знает, что «есть ещё белые-белые дни, белые горы и белый лёд». Чтобы всё было хорошо, ему нужна свобода : «Несколько слов и место для шага вперёд».

Тему освобождения от этого мира продолжает песня «Пачка сигарет». В ней видно, что герой пришёл к пониманию того, что он становится чужим в этом мире «смотрю в чужое небо из чужого окна и не вижу ни одной знакомой звезды». Но он старается утешить себя тем, что «есть в кармане пачка сигарет, значит всё не так уж плохо на сегодняшний день». Ему хочется уйти от этого всего и есть «билет на самолёт с серебристым крылом, что взлетая, оставляет земле лишь тень». И наш герой тоже стремится к полёту, к небу, к желанию что-то оставить после себя.

Цой не всегда понимал, откуда берутся печаль и грусть. Откуда берётся одиночество: «…И вроде жив и здоров, и вроде жить – не тужить, так откуда взялась печаль?». Он не уточняет, в чём причина их появления, он хочет найти выход, найти лучи света в этом тёмном мире.

Можно очень долго перечислять песни, где Виктор Цой не доволен миром. Тем более, что его одиночество усугубляется городом, в котором он живёт. Хоть он и говорит: «Я люблю этот город», но всё равно на него давит «поток атмосферных осадков», приход зимы или осени заставляет писать его строчки : «За решёткой жёлтой листвы я вижу птиц», «белая гадость лежит под окном», а «моя двадцатая осень сводит меня с ума».

Одиночество не тормозит развитие героя, его стремление к свету: «В небе над нами горит звезда, некому, кроме неё нам помочь». Поэт понимает, что вывести из этого мира его может только что-то неземное и очень светлое: «Высокая в небе звезда зовёт меня в путь».

«В небе над нами горит звезда»

Мы предполагаем, что эта самая «высокая в небе звезда», зовущая в путь Виктора Цоя, и есть его стихи, его песни, его творчество.

Как и все поэты, Виктор Цой задумывался о роли поэзии в своей жизни: «Камнем лежать или гореть звездой». Но он так же понимает, что творчество для него – это больше, чем просто увлечение : «Мне кажется, что это мой мир. Мне кажется, что это мой сын». В самом начале творческого пути он скажет: «Я посадил дерево», Он понимает, что его дерево «в этом городе обречено», но всё равно всё своё время проводил «рядом с ним: … все другие дела надоели».

Виктор Цой, как поэт, не может понять человека, который отказывается от своих убеждений в силу возраста. В песне «Битник» он говорит : «Спрячь подальше домашние тапки, папаша, ты ведь раньше не дал бы за них и пятак. Ведь когда-то ты был битником». Он не может понять, почему у человека изменились привычки, мировоззрение : «Рок-н-ролльное время ушло безвозвратно, охладили седины твоей юности пыл», но всё же Цой верит «и верить мне в это приятно, что в душе ты остался таким же, как был».

В другом стихотворении «Пой свои песни…» автор показывает неразрывную цепь, которая соединяет поэтов прошлого, настоящего и будущего. Звезда не только освещает его земной путь, но и творческий.

Мы считаем, что этот долгожданный гость – его поэтическое вдохновение.

Поэт знает, что он «оставит след на этом снегу», единственное что ему нужно для этого – это «несколько слов и место для шага вперёд».

«Уходи, я тебя не люблю» - говорит поэт. Почему так случилось, что произошло? Оказывается, для Цоя, когда любишь, должно петь сердце.

Эта метафора «сердце больше не поёт» подчёркивает нежелание лирического героя жить в молчащим, замершим сердцем.

Любовь ушла, но возлюбленная осталась. Осталась в номере телефона, в воспоминаниях, в бессоннице.

