Со стародавних времен знатоки загадок почитались особо. В народном фольклоре именно такие герои зачастую оказывались победителями и даже царями. Помните, как это случалось в русских сказках? Разнесут глашатаи по миру царский указ: дескать выйдет царица замуж за того, чью загадку разгадать не сможет. И вот собираются ко двору знатные женихи – иноземные короли да принцы. Поехал в столицу и Иван – дурак. Встретил по дороге змею, убил ее и придумал загадку: Зло злом ударил, зло от зла умерло. Где ж царевне догадаться! Приходится идти замуж да вести Ивана – дурака к престолу.
Подобные сказочные повороты не случайны. Ведь в каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался мудрым и смекалистым, а потому сильным и удачливым.
Загадки – один из самых древних жанров устной поэзии. Придуманы они не только забавы ради. Древние славяне верили, что растения и животные понимают человеческую речь. Поэтому, например, собираясь на охоту, было бы крайне неосмотрительно обсуждать свои планы громко и откровенно. Согласитесь, трудно рассчитывать на удачу, когда вся лесная дичь уже прекрасно осведомлена о ваших охотничьих затеях. Вот и была рекомендована зашифрованная иносказательная речь. Что, кстати, в делах военных и дипломатических тоже оказалось нелишним. Немало свидетельств использования загадок для тайного обмена информацией встречается в памятниках древнерусской письменности.
Древние верования способствовали широкому распространению тайной речи, построенной на замене одних понятий другими. Домашний скот переименовали, чтобы не навлечь на него беду, а лесных зверей – чтобы не спугнуть или не вызвать ненароком их ярость. Известно же: о волке речь – а он навстречь. Так появились названия долгохвостый - для коня, рыкуша - для коровы, тонконогая - для овцы, низкоглядая - для свиньи. В сказках волк – не иначе как серый или бирюк, лиса – Патрикеевна, медведь Косолапый или Михайло Потапыч.
Кстати, о медведе. Во всех родственных индоевропейских языках имя его ОРКТОС- произносить запрещалось. Чтобы лишить зверя силы, решили исключить какие – либо грозные ассоциации, заключающиеся в его имени, и придумали псевдоним - медоед, медуед, медведь. Но прошло время, люди забыли, что медведь – слово вымышленное, и стали заменять его вновь – то Мишкой, то Топтыгиным.
А слово рыба? Думаете, оно и обозначает именно рыбу? Если бы так! Тогда каждая щука догадалась бы, кому готовят сети рыбаки! Чтобы сбить ее с толку, наши предки стали пользоваться словом, родственным немецкому руппа - головастик, личинка угря. Для большей надежности наложили еще и табу на слово вод, а то приспособление, которым ловили , назвали весьма безобидно – невод.
Особенности и виды загадок
Исследователи полагают, что в древности загадки являлись способом обучения иносказательной речи, запоминания тайных слов. В их магической способности не сомневались. Во избежание неблагоприятного воздействия на природу, загадки строго – настрого воспрещались в пору созревания и уборки хлеба. Но заканчивался хозяйственный год. Засыпала природа, прекращалось сокодвижение – вот тогда начинались настоящие праздники загадок. Эти своеобразные состязания веселых и находчивых приурочивались к празднованию Нового года. Не обходился без загадок ни один знатный пир. И уж тем более, свадебный: проверка жениха на смекалку и остроумие была обязательной частью обряда.
Загадка - явление поэтическое. Как жанр народного творчества, она полноценно воплощала быт и нравы древних славян, но стремилась заметить в обычном – необычное., в быте – поэзию, открывала те стороны предметов и явлений, которые не всегда фиксируют глаз, привыкший схватывать только внешние признаки. Поэтому в загадках активно использовались разнообразные художественные средства: противопоставления, отрицания, гиперболы, эпитеты. Но чаще всего душой загадки становилась метафора – она позволяла сравнивать, сопоставлять весьма далекие предметы, явления и действия.
Метафора загадок фантастична. Она привлекает внимание, взрывает наше обыденное, устоявшееся представление о мире. В самом деле, разве может рисовать существо без рук и без ног? Оказывается, может – мороз!
Такое описание сразу направляет нас по ложному следу и предлагает искать отгадку среди зверей. Может это медведь? Так он спит зимой. Рыба? Но она холодная. А ответ – то совсем простой – русская печь. Это тоже характерная особенность загадок – неожиданная, оригинальная, вызывающая улыбку отгадка.
Загадки и построены на парадоксе. За необычным, противоречащим здравому смыслу лежит, как правило, нечто очень знакомое и привычное. Немало требовалось изобретательности, выдумки и юмора, чтобы придумать такую загадку.
Попробуйте сами придумать загадку, и вы сразу почувствуете, какое это нешуточное, но увлекательное дело.
