История праздников в почтовых открытках
Чаще всего люди вместе собираются на праздниках. Радостью жизни называл праздники народ. Только в праздничные дни обыденные заботы, зло растворялись во всеобщем веселье. Кругом царил, как сказал бы А. С. Пушкин, «вольный дух площади». История народа отражается и в праздниках. Человек всегда стремился разнообразить свою повседневную жизнь чем-то необычным: торжественным, радостным, смешным или забавным. Так в далеком прошлом зарождались праздники. Традиции древних обрядов, переродившись в игровые, карнавальные, обогатили народную праздничную культуру. Ритмы народных праздников тянутся к нам из глубины веков. Их язык универсален. Они несут образ счастья, благополучия, добра, надежды. Праздники продолжают появляться и в наши дни. Традиции народных праздников нашли отражение в поздравительных почтовых открытках.
Из истории почтовой открытки. Интересна история появления почтовых открыток. Истоки предшественников открытого письма ведут нас во вторую половину XVIII века. Однако открытка в том виде, в каком мы привыкли ее сегодня видеть, появилась значительно позже. Только с 1865 года в Германии и Австро-Венгрии заговорили о введении нового «почтового листка», «карточек для корреспонденции». С 1 октября 1869 года в Австро-Венгрии было введено в обращение дешевое и удобное открытое письмо. Занимательна история появления первой иллюстрированной открытки. В день мобилизации германских армий 16 июля 1870 года - за четыре дня до начала франко-прусской войны - немецкий книготорговец А. Шварц отправил по почте выпущенную им открытку с виньеткой на обратной стороне, изображающую артиллериста у пушки. Первая французская иллюстрированная открытка была выпущена в осажденном Париже, откуда 30 сентября был запущен первый воздушный шар без экипажа, в гондолу которого было вложено 4 кг открыток. На адресной стороне этих открыток было помещено изображение эмблемы республики Франции. Первую поздравительную открытку придумал английский чиновник сэр Генри Коул более 200 лет назад. По его просьбе художник Хорсли нарисовал открытку с Рождеством.
Иллюстрированная открытка быстро шагнула в быт людей. Она имела широкую сферу использования: поздравление с праздником, сообщение новостей, напоминание о себе, назначение встречи, объяснение в любви. Художники и фотографы учитывали вкусы всех слоев общества. Первые иллюстрированные открытки были черно-белыми. Затем их стали выпускать в цвете полиграфическим способом. Потом стали появляться почтовые открытки, изготовленные с применением металла, дерева, шелка, бархата, кружев, кожи, резины, птичьих перьев, бисера.
Иллюстрированная открытка пришла в Россию из Европы в конце XIX века. Первая русская открытка появилась в начале 1872 года. Считается, что первая иллюстрированная открытка в России вышла в 1897 году к Пасхе. С конца XIX - начала XX веков в России возникает ряд издательств, выпускавших почтовые открытки с различными сюжетами. Каждый издатель, каждая типография, печатня и фотосалон, занимавшиеся производством почтовых карточек в России, выпускали поздравительные открытки к Пасхе, Рождеству Христову, дню ангела, Новому Году. Иллюстрированные поздравительные открытки делились на 2 группы: одни делались по эскизам русских художников и выполнялись отечественными предприятиями, другие изготовлялись по заказу за рубежом. Русские художники сотрудничали с различными издательствами, которые заказывали им рисунки для открыток. В работе над открытками принимали участие такие известные художники как: В. Васнецов, Н. Рерих, К. Коровин, К Маковский, А. Бенуа, И. Билибин, Е. Бем, Е. Лебедева.
Дореволюционные праздники поздравительные открытки.С Рождества по Крещение на Руси праздновались Святки. Святки отмечались с 7 января по 19 января (с 25 декабря по 6 января по старому стилю), в течение двух недель, между двумя христианскими праздниками – Рождеством и Богоявлением. Одним из самых важных праздников христианского календаря является Рождество. Рождеству Христову предшествовал Рождественский или Филипповский пост, который заканчивался Сочельником. Это название происходит от слова «сочиво» - сухие зерна, размоченные в воде. Сочивом должны были питаться в этот день верующие. Но особенно благочестивые христиане в этот день вообще не вкушали пищи. Ужин в рождественский Сочельник всегда был обильным и разнообразным, отчего назвали его Щедрым вечером. Обязательным блюдом была кутья – она готовилась из зерновой вареной пшеницы, ячменя, риса с медом, а чаще с сытою, то есть медом с растертым маком. Другим обязательным блюдом был взвар – компот из сухих яблок, груш, слив, вишен, изюма и др. при этом стол, на котором устанавливались яства, устилался сеном или соломой. Дети ждали с нетерпением, когда станут наряжать елку по обычаю, завезенному в Россию лишь в середине XIX века, но сразу всем полюбившемуся. Как и все, в сочельник ждали они первой звезды, а с первыми ударами колокола, шли в церковь ко всенощной.
Рождество Христово любили в народе. У этого праздника было много примет: особо торжественная церковная служба, святочные гадания, ряженье и колядование. В канун праздника наши предки вымывали и перемывали в доме все – одежду, посуду, полы, окна, наводили порядок в сараях, амбарах, хлевах. Непременно мылись в банях или печах, надевали чистую одежду – вера в очистительную силу воды была неколебимой. Как и в очистительную силу огня: в канун рождественских святок собирались мусор, старая одежда, обувь, ненужные, старые или сломанные орудия труда – все это сжигалось.
