Все компьютерные игры можно условно разделить на ролевые и неролевые.
Ролевые компьютерные игры – это игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа, т.е. обязывает играющего выступать в роли конкретного или воображаемого компьютерного героя.
Выделение ролевых компьютерных игр из всего многообразия игр делается потому, что только при игре в ролевые компьютерные игры мы можем наблюдать процесс «вхождения» человека в игру, процесс своего рода интеграции человека с компьютером, а в клинических случаях – процесс индивидуальности и отождествление себя с компьютерным персонажем. Зависимость от ролевых компьютерных игр обгоняет компьютерные зависимости другого рода по таким показателям как сила и скорость образования. Исходя из этого есть основание предположить большую опасность пагубного влияния ролевых компьютерных игр в случае злоупотребления игрой, и, наоборот, возможность их применения в качестве терапевтического метода в психокоррекционной работе.
Ролевые компьютерные игры в наибольшей мере позволяют человеку «войти» в виртуальность, отрешиться от реальности и попасть в виртуальный мир. Вследствие этого, ролевые компьютерные игры оказывают существенное влияние на личность человека: решая проблемы «спасения человечества» в виртуальном мире, человек приобретает проблемы в реальной жизни.
Можно выделить четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр:
1. Стадия легкой увлеченности. После того, как человек один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравиться компьютерная графика, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Компьютер позволяет человеку с довольно большой приближенностью к реальности осуществить мечты. Начинает реализоваться неосознаваемая потребность в принятии роли. Человек получает удовольствие, играя в компьютерную игру, чему сопутствуют положительные эмоции. Природа человека такова, что он стремится повторить действия, доставляющие удовольствие, удовлетворяющие потребности. Вследствие этого человек начинает играть уже не случайным образом очутившись за компьютером, а стремление к игровой деятельности принимает некоторую целенаправленность. Устойчивая, постоянная потребность на этой стадии не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.
2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования зависимости является появление новой потребности – игра в компьютерные игры. На самом деле структура потребности гораздо более сложная, ее истинная природа зависит от индивидуально–психологических особенностей самой личности, другими словами, стремление к игре – это, скорее, мотивация, детерминированная потребностями бегства от реальности и принятия роли. Игра в компьютерные игры на этом этапе принимает систематический характер. Если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру удовлетворение потребности фрустрируется.
3. Стадия зависимости. Это стадия характеризуется не только сдвигом потребности в игре на нижний уровень пирамиды потребностей, но и другими, не менее серьезными изменениями – в ценностно-смысловой сфере личности. Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов с социумом. Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека, чем индивидуализированная. Индивидуализированная форма зависимости – это крайняя форма зависимости, когда нарушаются не только нормальные человеческие особенности мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром. Нарушается основная функция психики – она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Для этих людей компьютерная игра – это своего рода наркотик.
4. Стадия привязанности. Характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Это самая длинная из всех стадий – она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. Если человек проходит все три стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, то в этой стадии он будет находиться длительное время.
Механизм формирования психологической зависимости от компьютерных игр
Механизм формирования игровой зависимости основан на частично неосознаваемых стремлениях, потребностях: уход от реальности, принятие роли. Эти механизмы работают независимо от сознания человека, характера мотивации игровой деятельности, включаясь сразу после знакомства человека с компьютерными играми и начало более или менее регулярной игры в них. То есть независимо от того, чем руководствуется человек и что им движет, когда он первое время начинает играть в компьютерные игры, включаются механизмы формирования зависимости, в дальнейшем та потребность, на которой основан превалирующий механизм принимает первостепенное значение в мотивации игровой деятельности.
Уход от реальности. Основой этого механизма является потребность человека в «отстранении» от повседневных хлопот и проблем, своеобразная трансформация потребности в сохранении энергии.
Психологические аспекты механизма основаны на естественном стремлении человека избавиться от разного рода проблем и неприятностей, связанных с повседневной жизнью. Компьютерная игра – это простой и доступный способ моделирования другого мира или таких жизненных ситуаций, в которых человек никогда не был и не будет в реальности. Это простой способ пожить в другой жизни, где нет проблем, нет учебы, на которую нужно ходить каждый день. Часто компьютерные игры используются для снятия стрессов, снижения уровня депрессии. При злоупотреблении этим способом ухода от реальности, дети теряют чувство меры, играя длительное время. Вследствие возникает опасность не временного, а полного отрешения от реальности, образование сильной психологической зависимости от компьютера.
Принятие роли. В основе лежит потребность в игре как таковой, которая свойственна человеку. А также стремление к принятию роли компьютерного персонажа, которая позволяет человеку удовлетворять потребности, по каким-то причинам не способные удовлетвориться в реальной жизни.
Ролевые игры, особенно в детском возрасте, являются частью познавательной деятельности человека. Все дети играют в игры, сознательно принимая на себя роль взрослых, удовлетворяя бессознательную потребность в познании окружающего мира.
Чем больше человек играет, тем все больше он начинает чувствовать контраст между «им реальным» и «им виртуальным», что еще больше притягивает человека к ролевой компьютерной игре и отстраняет от реальной жизни. Игра превращается в средство компенсации жизненных проблем, личность начинает реализовываться в игровом мире, а не в реальном. Безусловно это влечет за собой ряд серьезных проблем в развитии личности, в формировании самосознании и самооценке, а также высших сфер структуры личности.
Комментарии