Эпиграфика сферы бытового обслуживания
Город – это не только совокупность материальных предметов и вещей; это многообразные системы деятельности и формы поведения человека, взаимодействующих с предметно-пространственными структурами. Город способен выполнять семиотическую функцию, т.к. представляет собой неоднородную смесь разноустроенных текстов. Городская среда порождает целый комплекс психических процессов, связанных с эмоциональной, смысловой, эстетической информацией, получаемой посредством пространственных и собственно языковых форм.
Между человеком и средой происходит постоянное взаимодействие, своеобразный диалог, являющий собой ряд ассоциаций и интерпретаций.
Поскольку в городской среде авторитет и вес письменного слова неизмеримо выше, чем устного, то наиболее интересным феноменом городской среды является эпиграфика (наука о надписях), представленная вывесками, объявлениями, названиями городских объектов.
Изучение городской среды как пространства общения позволяет выявить не только образы создателей и читателей ее текстов, но и степень успешного общения, коммуникативной деятельности горожан.
В последние годы отмечается повышенный интерес лингвистов к проблемам наименования объектов городской среды. Это вызвано кардинальными изменениями как в лингвистической парадигме, так и в традиционных моделях номинативной деятельности. В связи с этим особую значимость получает интерпретация новых, складывающихся естественным образом тенденций в области урбанистической номинации. Сфера данной деятельности, ранее подвергавшаяся кодификации, очищенная от несанкционированных, нормативно неориентированных проявлений, в настоящее время оказалась открытой для любых творческих интенций, абсолютно не претендующих на элитарность, официальность и законность.
Эпиграфика – элемент городской культуры
Эпиграфика, в данном случае номинации сферы бытового обслуживания, структурно, содержательно и функционально связаны с городской культурой, являются ее фрагментом. Следовательно, эпиграфика – это субкультура, т.е. часть целого, основанная на обновлении, развитии, разрушении и восстановлении традиций культуры. Наиболее яркими и легко фиксируемыми признаками существования субкультуры, а часто и ее единственными внешними проявлениями, как раз являются лексические единицы городской среды. Это значит, что субкультура, которую мы рассматриваем, - знаковая, она представлена символикой города. Сегодняшний знак во многом более субъективен в том смысле, что не только называет и обозначает объект, но еще и содержит информацию о самом субъекте (авторе). Одна из характеризующих номинативную деятельность черт – это стремление к индивидуализму, т.е. наименования основаны на субъективных оценках и представлениях автора об эстетике слова. Данное явление позволяет рассматривать культуру и субкультуры, ее неотъемлемые части, в качестве модели коммуникативной системы. Это говорит о том, что взаимодействие автора наименования и адресата, по средствам номинативной деятельности первого и оценки и восприятия второго, представляет собой форму общения. Эта коммуникативная система состоит из двух разделов. Первый – это социальный уровень, где рассматриваются общественные взаимосвязи, а также модели и нормы поведения; второй раздел – это знаковый уровень, с помощью которого фиксируется символика. Знаковый и социальный уровни связаны, взаимно дополняют, отражают и порождают друг друга. Такая модель позволяет фиксировать и учитывать максимальное число конкретных особенностей культуры.
Семиотика современного города и города в советский период
Среда советского города во всех своих проявлениях достаточно однородна и монотонна, она ориентирована на воспроизведение устойчивых и общезначимых моделей поведения и жизненных норм. Языковой облик советского города при кажущемся разнообразии и сохранении локальных форм во многом схематичен и подвержен внешнему регулированию. Ресурс городских названий ограничен сложившимися образцами, что является основным признаком традиционного города. Такие черты как целостность и нерасчлененность, подавление индивидуального начала, традиционность, стереотипность поведения и способа мотиваций действий, предопределенность решений и результатов деятельности также являются характерными для традиционной культуры советского города.
Основная составляющая общества не индивид, а социум, группа – это характеризует советскую России как коллективистскую социокультурную систему. Индивидуализм не приветствовался, соответственно, и в номинациях не проявлялось индивидуальное начало. Этим объясняется большое количество описательных и характеризующих названий, отмечающих родовой признак номинируемого объекта. Называющие выбирали по большей мере содержательные (информативные, ориентирующие, семантические) имена, позволяющие однозначно их интерпретировать. Некоторые культурные заведения получают условные названия, т.е. эстетические собственные имена. Характерной особенностью является типовой характер номинации (наличие одинаковых (омонимичных) названий, существующих в урбанистическом пространстве советских городов). Целые категории городских объектов вообще не подвергались вторичному обозначению: парикмахерские, мастерские и т.д.
Для номинативной деятельности советского города было характерно стремление к регулярности в наименовании, соответствие канону создаваемых названий, четкая оппозиция субъекта и объекта.
Сегодня, как отмечает В.В. Копочева, стихийно складывается другой образ города – нарушается знаковая гомогенность, город предстает как пестрый коллаж, мозаика, подчас странное сочетание разнородных сущностей. Смена городских имен, городской эпиграфики – это чрезвычайно показательный процесс отказа от закрепленных форм, однообразности, закономерности и т.д. Номинативная установка, преобладающая в современном городе – отрицание канона, многожанровость, обостренное ощущение субъективно-объективной взаимосвязи.
Комментарии