12-дневные празднества и торжества, которые назывались Святками, или Святыми вечерами были наполнены радостью и весельем. Дни эти были праздничными. Колядование начинали дети. Согласно обряду, утро дети проводили в славлении и виршевании. Славление на Руси заключалось в хождении с вертепом, звездою, виршами. В вертепе — маленьком ящике, оклеенном цветной бумагой, — с помощью кукол, укрепленных на оси, разыгрывались сцены из сказаний евангелистов о Рождении Христа. Впереди шел дед Лука со «звездой» на палке — маленьким картонным домиком со свечкой внутри. Он махал своим светильником, показывая, как звезда, с которой еще когда-то волхвы ходили, кланяется, а детишки плясали и пели:
Славление продолжали молодые парни и девушки: рядились и ходили по домам, исполняли под окнами изб величальные и обрядовые песни о том, как родился Христос, плясали, поздравляли хозяев, получая за это от хозяев угощение, монетки, обновки, дешевые украшения. В рождественские дни молодежь веселилась от души, в деревнях и городах ряженые пугали и веселили людей, устраивались маскарады, которые проходили очень бурно, поскольку все они с Рождественского поста были запрещены. Каждая хозяйка в свою очередь щедро одаривала гостей, угощая выпеченными из теста фигурками птиц и зверей, конфетами и другими сладостями, проявляя к гостям милосердие. Традиции народной карнавальной культуры проявились уже при подготовке к святочным увеселениям, когда молодежь собиралась, чтобы делать костюмы и маски. Для потешных и забавных игр ряженых парни и девушки заранее готовили маски зверей и птиц, шутовские одеяния. Среди ряженых были традиционные персонажи: барыня, горничная, цыган, цыганка, нищий, Баба-Яга, черт, смерть с косой. Во многих местах водили «козу» в сопровождении «деда», «цыгана», «барыни» и иных персонажей. «Коза» сначала умирала, а потом вновь оживала, и все кончалось общим весельем. Водили также «коня», «медведя», «журавля». Молодежь в эти дни и вечера устраивала игрища, пляски на улицах, гадания, уцелевшие от языческих времен. Ближе к вечеру забавы с ряжеными сменялись играми в избе – начинались собственно посиделки. Здесь, как и в других местах, для святочных посиделок характерны были подвижные игры, в частности жмурки. Водящего определяли, перехватываясь на ухвате. Завязывали ему глаза и отводили к двери; к водящему подбегали, хлопали полотенцем, кушаком, ладонью – пока не поймает замену себе. Игра «сижу-посижу» была здесь исключительной принадлежностью только святочных посиделок. В иных местах в это же время готовились и к представлениям кукольного театра – делали «Микиту» и «Хавронью». Из тряпок сворачивали две большие куклы, разрисовывали им углем глаза, брови, рот и нос, одевали в зипуны. На Хавронью повязывали красный платок, на Никиту надевали шапку. На святочных посиделках «какой-нибудь искусный парень берет эти куклы в руки, ложиться на пол, накрывается так, чтобы его не было видно, и начинают Микита и Хавронья выделывать такие штуки, что не только молодые, старые со смеху умрут». Куклы кланялись, дрались, обнимались, целовались. Ряженые обычно ходили не по дворам, как славильщики, а по домам. Бытовал постоянный набор святочных игр. В него входили: «Кострома», «столб», «цепочка», «выскочка», «в короли».
Во время святок проводились веселые зимние гулянья, на улицах жгли костры, которые, по поверью, должны были прибавить тепла и света, устраивали санные выезды на лошадях, различные забавы, катание на санях. Рождество и следующие за ним две недели до Крещения всегда считались на Руси временем всевозможных чудес и таинств, когда можно было гадать о будущем. Особое значение придавалось разным приметам. Любимым и непременным атрибутом святок были гадания: люди стремились заглянуть в будущее, узнать, какая судьба ожидает их, сбудутся ли желания.
Все эти святочные традиции и обычаи нашли свое отражение в поздравительных открытках. Открытки к Рождеству можно разделить на городские видовые, бытовые сценки, библейские сюжеты, романтические сельские пейзажи. Сюжеты рождественских открыток включают: рождественские сцены, посещение церкви, праздник елки, зимние пейзажи, катания на тройках, гадания, колядования. Элементы, которые чаще всего присутствуют на российских дореволюционных открытках: Вифлеемская звезда, ангелы, подарки, Дед Мороз, лыжи, санки, коньки, люди, игры, свечи, дети, лошади, петушки, гуси, медведи, церкви, оружие, колокольчики, свечи.
В этом нас убеждают рождественские открытки. Вот одна из них: прекрасная девушка с белыми крыльями за спиной. Ее эфирные одежды и длинные волосы чуть колышутся от ветра, а глаза мечтательно подняты к небу. Маленькие дети, глядя на такие открытки с ангелом, возможно, проникались волшебством события. Другая открытка: на заснеженном пригорке, в окружении деревьев темнеет храм. А в небе яркая звезда, от которой струится пронзительный луч, теряясь среди деревьев. На открытке, вышедшей в московской типографии братьев Менерт мы видим - на столе, покрытом белоснежной скатертью, стоит огромный букет роз. Рядом две рюмки. Слева молодой мужчина во фраке, белой сорочке и белой же «бабочке». Справа женщина с пышными волосами в розовом декольтированном платье, украшенном цветами. Они тянутся друг к другу, заслоняя собой пушистую елку, украшенную горящими свечами. Такие открытки могли написать друг другу влюбленные. Следующая открытка, отпечатанная в той же типографии, предназначалась для семейных людей – на ней: сидит все семейство, празднично наряженные дети на коленях у счастливого отца, а над ними склонилась молодая мать с красивой торжественной прической.
Счастливого Нового года!Традиция встречи Нового года восходит к древним римлянам. Новый год отмечают 1 января многие народы мира, люди разных верований, обычаев, национальностей, встречают его с особенным волнением и надеждами, ждут чудес, так как этот день благоприятного предзнаменования.
В старину Новый год на Руси праздновался сначала 1 марта, потом 1 сентября. 1 января, как сейчас, его стали праздновать в России только с 1700 года. Январский новый год был введен Петром I в 1700 году. В Петербурге его наступление отмечали колокольным звоном, пушечной и ружейной пальбой. Тогда в домах, как это принято сейчас, елки не украшали. Обычай этот пришел в Россию в середине XIX века из Западной Европы. На улицах жгли костры, чтобы скорее прибавилось света и тепла. Пекли пряники в виде разных забавных фигурок. По улицам ходили ряженые, заводили игры и забавы, разыгрывали сценки.
По крестьянскому хозяйству Новый год всегда отмечался в конце декабря, в день зимнего солнцеворота; Во многих деревнях славили плуг- основное орудие будущих пахотных работ. Плуг носили по избам, восхваляли и воспевали. Это было так важно в повседневной крестьянской жизни, было таким редким торжественным праздником. Вся деревня принимала участие в этом обряде, особенно ребятишки. Матери насыпали им в маленькие берестяные кошельки зерен ржи или овса. Надев кошелки через плечо, ребята собирались по нескольку человек и выбегали на деревенскую улицу. Они топали по ступенькам крылечек, вбегали в избы вслед за взрослыми, несшими плуг, и принимались раскидывать зерна по полу. Зёрна летели и в хозяев избы, которые добродушно отряхивали их и благодарили ребят за добрые пожелания. Получив по прянику или по копейке, ребята бежали дальше. А хозяева в каждой избе и сами выполняли в эти дни дедовские обычаи. Устилали полы и столы соломой, как бы говоря гостеприимно будущему урожаю: «Приходи!»