И так, мы приглашаем вас в полезное путешествие, где учат придумывать загадки – это Страна Загадок. В ней много разных городов: Город самых простых загадок, Город пяти чувств, Город частей, Город Загадочных мест, Город похожестей и непохожестей.
Город простых загадок
Мы начинаем путешествие с Города самых простых загадок. В этом городе четыре улицы: Форма, Цвет, Величина, Качество.
Чтобы загадать предмет в этом городе, надо описать его по форме, цвету, величине и качеству. Заглянем в гости на улицу под названием Форма. Здесь много домиков, они похожи друг на друга, только окна у них разные: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные и т.д. В домике с круглыми окнами живут предметы только круглой формы, с квадратными окнами – квадратной формы, овальными - овальной и т.д.
На улице Цвет стоят дома разного цвета. Улицу Величина отличают домики разной высоты, ширины, длины. Улица Качество поселила в свои дома предметы разного качества: твердые - , жидкие - , газообразные- . После внимательного рассматривания всех улиц города выходим на Центральную площадь, где пересекаются все четыре улицы. Здесь, под аркой, прячется отгадка к придуманной загадке.
Путешествуя по улицам города Простых загадок, мы на уроках ТРИЗ придумывали загадки о школьных принадлежностях, о предметах, живущих дома, на улице. Организовывали презентацию собственных загадок. Теперь мечтаем издать собственную книжку – малышку Загадки нашего детства.
Город пяти чувств
Следующий город в Стране Загадок - Город пяти чувств. Здесь мы убеждаемся в том, что у человека есть пять основных чувств, помогающих ему познавать мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, с помощью которых он видит, слышит, щупает, нюхает, пробует.
Пять чувств определяет количество улиц в городе.
Посетив улицу Зрение, мы внимательно смотрим на описываемый предмет, говорим, каким мы его видим по форме, цвету, величине. Здесь мы устраивали соревнования: какой ряд, глядя на предмет, составит самую длинную загадку. Число признаков фиксировали фишками, а затем самую длинную загадку поселяли в самый длинный домик.
Следующая улица Слух покорила нас своей необычностью. На ней живут предметы, которые можно отгадать по звучанию. Заходили мы туда с завязанными глазами. Вначале нас встретила загадочная тишина. А потом из разных домиков раздавались различные звуки (свист, шуршание, стук, скрежет, царапание).
Третья улица Осязание. Здесь мы узнавали, какими бывают предметы на ощупь. Нам ставили картонный домик со снятой крышей и предлагали желающим нащупать жильцов домика. Они оказывались острыми, тупыми, гладкими, шершавыми, теплыми, холодными, дырявыми…
На улице Обоняние домики были заселенными приятными запахами. Мы пытались отличить разные сорта соков, духов и одеколонов.
Прогуливаясь по улице Вкус, старались отгадать, кто может быть обитателем домов с вывеской сладкий, кислый, соленый, горький.
Город загадочных частей
Перед тем как посетить город загадочных частей, мы познакомились с таблицей Талантливого мышления, где узнали о девяти волшебных экранах, о системе, подсистеме и надсистеме.
Две ноги на трех ногах, а четвертая – в зубах - этой известной загадкой К. И. Чуковского открыли мы вход в Город Загадочных частей, где все предметы загадывают, указывая только на части. Здесь живут очень странные предметы. Одни из них любят разобраться на части и в таком разобранном виде выглядывают из окон своих домиков. Другие, просто высунут на улицу свой нос или хвост, или какую – нибудь загогулинку (не поймешь, то ли это руль, то ли кран водопроводный). А иные, вообще, спрячутся в погреб и только оставят на видном месте какой – нибудь незначительный след. Такое впечатление, что по этому странному городу проходил какой – то ленивый художник и заселил (нарисовал) в пустые домики недорисованных жильцов. Помогая художнику, мы научились придумывать загадки, указывая только на части предметов. Например, Четыре ножки, спинка, сиденье (стул).
В этом удивительном городе появились улицы Удивительных носов, Удивительных хвостов, Удивительных следов.
Город загадочных мест
Это город в некотором смысле противоположен предыдущему. Придумывание загадок идет в надсистеме. Здесь предметы то же по - особому от нас прячутся. Они оставляют нам сообщение, где их можно отыскать.
Вот на этом домике написано: салат, магазин, хозяйственная сумка, огород. Домик, довольно большой, здесь, наверное, не один предмет заселился. Это могут быть и картошка, и огурец, и морковь…
Такие загадки помогают закреплять различные обобщающие понятия.
Город похожестей и непохожестей
Живут в этом городе самые красивые загадки. Здесь можно поселить любой предмет, каждому найдется место. Чтобы попасть в город Похожестей и Непохожестей, требуется пропуск. Здесь каждый загадочный предмет живет вместе с другими предметами, на которые он похож. Похожие предметы не прячутся, свободно выходят из домика и с удовольствием расскажут вам, что общего и различного у них с героем загадки.
Комментарии