Дом  | Автор: Копать Валентина Николаевна | Добавлено: 2015-01-27

История Хабарского района

Знакомясь с документальными материалами по району, становиться известно, что в ХУП и первой половине 19 века через Кулундинскую равнину прошли 2 российские экспедиции. Первая П.Чичалова в 1727-1729 годах, вторая И.П.Фалька, И.Г.Георги в 1771 году. Важнейшим исследованием второй половины 19 века – начало 20 века явилась 3 экспедиция, которая прошла непосредственно через Хабары. Руководил ею И.П.Выдрин в 1894-1896 годах. Материалы трех экспедиций помогли в чем-то открыть неизвестные страницы жизни Хабаров.

Село Хабары основано в 1743 году, ближайшей железнодорожной станцией являлся разъезд «Целина», в 25 км. от районного центра и 484 км. от краевого центра. В 1911 году с.Хабары входило в состав Кумышской волости Барнаульского уезда Томской губернии. Число наличных душ 1208 человек, из них мужского пола – 609, женского пола – 599. Всего 330 семей. На берегу реки Бурлы - церковь, одноклассное Министерство Внутринних дел, училище, т.е. одноклассная школа, три мануфактурных лавки, шесть сельхоз складов, казенная винная лавка, артельный маслодельный завод, две ежегодные ярмарки которые проводились 3 июня и 4 ноября, 2 кирпичных сарая, 20 ветряных мукомольных мельниц и сельский хлебозапасный магазин.

24 сентября 1924 года образован Хабарский район Омской губернии. Первым председателем стал командир партизанского движения на Алтае Степан Семёнович Толстых.

С 25 мая 1925 года Президиум ВЦИК утвердил образование Сибирского края. С этого же года действовал исполнительный комитет Хабарского районного совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Статус Хабарского района был установлен с 10 января 1925 года. За годы своего существования Хабарский район сменил 7 раз свои административно-территориальные границы.

На территории нашего села были проведены раскопки. В седую старину по окрестностям Хабаров бродили - мамонты, саблезубые тигры. Был иным климат, рельеф местности, флора.

Очень интересное время колонизации Алтайского края. Первая ревизия (перепись) на Алтае была в 1724 г, - кроме крестьян, учитывали «гулящих людей» и «пришлых».

«Гулящими» считались самовольные переселенцы, беглые из Европейской России. После Петрова Указа 1724г. об оброке, «гулящие» люди влились в сословие гос-ных крестьян. Все те, кто прибыл на территорию Алтая после 1719г., были записаны как «пришлые». В отличие от «гулящих», о них было известно, откуда они переселились.

Датой образования нашего села считался 1743г. Конечно же, русские жили здесь и раньше, но вряд ли они были внесены в ревизию 1724г. А вот в последующих ревизиях 1744-1745гг;1763-1782гг;1795г данные о нашем селе есть.

Россия после Петра 1 оставалась сильным государством. В 1756 г. Алтайские заисаны обратились к Елизавете Петровне с просьбой присоединить их к России. Просьба была удовлетворена.

Переселенцы или как их называли – иногородцы, привозили с собой не только выговор, культуру, быт и песни. На Хабарской земле стали выращивать огурцы, картофель, чеснок, морковь. Массовые переселения в наш район связаны с двумя последними этами Столыпинской реформы. В 1896г Правительство учредило особое переселенческое управление при МВД, которое всячески помогало переселенцам. Прощались все недоимки по листу прежнего проживания, продавались дешевые билеты на поезд, выдавались безпроцентные ссуды на 5 лет в размере от 100 до 400 рублей на двор. В пути переселенцем кормили и лечили. Переселение стало уже более массовым после окончания строительства великой Сибирской магистрали.

В 1906г. был издан Указ «О переселении на Алтай». Кабинет выделил участки земли, за которые казна обязывалась выплачивать ему выкупные платежи в течение 49 лет. Эти участки отводились в Кулундинской степи, сюда же входила наша Кумышская волость. Переселение шло в два этапа. В 1885г в районе было 10 населенных пунктов по 20-30 дворов. Первый поток был незначительным. В 1890г стало 11 населенных пунктов, 1900г 13 населенных пунктов.