С праздником Нового года люди связывали самые большие надежды и мечты, подводились итоги прошедшему году и проводились заклинания на все двенадцать месяцев предстоящего года. Когда мы желаем друг другу: «С Новым годом, с новым счастьем!», то, сами того не подозревая, «колдуем», вселяя добрыми пожеланиями. Отсюда и ритуалы празднования Нового года. Считалось, что без елки нет в доме праздника. Наши далекие предки относились к деревьям, как к живым существам, и наделяли их способностью творить добро и зло, считая, что в вечнозеленых ветвях ели зимуют добрые духи, и люди несли им подношения, украшали пушистые ветви подарками. Отсюда и пошел обычай украшать душистую ель. На Руси в начале века выпекали на Новый год из теста домашних животных: коней, коров, быков. А когда в дом приходили колядовать, гостей одаривали этими фигурками, разными сладостями, орехами. Также считали, что Новый год надо встречать в новом платье, обуви – «тогда и весь год ходить в обновах». Обычно перед Новым годом отдавали все долги, прощали все обиды, те, кто были в ссоре, обязаны были помириться, поэтому просили друг у друга прощения. Под Новый год выбрасывали из дома всю разбитую посуду, мыли окна и зеркала. Карнавальные маски под Новый год в России появились в начале XVII века, когда был устроен пышный маскарад по случаю заключения мира со шведами.
Сюжеты новогодних дореволюционных открыток включают: жанровые сценки, гуляния, хороводы, застолье, карнавал. Непременными элементами новогодних открыток стали: год с датой, календарь, часы, фужеры с шампанским, Новый год, Старый год, гном, трубочист, деньги, цветы, гриб, ключи, колесо, воздушные шары. Дети знали, что придет Дед Мороз, такой же, как на открытке, выпущенной киевским издательством «Новь». Дед в сером тулупе, изображенный на ней, согнулся под тяжестью огромного мешка... А в нем чего только нет: пушка, сабля, кукла, лошадка, множество разноцветных коробок! На другой открытке - Дед Мороз проходит мимо окна и нарочно смотрит на небо, а нарядные дети, свесившись с подоконника, вытягивают из его мешка подарки.
Скорее всего, Деда Мороза «изобрели» тогда же, когда и всех славянских языческих богов. Матери пугали им детей: «Погоди, вот придёт Мороз, он тебе задаст!» Приходил Мороз в праздник зимнего солнцестояния, который назывался Карачун, в виде наряженного в вывороченный тулуп и страшную маску мужика с мешком. Мешок предназначался не для раздачи подарков, а для шантажа: «Хозяйка, сыпь в мешок чем богата, а не то детей заберу!». После принятия христианства Карачун заменили Рождеством, и Морозу в новом празднике места не нашлось. О нём забыли настолько крепко, что к середине XIX в. новогоднего деда пришлось занимать у немцев и адаптировать под себя заново. Заёмный Дед Мороз сначала был всего лишь одной из ёлочных игрушек, поэтому на открытках того времени Дед мороз почти не изображался. Но вскоре этот персонаж стремительно русифицируется - серый полушубок превращается в серебристую боярскую шубу, борода отрастает до толстовских размеров, появляется ледяной посох, и, в конце концов, игрушка оживает, чтобы участвовать в костюмированных праздниках. Размах и антураж появления старика с мешком были в Москве истинно русскими: «Вдруг зала осветилась красным огнём, и мы увидели старика, едущего на больших санях, запряжённых медведем, с громадною ёлкою в руках». Называли его тогда Морозко, Морозом и даже Дедом Ёлкичем. Прижилось привычное нам Дед Мороз, но
массовые приходы Дедушки на ёлки в Москве начались только в 1910 г.В середине лета 1914 года Россия была втянута в мировой конфликт. Началась I Мировая война. Объявление Германией войны России вызвало невиданный всплеск патриотизма. Многие мужчины были мобилизованы. Во всех городах были открыты госпитали и лазареты. Стали устраиваться благотворительные концерты и спектакли, проводиться лотереи в фонд помощи раненым. Эти события нашли свое отражение в почтовых открытках, в том числе и в поздравительных. В сюжетах открыток этого периода можно видеть: Святого Георгия Победоносца, солдат на посту или на позиции. К новым элементам, появившимся на рождественских и новогодних открытках, можно отнести: пушки, палаточные лагеря, людей в военной форме. Российские рождественские и новогодние открытки отличались от иностранных открыток по сюжетам и отдельным элементам, иногда повторяя их. Иностранные открытки чаще всего, имели следующие элементы: ночное звездное небо, луна, сосульки, календарь, пейзажи, лодка, мельница, мольберт, рисование, библия, письмо, ангел, игровые кости, гриб, маяк, крест, зонт, пальмовая ветвь. Русские художники старались внести в сюжеты открыток традиционные элементы. На серии рождественских открыток по рисункам художника А. Красовского, выпущенной издательством «Рассвет» в 1915 году, можно было увидеть русских былинных героев: богатырей, гусляров, Соловья-разбойника.
Название праздника возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты еще можно было употреблять. Погулять вволюшку перед строгим постом – таков был дух этого праздника. Но он впитал и очень древние традиции празднеств, стоящих на грани зимы и весны. Катанье на санях украшенных лошадях компаний нарядной молодежи, сопровождавшееся песнями, шутками, состязаниями в скорости, демонстрацией удальства (прыжки в сани на ходу), было одной из ярчайших форм русской традиционной праздничной культуры. Столь же широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катанье молодежи с ледяных гор. Катались на салазках, шкурах и рогожах. На санях – по одному, два, а иногда и по три человека. Последнее катание называлось катиться кораблем: двое располагались лицом друг к другу, а третий между ними. На кожах и рогожах скатывались по 4-10 человек. Парни катались также на коньках (кониках) и просто стоя – несколько человек держались гуськом друг за друга, это называлось катиться юром. Катанье сопровождалось шутками, озорством, хохотом. Молодежь каталась на Масленице с горы на скамьях и буках – низеньких соломенных корзинах, специально подмороженных и ледянках. Широкое распространение имели среди молодежи прыжки через костер и взятие снежного городка. В городах и селах изготовляли масленичное чучело, представлявшее собой соломенный сноп «в виде куклы с намалеванным лицом». Чаше дети жгли «помазки» – накрученную на палки паклю или солому – и бегали с ними по улицам. В последний день Масленицы, в «прощеное» воскресенье огромную бабу из соломы вывозили на больших санях за околицу и там сжигали; при этом прыгали через костер. В 18 и 19 веках получает распространение масленичная комедия, занимавшая центральное место в празднестве. В ней принимали участие персонажи из ряженых – «Масленица», «Воевода» и др. При этом зачитывались стихотворные тексты юмористического или сатирического характера. Устойчиво держалась группа элементов, рождающая семейный характер масленицы: уборка дома, посещение родных, особенно родственников жены, семейное угощение. К сожалению, поздравительных открыток с масленицей сохранилось очень мало, на них главные элементы праздничного стола – блины, мед и масло на вышитой скатерти.