Она есть, этот образ её и конкретен и размыт одновременно. На ней «мамина помада и сапоги старшей сестры», она королева, но и она «выглядит так несовременно рядом» с ним, идущим «по улице в зелёном пиджаке» в красивом галстуке, с ним, так похожем на Бади Холи, с ним – «романтиком». Но именно Цой – романтик понимает, что, благодаря любви к ней, он может увидеть, что «солнце светит и растёт трава», что «первый снег красив». А ещё, что «смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать»,

«Устами Цоя поёт целое поколение»

В 1986 году в одном из интервью Виктор Цой сказал : «Несмотря на то, что мои тексты написаны под влиянием моего личного опыта, собственных впечатлений, я, тем не менее, представитель своего поколения, и, вероятно, выражаю опыт и впечатления всего поколения в целом». Отталкиваясь от этих слов, мы можем предположить, что лирический герой песен Цоя так же представляет собой обобщенный лирический образ поколения последней четверти XX века. Попытаемся составить психологический портрет лирического героя, выяснить, как он чувствует себя в окружающем его мире, определить, в согласии или в оппозиции он находится по отношению к этому миру.

Что же представляет собой этот мир, окружающий героя песен Виктора Цоя.

В нём, в этом мире, постоянно случается что-то страшное : появляются «в руинах города», «самолёт…упадёт в океан», «война, эпидемия, снежный буран». Этот мир почти нищий : «Папирос нет и огня нет», «денег нет». В этом мире норма – «будут в дверь стучать и с улицы кричать». Здесь растут «алюминиевые огурцы на брезентовом поле», а «за стенкой телевизор орёт», с неба льёт «поток атмосферных осадков», а «между землёй и небом – война». Мы понимаем, что этот мир – «разрушенный мир». Можно ли жить в таком мире, можно ли любить в таком мире, можно ли, чтоб такой мир был?

Можно, потому что лирический герой песен живёт в этом мире, хотя понимает его несовершенство, и очень злится, когда ему говорят : «что жить вот так, как я сейчас, нельзя. Но почему? Ведь я живу? На это не ответить никому?»

Может, Цой хочет изменить это мир? Его лирический герой говорил за всё поколение : «Мы идём, мы сильны и бодры». Но всё же он, ощущая, что он один в этом мире, знает : «я один, но это не значит, что я одинок». Но герой сам боится менять этот мир, потому что не знает, к чему приведут перемены: «И вдруг нам становится страшно что-то менять». И он, боясь сделать ещё хуже, возможно на какое-то время прекращает борьбу : «Почему я молчу, почему не кричу, молчу?». Но потом снова начинает её, понимая, что он – слишком маленькая сила по сравнению с большим миром : «Я хочу идти дальше, но я сбит с ног дождём». И всё же надежда остаётся, даже когда всё вокруг темно: «Может быть, завтра с утра будет солнце и тот ключ в связке ключей». Надежа есть, потому что не все друзья превратились в машины, потому что лирический герой ещё может радоваться жизни : «Весна – солнце светит опять», потому что он может любить : «Разреши мне заглянуть тебе в глаза», потому что он верит, что найдутся люди, которые будут с ним «в этой драке».

Виктор Цой понимает, что без чувств его песни не будут иметь эмоциональной силы, песня должна идти откуда-то изнутри : « Когда сочиняешь музыку, в голове должен стучать барабан».

Но всё же жизнь для него представляется «дракой без права на отдых». Хотя, это определение жизни не мешает проводить её весело : « Мы вышли из дома, когда во всех окнах погасли огни».

Лирический герой, подобно самому Цою, сначала говорит : «Я не умею петь о любви, я не умею петь о цветах», но потом осознаёт, что «день как день, только ты почему-то грустишь». Но, у него, как и у каждого человека, есть разочарования в любви : «Раньше я тебя любил, но сердце больше не поёт» и «Оставь меня в покое, не тронь мою душу».