Второй поток, связан со Столыпинскими реформами 1906-1914гг.

В 1910г стало уже 25 населенных пунков, а через 5 лет – 38.

с.Плесо-Курья основано в 1726г – у русла р.Курьи поселок Богатское – 1735г от оз.Богатское ское. п.Землянуха – 1756г на месте рыбацких землянок. В 1786г – Ново-Плотавка, 1830 – Плесики, 1833 – Подогреевка, 1876 – Усть-Курья.

Бурный рост сел с 1907г – Мало-Павловка, Саратовское, Казачейское.

1908г –Новосвободское, Павлоград, Михаиловское.

1911г – Ново-Федоровка, Веселий Кут, Белая Дубравка, Михайловка, Аджамовка, Комарье, Акуевка.

За небольшим исключением, все они прекратили существование в годы укрепления хозяйств.

Интересно, как же появилось село Хабары – наша малая Родина? Существует одна версия о возникновении поселения возле р.Бурлы. Беглый старовер Хабаров, который, якобы, спасаясь от преследования царских властей срубил себе здесь, в лесной чащобе, избушку и, молясь Богу, жил и промышлял охотой, возделывая зерновые и огородные культуры, держал домашний скот. Затем здесь стали селиться и другие. Вторая версия связана с кыргизами - кочевниками.

Само слово «Хабар» в переводе с казахского обозначает «сообщение», «известие», «опасность». Кыргизы - кочевники, наверное, услышали про новые, неизвестные ранее им богатые земли и пастбища и перегнали сюда свои стада. Кыргизы - кочевники, занимались скотоводством и коневодством. «Ха-бар?» - новость есть – так приветствовали друг друга многие кочевые племена и народности. Место расположения для населения было выбрано удачно. Река березовые рощи лента соснового бора, озера, заливные луга, плодородная почва для возделывания овощных и огородных культур, много пушного зверя, птицы и рыбы. Теперь свидетельством того, что на месте нынешнего райцентра был густой лес, напоминают его остатки территорией ремонтной мастерской ТОО имени «Анатолия», Герасимов бор и 2 сосны в районе пищепрома. Протекающая река, наличие озер, богатые пастбища – всё это способствовало развитию скотоводства, а значительно позже земледелию.

Всё хорошо, но вот беда – в каналах близ реки водились волки, которые делали свои набеги на стада кыргизов – скотоводов. Как свидетельство тому, своё название « Бурла » получила от кыргизского «волчье место». По берегам реки, рядом с юртами казахов, строили деревянные избы сибиряки и переселенцы. Православный люд, осваивая новые земли на необжитом месте, всем миром строил и церковь. Как было заведено, при основании села в первую очередь возводили церковь, а год основания отливали на колоколе. Всем православным миром возвели церковь и в селе Хабары. Жители села, особенно верующие, гордились сиянием церковного креста, молились на него, а заезжие люди утверждали, что такого чуда они ещё не видели ни на одной церкви. Позже это здание было разрушено и на его месте построили пекарню. Когда строили, то находили кости захороненных там священников. В настоящее время в здании пекарни находится контора ООО «Ваня».

После церковных реформ 1658г, которые провёл патриарх Никон, гонимые и притесняемые староверы ушли в Сибирь. В число поселенцев района попали переселенцы с Запада России, после никоновского раскола. Не отступая от, древнего благочестия, нашли они пристанище в Плёсиках, Хабарах.

Я заинтересовалась демографической ситуацией Хабарского района. В целом динамика демографической ситуации в Хабарском районе совпадает с тенденциями демографического развития Алтайского края. За период 2002-2006 годы численность населения района уменьшилась на 614 человек. К началу 2007 года численность населения района составила 18994 человека против 19913 человек в 2002 году. В настоящее время численность населения Хабарского района составляет 19079 человек.

Я хочу отметить, что основные тенденции естественного воспроизводства в Алтайском крае и у нас в стране в конце двадцатого века имел негативный характер. Но сейчас наметилась устойчивая тенденция к улучшению демографической ситуации. Поэтому детские дошкольные учреждения очень востребованы. Районным комитетом по образованию принимаются меры для увеличения количества мест в детских садах.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)