Это был праздник возрождения, любви, всепрощения. Пасху отмечали широко, связывая с ней добрые надежды. С праздником Пасхи исстари связано много самых разных светлых и добрых традиций. К празднику пекли куличи, делали пасху, красили яйца, освящали их в церкви. Любопытен такой старорусский обычай - праздник Пасхи посвящался делам благотворительности. Кто мог, одаривал нищих, немощных, убогих. Русские люди посещали больницы, богадельни, узников тюрем. «Христос воскрес!» - приветствовали государи обитателей этих мест и наделяли одеждою, пищей, деньгами. В городах и селах священнослужители в этот день ходили по домам со священными иконами. В полночь на Крестный ход ходили, как правило, все. Никто не мог остаться без церковной службы в пасхальную ночь.
При этом пелись праздничные стихи, делались молитвенные благословения. В деревнях крестьяне вместе со священниками – с иконами, хоругвями – отправлялись на поля, засеянные озимыми хлебами, - благословить в Светлое христово Воскресение будущий урожай. Этот христианский обряд назывался славлением Христа.
На пасхальной всенощной верующие обнимали друг друга, затем приветствовали друг друга словами: «Христос воскрес!» и ответными: «Воистину воскрес!», обмениваясь при этом яйцами. Красный цвет яйца – символ крови Господней. Яйцо – символ возникновения жизни в недрах ее и в то же время символ гроба, то есть круга жизни от рождения до смерти. Окрашенное красной краской, оно означает наше возрождение, кровь Христа. Яйцо, употребляемое при христосовании, воспринималось также как символ всего цветущего и живущего в природе. Вот почему оно стало составной частью, видимо, языческого обряда в пору посевной или предпосевной: крестьянине ставили в избе кадку с зернами пшеницы, зарывали в неё пасхальное яйцо и берегли зерно до сева. В пасхальный обряд входило также благословенье и освещение яств, которые не употреблялись верующими в течение великого поста: сыр, яиц, куличей. Был на Пасху также обычай посещать кладбища. Ходили христосоваться с дорогими покойниками, на могилах оставляли крашеные яйца, куличи, сладости. Этот обычай жив и ныне. Вот пасхальные открытки. На них – люди возвращаются с церковной службы, перед церковью стоят мужчины и женщины, которые разложили перед собой куличи, пасхи и яйца и ждут их освящения.
Народное празднование Пасхи как бы дополняет празднование церковное. Так, В народе существует поверье, что в Светлое Христово Воскресение ранним утром играет солнце – будто разделяя радость великого праздника с людьми. Чтобы увидеть восход и игру солнца, люди рано утром забирались на колокольни, крыши, пригорки. Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождениями в гости. На Пасху принято было устраивать качели для детей, их устанавливали во дворах домов. Общественные качели устанавливали на специально для этого отведенном месте – на деревенской площади или выгоне, на ближней опушке леса, где загодя выкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски. Гулянья молодежи на Пасху – веселые, озорные – были первыми в году гуляньями на открытом воздухе после зимы. Было принято «катать яйца». Играющий ставил яйцо «на кон», то есть выкладывал на землю, где крашеные яички выстраивали в одну линию с промежутками в 4 – 5 вершков. Примерно в ста шагах от середины кона отмечали место, откуда игроки катили мяч, сделанный из льняных хлопьев или ваты, обшитый тряпицею. Вышибленное яйцо считалось выигранным. На пасхальных открытках изображались и веселые гуляния молодежи, и детские игры. На одной пасхальной открытке – дети катают яйца на столе в избе, на другой – они играют с пасхальными яйцами во дворе. Вот еще одна открытка – на ней парни и девушки устроили качели из обыкновенных бревен и досок, получая огромное удовольствие.
Одна из главных пасхальных традиций - христосование яйцами, специально окрашенными, разрисованными и освященными. И на пасхальных открытках чаще всего изображалось яйцо, как выражение радости – Христос Воскрес! также изображались кролики и зайцы, цыплята, куры и петухи, овцы, верба, ранние полевые цветы, праздничные люди, освящающие куличи и пасхи, люди, звонящие в колокола, идущие от заутрени с зажженными свечами.
Билибин в 1911 году сделал рисунок к открытке «Кулич – город». Для Пасхи были характерны свои особые блюда: куличи и пасхи. Куличи выпекались из сдобного теста в круглых жестяных формах, украшенных узорами из теста, посыпались сахарной пудрой и пшеном. Сверху кулич или творожная пасха украшались искусственными цветами. Куличи или пасхи ставили на тарелки, завязывали в белую салфетку и несли на освящение в церковь, а потом домой. При освящении зажигали свечи, прикрепленные к куличу или пасхе. Пирамидальная форма творожной пасхи достигалась с помощью деревянной формы – пасочницы из липы. Внутри дощечек пасочницы вырезались кресты, монограммы «Х.В.», которые отпечатывались на пасхе.
После ночной пасхальной службы и освящения куличей прихожане приходили домой, христосовались и разговлялись праздничной едой. В воскресенье накрывали праздничный стол, приходили родные и знакомые с поздравлениями и приветствием «Христос Воскресе!». Им отвечали: «Воистинно Воскресе!», целовались, дарили яйца, маленькие куличики.
Пасхальный стол украшали вербой. На пасхальных открытках очень часто можно видеть – праздничные столы и в купеческой семье, и в крестьянской избе украшают куличи, пасхи, крашеные яйца.