Лирический герой, понимая всю грязь этого мира, пытается найти счастье и радость в мелочах : «Всё не так уж плохо, если ты улыбнёшься», хотя понимает, что «в наших глазах потерянный рай. В наших глазах закрытая дверь». Он ждёт того, чтобы «те, кто молчал, перестали молчать», потому что ему одному трудно противостоять этому миру и этим законам : «Я никому не хочу ставить ногу на грудь». Он хочет, чтобы всё было честно, каждому своё : «Каждой звезде свой неба кусок, каждому морю дождя глоток». И, конечно, его призыв, который звучит в разных песнях по- разному : «Хочешь ли ты изменить этот мир? Сможешь ли ты принять как есть? Встать и выйти из ряда вон? Сесть на электрический стул или трон?»

Герой, понимая несовершенство этого мира, пытается быть выше его : «Нам с тобой голубых небес навес». Он видит эту жизнь такой, какая она есть : «Здесь не понятно, где лицо, а где рыло. И непонятно, где пряник, где плеть». Но всё же он осознаёт и то, что есть люди, которые ещё не погрязли в этом несовершенстве и живут по принципу : «Не закрывай на грязь и боль глаза».

Но всё равно, несмотря ни на что, лирический герой понимает, что где-то есть всё то, о чём он пишет. Есть, где-то этот мир, над которым «прекрасно горит звезда».

Таким образом, мы приходим к выводу, что лирическому герою Виктора Цоя присущи те же мысли, чувства, желания, которые преобладали в жизни поколения 80-х, поколения, понимающего неправильность этого мира, поколения, желающего изменить его. Эта мысль особенно ясно звучит в песне «Перемен!».

Безусловно, прав Михаил Шлямович, сказавший, что «Виктор Цой и его группа были символом «потерянного» поколения и чётко отражали всю горечь и протест против духовного застоя в жизни человека Города; отражали воздействия той локальной части людей молодого и среднего возраста, кто наиболее болезненно ощущал тупик в своей жизни, определённую безысходность».

«Музыка волн, музыка ветра»

Творчество Виктора Цоя, безусловно, интересно не только с точки зрения его содержания, но и с точки зрения художественных особенностей. Нельзя не согласиться со словами Михаила Шлямовича, который сказал о лирике Цоя: «Обычные предметы, реалии окружающего мира неожиданно предстают перед нами в новом качестве, оживлённые и наполненные внутренним светом». Мы выделили несколько образов – символов, встречающихся во многих песнях Цоя. Это зима, ночь, звезда, окна и двери.

Нам кажется, что Цой говорил о Зиме, не только как о времени года, но и как о символе медленной смерти . В этих стихах он показывает своё отношение к зиме: «белая гадость», «мне везде не уютно». Но будучи оптимистом в душе, он знает, что после зимы всегда приходит весна. В стихотворении «Зима» есть строчка «…Я сижу и жду свою весну», а в песне «Весна»: «…Весна! Скоро вырастет трава…Я опять иду гулять» - время спячки кончилось! Нам кажется, что Цоя угнетает сама зима: холод, пасмурность, туман, ветер. В это время ничего не хочется делать, никуда не хочется ходить. Возможно, что именно зимой Цой мало писал, именно поэтому не любил её.

Символические образы окон и дверей выполняют разные функции, но чаще всего окна и двери являются главным средством связи с внешним миром. Дверь – это выход из несправедливого мира в ночь, в дождь… в неизвестность, которая должна быть лучше: «Закрой за мной дверь, я ухожу. Меня ждёт на улице дождь». А окно – это портал. Как будто оно показывает ему только правду: «Снова за окнами белый день. День вызывает меня на бой». Возможно в этом случае дверь является входом в правду, выходом из лжи и обмана.