Октябрьская революция 1917 года внесла огромные изменения не только в политический строй России, но и в духовную жизнь народа, его традиции и обычаи и обряды. Церковь по декрету 1918 года была отделена от государства. Взамен старых религиозных праздников были предложены новые: октябрины вместо крестин, день рождения вместо именин, Новый год вместо Рождества, Первомай вместо Пасхи, праздник русской березки вместо Троицы и т.д. В нашей стране сложилась система советских праздников и обрядов, являвшаяся составным элементом социалистической культуры, социалистического образа жизни. Главное в советских праздниках было их идейно-политическое содержание. Огромное социальное значение имели советские общегосударственные и революционные праздники, так как они наиболее полно выражали общественные идеалы, революционные традиции, борьбу за новую жизнь.
После революции 1917 года главнейшей задачей всех видов печатной продукции стала агитация трудящихся масс для борьбы с внутренними и внешними врагами. Они вели наступление на массы, изменяя быт и психологию. Открытки того времени превратились в особый вид печатной продукции - крохотный плакат, зовущий в бой за утопическое будущее. Постепенно открытка теряла свое назначение почтового отправления. На месте, предназначенном для сообщения и адреса, начали помещать революционные песни или воззвания. Первой советской открыткой считается фотооткрытка, запечатлевшая торжественные похороны в парке Лесного института павших в Петрограде революционных бойцов. Открытка была издана 19 ноября 1917. К первым советским почтовым карточкам относится серия открыток, увековечивших Москву октябрьских дней. К первой годовщине Октября была издана 41 открытка с проектами первых советских памятников, разработанных московскими скульпторами по ленинскому плану монументальной пропаганды.
После революции изменилась и поздравительная открытка. Праздники Рождества и Пасхи были сметены воинствующим атеизмом. Новогодние поздравления упразднились газетными спорами о том, когда справлять Новый год—с 31 декабря на 1 января или с 7 на 8 ноября, и в каком летосчислении - или от Рождества Христова или от свержения Временного правительства. В ноябре 1919 года были напечатаны открытки «Привет с фронта! Поздравляем товарищей со второй годовщиной победы над помещиками и капиталистами».
Изображения на открытках пестрят новой, революционной символикой: красными знаменами, звездами, серпом и молотом. Основная тема открыток — призыв к «активному действию и соучастию». Яркие лубочные открытки, выпущенные в 1920 году, агитировали вступать в партию коммунистов, призывали быть бдительными. В 1920—1921 годах вновь появляются благотворительные открытки, на оборотной стороне которых печатались призывы: «Спасите умирающих детей Поволжья», «В пользу голодающих детей» и т. п. Средства от продажи поступали в комитеты по борьбе с беспризорностью. В 1920-е годы выходят благотворительные открытки, выручка от которых идет в фонды развития каких-либо обществ. Миф гигантизма и благополучия, миф военной угрозы и непобедимости страны постоянно повторялся в репродукционной и иллюстрационной открытке. Велась смертельная идеологическая борьба против народа всеми средствами массовой информации - от газет и плакатов до крохотных листков почтовых отправлений. Открытка была буквально превращена в плакат в конце 1930-х годов, это становится единственной нормой существования иллюстрированной открытки.С Рождеством после революции боролись, вели агитацию, закрывали церкви. Апогей борьбы с Рождеством пришелся на 1930 год. Комсомольцы «весело» похоронили религию, героев старого быта, любителей побездельничать в Рождество. Они осмеивали елки и церкви, рядились в попов, пасторов, читали «проповеди», а потом под музыку, хохот и пляски жгли иконы, ризы. На тропу войны с Рождеством и Новым годом встали не только коммунисты и комсомольцы, но и пролетарские поэты.
Особых нападок на Новый год не было, но и в нем видели что-то, чуждое советскому режиму, обывательское. Но даже революция не помешала Деду Морозу - старик в белой или голубой шубе появлялся на празднике до самого 1927 года, когда обострилась борьба с религией. Новогодние открытки были упразднены раньше официального запрещения празднования Нового года. Но люди продолжали поздравлять друг друга с праздником. В семьях сохранялись дореволюционные поздравительные открытки с почтовыми штемпелями 1920—1930-х годов. Иногда на такой открытке старый текст тщательно заклеивался, и писалось новое поздравление. Пользовались и открытками с зимним сюжетом, на котором от руки писалось «С Новым годом!».
1935 год – это год реабилитации Нового года. Елка из рождественской превратилась в новогоднюю. ЦК ВЛКСМ принял постановление «О проведении вечеров учащихся, посвященное встречи Нового 1936 года». ЦК ВЛКСМ рекомендовал устраивать для детей новогодние ёлки с Дедом Морозом. Спустя два года его снабдили Снегурочкой, но имени собственного он ещё не заслужил - везде старика называли "дедом морозом" (именно в кавычках). Нынешнее имя, с двух заглавных букв, ему было возвращено только в 1958 году.
>С 1935 года возродилось празднование Нового года, а к 1939 году, впервые за годы советской власти, были выпущены и поздравительные открытки в честь этого праздника. В 1938 году издаются иллюстрированные открытки «С Новым годом!» - со снежинками на фоне Спасской башни. Этот сюжет с тех пор постоянно повторяется как эталон для данного вида открыток. С 1939 года новогодние встречи стали проводиться в ЦПКиО имени М.Горького в Москве. Специально для этого праздника на фотооткрытках, с изображением летних гуляний в парке, на обороте допечатали поздравления с Новым годом.
Новогодние открытки военных лет отличались большим разнообразием. На них — эпизоды боев и будни фронтовой жизни, подвиги партизан и портреты героев, тексты песен военных лет и острая сатира на фашистов. Открытки часто сопровождались четверостишиями или пословицами. К новому, 1942 году выходят открытки с изображениями воинов, идущих на фронт из Москвы, замерзающих фрицев («Что русскому здорово, то немцу смерть!»); поздравительные открытки «Новогодний привет с фронта!», «Новогодний балтийский привет!»; со специальными детскими сюжетами - «Папа, бей фашистов!». В 1944 году выпущены открытки «С Новым годом—годом победы!», повторенные и к 1945 году.
Новогодняя открытка прошла путь от героической символики 1940-х годов до детских забавных сюжетов 1950-х - начала 1960-х годов. Считалось, что Новый год – это, прежде всего, праздник детей. Первыми послевоенными новогодними открытками стали фотооткрытки с зимними пейзажами, с новогодними елками, с достопримечательностями Москвы и Ленинграда. Чуть позже непременными элементами новогодних открыток стали: розовощекие дети в шубах и валенках, мальчик «Новый год», Дед Мороз, Снегурочка, снежинки и морозные узоры,
Да здравствует годовщина Октябрьской революции!
Придя к власти в 1917 году, большевики вознамерились создать новый мир. Ни Богу, ни старым праздникам в новой России места не было. Началась кампания по борьбе с ними. 24 сентября 1929 года страна перешла на пятидневную рабочую неделю (4 дня – работа, 5-ый выходной), при которой праздникам, кроме революционных, не было места.
Среди них главный праздник - годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. День 7 ноября стали считать первым днем новой эры и ежегодно праздновать как Новый год со всеми ритуалами. В нем наиболее полно была воплощена идея революционного преобразования мира на коммунистических началах. Этот праздник стал широко отмечаться в 20-е годы после окончания гражданской войны. Когда-то, до революции на осень приходились осенние престолы, Завершались первые две трудовые недели наступало время встречать осень, праздновать всем миром Осенины. Праздник Казанской Божьей Матери праздновался 4 ноября после покорения в 1552 году Иваном Грозным Казанского ханства. Народ Казанскую праздновал широко: гулянья, пляски, веселье, песни под гармонь, пирушки, гаданья о женихах. Почти 300 лет до революции День Казанской Божьей Матери отмечался на Руси как общенародный праздник. В этот день в храмах совершалось торжественное богослужение, происходил крестный ход и проводилось водоосвящение. 10 ноября в России широко отмечался праздник, посвящённый Пятнице Параскеве. Этот праздник был связан с продолжающимися от Покрова осенними свадьбами. 14 ноября были Кузьминки первый зимний праздник.
Революционный праздник Октябрьской революции был весьма к месту, ведь он заменил собой Осенины. Лидеры коммунистической партии понимали, что доклады, беседы вряд ли сыграют существенную роль в борьбе с религией. Другое дело - праздники, когда гремят оркестры, идут демонстранты, звучат песни, украшены улицы, сверкает иллюминация. В этот день в СССР устраивались карнавалы, где использовались маски «буржуев, попов, погребальных катафалков.Позднее на демонстрациях в честь этого праздника улицы и площади украшали знамена, транспаранты, лозунги, портреты руководителей партии и правительства. Вечером гремели праздничные салюты с фейерверками.
Многократно издавались открытки к годовщинам Октябрьской революции. Из них особенно интересны открытки, выпущенные к 10-летию советской власти. Но, очевидно, покупательским спросом они не пользовались. В 1941 году были изданы открытки к годовщине Октября Поздравляем с XXIV годовщиной Октября! (автор Ю.Васнецов). Открытки рассказывали тылу - о фронте, его героических буднях (выходили серии с портретами героев); и фронту - о тыле, непосильном труде, блокадном Ленинграде, бедствующих стариках, женщинах и детях. Детские открытки изображали пионеров-партизан, малышей, играющих в войну, пишущих отцам на фронт и ждущих писем; подростков, идущих на завод. В обиход подобные открытки вошли только после 1941 года.
С 1950-х годов композиция из кремлевских башен, рубиновых звезд и цветов вошла в типаж поздравительных открыток с годовщиной Октябрьской революции. Победу октябрьской революции средства массовой информации связывали с крейсером Аврора, с Лениным, с красными флагами, гвоздиками, поэтому на почтовых открытках нашли своё отражение все эти элементы. Важное значение в политическом воспитании молодёжи, формировании их коммунистических взглядов имело участие детей и подростков вместе со взрослыми в революционных праздниках, в том числе 7 ноября (Праздник Великой Октябрьской Социалистической революции). Чтобы привлечь внимание детей к этому празднику, поэты сочиняли стихи о нем, композиторы перекладывали их на песни. В поздравительных открытках к этому празднику стали появляться сюжеты с изображением детей.
Первомай или День Международной солидарности трудящихся стал широко отмечаться в советской России в 20-е годы прошлого века, после окончания гражданской войны. Так как велась активная антирелигиозная пропаганда, то Первомай возник в противовес Пасхе, которая обычно приходилась на конец апреля - начало мая. Уже тогда были выпущены первые поздравительные открытки к этому празднику, но они были немногочисленны. На них чаще всего изображали радостных демонстрантов с флагами и лозунгами.
В годы Великой Отечественной войны в стране увеличилась переписка. Судя по сюжетам и надписям на обороте - Воинское, Привет фронту, Привет тылу, - открыточная продукция выпускалась и для фронта, и для тыла. Вновь появились и обрели широкую популярность иллюстрированные открытки с текстами и нотами песен, со стихотворными приветствиями. Во время войны появились открытки-поздравления С боевым первомайским приветом!, Героическому тылу первомайский привет с фронта!.
После войны основную массу открыток составляли репродукционные. К началу 1950-х годов советская историко-революционная живопись уходит на второй план. Привычные в 1930-е годы индустриальные пейзажи становятся крайне малочисленными. Основное место стало принадлежать жанровой первомайской открытке, воспевающей торжество социализма. Вот - пионеры с горном идут по бескрайним просторам великой Родины, а это - улыбающиеся офицеры трогательно кормят голубей мира, счастливые ударники труда украшают новую квартиру портретом вождя. К концу 1950-х годов с картин постепенно исчезает изображение Сталина. После смерти И.Сталина постепенно освобождаются от идеологического давления и иллюстрированные открытки. Не безликая масса, а оживленные лица смотрят теперь с открыток, поздравляющих даже с праздником 1 Мая.
Первомай называли праздником мира, весны и труда, поэтому на поздравительных открытках 60-70-х годов можно увидеть такие элементы, как: цветущая ветка яблони или сирени, воздушные шары, голуби и слова Мир, труд, май. С середины 70-х годов наблюдается тенденция сделать Первомай праздником международной солидарности трудящихся, придать ему более политический характер. В связи с этим меняются и почтовые первомайские открытки. Их фон становится почти красным, а основными элементами стали красные ленты, флаги, серп и молот, земной шар.
Когда-то, в начале марта наши предки праздновали Ярилины дни. 1 марта - Ярило с вилами, так как считали, что в этот день начинается борьба тепла с холодом, и, Ярило поднимает зиму на вилы. 2 марта - Продолжались Ярилины игры, совершался старинный русский обряд - боронился снег, особенно там, где он покрывался темным слоем. Этот обряд назывался утучнением снега. После революции 1917 года вместо Ярилиных дней в СССР 8 марта стали праздновать Международный женский день.