Одним из самых ярких символических образов в стихах Цоя является звезда. Она - символ его творчества, его проводник в тёмном мире. Тот лучиком надежды, ради которого стоит жить: «Мы сидим не дыша, смотрим туда, где на долю секунды показалась звезда». Но иногда сияние звезды заменяет искусственный свет: фонари, свечи, окна. Но поэт не хочет менять свет звезды на свет фонарей, хоть они и «светят ярче далёких звёзд», так как понимает, что рано или поздно «фонари все погаснут, а звёзды будут светить».

Звезда светит ему даже тогда, когда кажется, что уже ничего не поможет «в небе над нами горит звезда, некому, кроме неё нам помочь». Цой осознаёт, что выжить в таком жестоком мире ему помогают только его творчество и любовь. Образ звезды как символа творчества был свойственен не только Цою, но и другим рок-поэтам того времени, например Борису Гребенщикову : «А в небе голубом горит одна звезда. Она твоя, о, ангел мой, она твоя всегда. Кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят. Пускай ведёт звезда тебя дорогой в дивный сад».

Цой всегда стремился к своей звезде: «Стоя на крыше, ты тянешь руку к звезде. И вот она бьётся в руке, как сердце в груди».

Следующий символический образ – это образ ночи. «Я люблю ночь за то что в ней меньше машин», - пел Цой. Ночь скрывает правду дня, она же избавлена от его сомнений. Ночь – это пора для романтиков. Не случайно «прогулка романтика» начинается именно ночью: «Я смотрю в ночь, я знаю, что ночь темна. Но это не станет помехой прогулке романтика». И не только романтика. Большинство «прогулок», совершаемых лирическим героем песен Цоя, происходят поздним вечером или ночью: «видели ночь, гуляли всю ночь до утра», «тёмные улицы тянут меня к себе». Возможно, его любовь к ночи заключается в том, что ночью темно «и это моё дело – любить ночь, и это моё право – уйти в тень», «тёмные стёкла хранят мою душу». Темнота помогает ему оставаться собой и не открывает душу другим, чужим для него людям : «Оставь меня в покое, не тронь мою душу». Ночь для Цоя – понятие и принятие одиночества как естественного и нормального состояния человека, как данность от природы. А главное, в ночи горят звёзды, те самые, которые помогают поэту, освещают его путь.

Поэт «играет словами», хотя «обручи-мысли давят мозг», создаёт свои прекрасные стихи.

Он понимает мимолётность человеческой жизни и называет людей «дети минут».

Отрицательно относясь к зиме, автор пишет : «Белая гадость лежит под окном», поэт «раздавлен зимою», глядя из окна на её «грустный бал».

Встречаются в стихах Цоя и литературные реминисценции. Например, а стихотворении «Мне не нравится город Москва» мы встречаем такие строки: «Мы рано созревшие фрукты, а значит нас раньше съедят». Безусловно, здесь видно влияние знаменитой лермонтовской «Думы»: «Так тощий до времени созрелый…». Можно почувствовать и влияние творчества Владимира Маяковского. В стихотворении «Моё настроение» мы читаем «Кругом водосточные трубы играют» - эти строки невольно ассоциируются со знаменитым вопросом, заданным Маяковским: «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?». А любовь, которая сожжёт дотла лирического героя Цоя сродни любви героя из поэмы Маяковского «Облако в штанах», у которого «пожар сердца».

Нам показалось правомерным утверждение А. Юрчик, увидевшей в образе «Последнего героя» Цоя признаки Байронической личности «…загадочной и отчуждённой, глубоко рефлексирующей»

Интересен и синтаксис в стихотворениях Виктора Цоя. Большое количество односоставных и неполных предложений, в которых пропущены глагольные сказуемые , которые передают напряжённый ритм жизни лирического героя.

Интересна структура предложений, носящих рекомендательный характер: «Что тебе нужно? Выбирай!» или характер афоризма:

Таким образом, мы можем сказать, что тексты песен Цоя не только богаты содержательно, но и художественно значимы, что в свою очередь позволяет нам возразить автору: его произведения не просто «тексты песен», а ещё и хорошие стихи.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)