Решение о праздновании Международного женского дня как дня солидарности женщин всего мира в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие было принято на II Международной конференции социалисток в Копенгагене в 1910 году по предложению Клары Цеткин. Впервые в России этот праздник был проведен в 1913 году в Петербурге. В 1917 году трудящиеся Петербурга по призыву Петербургского комитета большевиков отметили Международный женский день политическими митингами и демонстрациями. В СССР Международный женский день проводился под знаком мобилизации женщин, освобожденных от социального гнета и получивших равные права с мужчинами на активную деятельность во всех областях хозяйственной, общественной, политической и культурной жизни. После войны День 8 Марта стал праздником, с которым поздравляли мам, бабушек, любимых, маленьких одноклассниц. На открытках появляются мальчики и девочки, готовящие подарки мамам, незадачливые шалуны, герои сказок и мультфильмов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 Международный женский день 8 Марта объявлен в СССР нерабочим днем. Это было сделано, как отмечалось в Указе, в ознаменование выдающихся заслуг советских женщин в коммунистическом строительстве, в защите Родины в годы Великой Отечественной войны их героизма и самоотверженности на фронте и в тылу, большого вклада женщин в укрепление дружбы между народами и борьбы за мир. Женщины советской страны должны были в этот день подвести итоги своего участия в социалистическом и коммунистическом строительстве, выразить солидарность со всеми прогрессивными женщинами мира в борьбе за мир, демократию и социальный прогресс. В канун праздника по всей стране проходили торжественные собрания, на которых трудовые коллективы чествовали лучших производственниц, добившихся наибольших трудовых успехов в социалистическом соревновании. Во всех учреждениях и на предприятиях, в колхозах, совхозах, в учебных заведениях проходили встречи с прославленными женщинами, проводились лекции, доклады, беседы, кинофестивали, посвященные трудовым и боевым подвигам женщин. Прямо на предприятиях в обеденный перерыв приезжали профессиональные и самодеятельные артисты, агитбригады. В клубах и Дворцах культуры готовились праздничные вечера. Они проходят под девизом Советская женщина, слава тебе.
Международный день 8 Марта традиционно отмечался советскими людьми буквально во всех семьях, он стал неотъемлемой чертой советского быта. Мужчины с букетами цветов и подарками торопились домой поздравить своих родных и близких. В каждой семье был праздник. А вечером все собирались у телевизоров, чтобы посмотреть традиционный Огонек, любовно подготовленный Центральным телевидением к Международному женскому дню. Возникшая в середине 1950-х годов многосюжетная, с девичьими и женскими лицами открытка 8 Марта, превратилась к середине 1960-х годов в набор букетиков и листьев. Обязательными элементами стала сначала ландыши и первоцветы, затем, нарциссы и тюльпаны и, конечно, мимоза.
В последние 10 - 15 лет прошлого века открытки к 8 Марта чаще всего издавались для детей (Поздравляем бабушку, Маме к празднику, Поздравляем одноклассницу), оставив самое незначительное место мимозам и лилиям. В настоящее время этот праздник сохранился, но утратил свою политическую окраску.
Это радость со слезами на глазах,- сказал о Дне Победы поэт. Пожалуй, нет в России семьи, которую Великая Отечественная война обошла стороной. В мае 1945 года вышли открытки С победой над Германией!, а в сентябре этого же года - С победой над Японией! и С победой над Германией и Японией!; подобные сюжеты повторялись еще несколько лет и исчезли к началу 1950-х годов.
В каждой семье в этот день вспоминали тех, кто остался на полях сражений, и поздравляли тех воинов, которые остались в живых. В этот день возлагали венки и цветы на могилы погибших воинов, проводили митинги. В ознаменование Победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года 9 мая было объявлено всенародным Праздником Победы. Так родился еще один государственный праздник. Он навечно вошел в историю человечества как память о героических борцах, избавивших мир от фашизма. 26 апреля 1965 года Президиум Верховного Совета СССР объявил 9 Мая День Победы нерабочим днем. В том же году миллионы советских людей слушали и смотрели волнующую передачу из Москвы. Над могилой Неизвестного солдата в Александровском саду у древней Кремлевской стены был зажжен огонь славы и бессмертия. У Праздника Победы сложился торжественный, яркий ритуал, включающий в себя наряду со светлыми и радостными моментами моменты грусти и скорби. Рано утром 9 мая по всей празднично украшенной стране начинались шествия к монументам, памятникам Славы, братским могилам, к могилам Неизвестного солдата, чтобы возложить цветы в знак вечной памяти о погибших защитниках Родины. У этих священных для советских людей мест проводились митинги, встречи фронтовиков, проводы призывников в армию. Но самым волнующим моментом праздника была минута молчания, когда вся страна замирала, чтя память тех, кто не вернулся с полей сражений.
По традиции в канун праздника Министр обороны СССР объявлял традиционный приказ, посвященный празднованию Дня Победы, и приказывал произвести артиллерийский салют в столице СССР городе-герое Москве, столицах союзных республик, в городах-героях и крепости-герое Бресте, а также в городах Мурманске, Новосибирске, Хабаровске, Владивостоке.
Массовый выпуск поздравительных открыток ко Дню Победы наблюдался в СССР в начале 70-х годов прошлого века, особенно к 30-летию победы над фашизмом. На открытках того времени чаще всего изображались монумент Матери-Родины на Мамаевом кургане в Волгограде и монумент Солдат-освободитель с девочкой на руках в Трептов парке в Берлине. Обязательными элементами открыток были ордена Победы или Отечественной войны, орденские ленты, ветки сирени и слова С праздником Победы!. В 80-е годы на открытках появляются новые элементы в дополнение к прежним: солдатские треугольники, гвоздики, орден Славы, голуби мира, праздничный салют. Часто на открытках ко Дню Победы воспроизводятся сюжеты плакатов военного времени, портрет маршала Г. Жукова. Интерес представляют композиции из фотографий военных лет, медалей, цветов, фронтовых писем. День Победы один из немногих советских праздников, который живет в душах россиян, и в настоящее время его отмечают не только на официальном уровне, но и в каждой семье.
Несомненно, общегосударственный характер и огромное общественно-политическое значение имел в СССР такой праздник, как День Советской Армии и Военно-Морского Флота, отмечаемый всем советским народом 23 февраля. Он был установлен решением Советского правительства в 1919 году, но поздравительных открыток к данному празднику тогда не издавалось. В этот день поздравляли всех живущих воинов и чтили память героев прошлых сражений. Во время войны появились открытки-поздравления с Днем Красной Армии.
Вот как отмечалась эта дата советской истории в 70-е годы прошлого века. Празднованию Дня Советской Армии и Военно-Морского Флота предшествовал Всесоюзный месячник оборонно-массовой работы. В дни месячника актив ДОСААФ организовывал лекции и доклады, встречи молодежи с Героями Советского Союза и Героями Социалистического Труда, ветеранами армии, отличниками боевой и политической подготовки, мастерами военно-технических видов спорта. В ходе подготовки и празднования годовщины армии и флота во многих частях, учебных заведениях, гарнизонах проводились встречи личного состава с передовиками производства, ветеранами армии и флота. Широкой популярностью у трудящихся пользовались многие массовые мероприятия театрализованные представления, обращенные к важнейшим событиям военных лет, спортивные состязания на призы героев Великой Отечественной войны, фестивали военно-патриотической песни и музыки. Проводились также праздники улиц, площадей, которые носят имена военачальников, Героев Советского Союза, тематические вечера, фестивали документальных и художественных фильмов, встречи с участниками войны, с личным составом частей, кораблей, военно-учебных заведений. Поздравительные открытки к этому празднику начали выпускаться с 70-х годов XX века. Обязательными элементами этих открыток были: красная звезда, серп и молот, советский флаг, флаги военно-морского флота и военно-воздушного сил. Чуть позже обязательным атрибутом становится орденская ленточка, изображения ордена Славы, знаков Отличник ВВС, За службу Родине в ВВ СССР За отличие в воинской службе. В конце 70-х 80-х годах отмечался пик гонки вооружений, и на поздравительных открытках стали изображения образцы военной техники, которые должны были показать советским людям силу советской армии.
После развала СССР и объявления независимости России владимирцы, как и все россияне стали постепенно возвращаться к традиционным православным праздникам. Это Рождество, Крещение, Благовещение, Пасха, Троица, Спасы и т.д. Но, к сожалению, многих горожан, особенно молодежь, в этих праздниках привлекает в основном внешняя сторона. Это крестный ход, крашеные яйца и куличи, застолья. При этом многие не знают и не понимают сущности, содержания того или иного православного праздника. Народная культура праздника в наши дни значительно подорвана. Вспомним слова великого русского педагога К.Р. Ушинского, который говорил, что воспитание, лишенное народных корней, - бессильно. Надо возвращаться к своим корням!
7 января 1991 года Россия вновь на государственном уровне отмечала православное Рождество Христово. Символика современных рождественских открыток включает в себя элементы символики дореволюционных Рождества и Нового года. При этом из нее исчезло почти все, связанное с христианством и дореволюционным бытом.
Вновь появляются и открытки к Пасхе. В пасхальные современные открытки ворвалась символика европейской пасхальной открытки: кролики, превратившиеся в зайчат, цыплята, ветки вербы. Многие пасхальные открытки отличаются оригинальностью изобразительной канвы. В 1990 году эти открытки выпустили (без указания авторов) издательство Протестант, Художественно-производственное объединение Русской Православной Церкви, анонимные совместные предприятия и кооперативы. Кроме того, были сделаны многочисленные переиздания старинных открыток, например с открыток Б.Зворыкина, и раскрашенных гравюр-открыток М.Сергеевой.
В конце XX начале XXI веков в нашей стране стали появляться новые праздники.
День народного единства.В декабре 2004 года Госдума РФ приняла поправки в Федеральный закон о днях воинской славы России и Трудовой кодекс РФ. Одной из поправок было введение нового праздника День народного единства и перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. По мнению ведущих духовных лидеров страны, смыслом названия праздника День народного единства наполняют события 1612 года. В этот день в храмах совершается торжественное богослужение, происходит крестный ход и проводится водоосвящение. 4 ноября 2005 года впервые в своей многовековой истории Россия отметила новый государственный праздник День народного единства. Основные торжества прошли в Суздале, где в Спас-Евфимиевском монастыре похоронен национальный герой России, наш земляк, князь Дмитрий Пожарский.
Вот и появился новый красный день календаря, а именно 4 ноября. Заодно отменили праздник 7 ноября, который долгие годы именовался днем Великой Октябрьской социалистической революции, потом - днем Октябрьской революции, а затем и вовсе Днем согласия и примирения.
День Героев Отечества.Этот праздник был добавлен в список памятных дат страны в марте 2007 года. 9 декабря 1054 года князь Ярослав Мудрый заложил в Киеве храм в честь одного из самых почитаемых на Руси святых - Георгия Победоносца. В этот же день 1769 года императрица Екатерина II учредила орден Святого Георгия. Его удостаивался тот, кто, презрев очевидную опасность и явив доблестный пример неустрашимости, совершил отличный воинский подвиг, увенчанный полным успехом и доставивший явную пользу. С тех пор День Георгиевских кавалеров, в который чествовали всех героев, стал одним из самых почитаемых праздников старой России. После 1917 года прежние регалии были упразднены. Страна выбирала новых героев: в 1927-м было учреждено звание Героя Труда, в 1934-м - Героя Советского Союза. В 1938 году появилось звание Героя Социалистического труда, в 1992-м - Героя Российской Федерации. Воинов-победителей поздравляли 23 февраля и 9 мая, героев трудового фронта - в День международной солидарности трудящихся, он же Праздник весны и труда. День Героев Отечества в 2007 году отмечался впервые - после почти столетнего перерыва. Во Владимире в честь праздника 9 декабря было устроено торжественное собрание, на которое пригласили ветеранов войны и труда, кавалеров государственных наград и лауреатов государственных премий, а также героев будущего: воспитанников кадетского корпуса, школьников и студентов. Были вручены почетные знаки Трудовая доблесть России и персональные призы губернатора области Защитнику Отечества.
В настоящее время мы празднуем и советские праздники: Первомай, Женский день 8 Марта, День Защитника отечества, День Победы. Правда, издательства перестали выпускать поздравительные открытки к празднику Первомая, да и сам праздник народ воспринимает как дополнительный выходной день. Поздравительные открытки к остальным праздникам по-прежнему издаются, они стали более яркими, менее политизированными. Не появилось пока поздравительных открыток к новым российским праздникам: Дню народного единства и Дню героев, так как эти праздники еще не вошли в жизнь людей, мало кто о них знает, очень немногие их отмечают. Когда-то, основной формат почтовой открытки был 9 Х 14 см или 10.5 Х 14,8 см. Сейчас довольно часто открытки стали выпускаться в полуторном, двойном или половинном формате. Встречаются почтовые карточки, форма которых отлична от прямоугольника.
Комментарии