Т-34 во второй мировой войне
Непревзойдённая тридцатьчетвёрка
Создание новой боевой техники является одной из приоритетных задач в повышении боеготовности современной армии. Большую роль в обеспечении армии бронетанковой техникой играет наш «Уралвагонзавод», который наряду с мирной продукцией выпускает и великолепные боевые машины.
Всё началось в годы Великой Отечественной войны, когда в 1941 году УВЗ освоил производство среднего танка Т-34 - лучшего танка второй мировой войны.
Танк Т-34 назван так в честь 1934 года, когда ВКП(б) было принято решение о техническом перевооружении Красной Армии. Эта грозная боевая машина была создана в поразительно короткий срок: в 1937 - 1939 Г.г. Конструкторский отдел Харьковского танкового завода под руководством Михаила Ильича Кошкина разрабатывал гусеничный вариант танка.
М. И. Кошкин не работал на УВЗ, но я считаю необходимым рассказать об этом человеке, поскольку конструкторские решения, воплощённые в Т-34, предопределили основные направления конструирования подобных машин на УВЗ на многие годы.
М. И. Кошкин родился 21 ноября 1898 г. в деревне Брынчаш Уличского уезда Ярославской губернии, в бедной крестьянской семье. Оставшись без отца, одиннадцатилетним уехал на заработки в Москву, чтобы помочь матери батрачке прокормить сестру и младшего брата. Работал на кондитерской фабрике. Участник 1 Мировой Войны. После революции добровольцем ушел на фронт. Воевал на Царицынском и Архангельском фронтах. Там в 1919 г. был принят в партию, избирался секретарём партячейки военной железнодорожной бригады. После ранения был демобилизован. Затем работал на Красном Сормово. В детстве Михаилу Ильичу не удалось получить хорошего образования, он имел только три класса школы, но тяга к знаниям была всегда. Закончил Коммунистический университет имени Свердлова. После работал директором Вятской кондитерской фабрики, заведующим совпартшколой, заведующим отделом Вятского губкома партии, был членом бюро губкома в 1928 г. был командирован в Ленинградский политический институт, который блестяще закончил. Затем работал на Ленинградском опытном заводе по проектированию танков, принимал участие в разработке «сто одиннадцатого» первого в мере танка с противоснарядной бронёй. Здесь и раскрылся его талант конструктора. В 1936 г. был назначен главным конструктором Южного завода Харьковского танкового. В 1937 - 1940 г. конструкторский отдел завода под руководством М. и. Кошкина работал над проектами двух боевых машин, обозначенных индексами А-20 и А-32. На колёсно-гусеничный средний танк А-20 с дизель-мотором было задание правительства и заказ Наркомата обороны. Второй, чисто гусеничный вариант А-32, сотрудники отдела, вдохновлённые главным конструктором, проектировали по собственной инициативе.
История создания «тридцатьчетвёрки» полна драматизма и риска. Не сразу танк завоевал признание. Нелегко было Михаилу Ильичу отказаться от колёсно-гусеничного хода, убедить военных, что именно гусеничный вариант открывает большие перспективы. Появилась возможность, сохраняя и скорость, и манёвренность, упростить управление машиной, усилить броню, применить мощную пушку. При этом улучшить боевые качества и одновременно упрощалось, ускорилось производство танков. Но в 1939 г., в разгар проектных изысканий, в кругах высшего военного руководства была поставлена сама идея создания танка Т-34, которая рассматривалась как вредительская. В адрес главного конструктора были выдвинуты необоснованные обвинения. Партийная организация завода и КБ Кошкина выступили в защиту нового танка и его создателя, и дело утихло. К концу года создание нового танка было завершено. Показ боевой техники членам правительства был назначен на 17 марта 1940 года, но программа испытаний ещё не была выполнена. Тогда на заводе принимают решение отправить первые два танка в Москву своим ходом, чтобы на тысячекилометровом маршруте проверить их в условиях военного бездорожья. Танки вели водители Н.Ф. Носик и И.Г. Битенкий. Руководил проектом сам главный конструктор.
Показ в Кремле стал триумфом новой машины. На полигоне танки обстреливали в упор из 45-милимитровой пушки - броня выдержала. Т -34 преодолевал преграды, которые раньше были недоступны для танков. Но М.И. Кошкину этого показалось мало. По его просьбе танк испытывали в укреплениях линий Маннергейма. И опять успех.
Домой, в Харьков, возвращались через Белоруссию, преодолевая реки и болота. Однажды танк, в котором находился М. И. Кошкин, ушел под воду - обрушился тонкий лёд. Михаил Ильич простудился, тяжело заболел. 26 сентября 1940 г. он умер. В 1942 г. М. И. Кошкин был посмертно удостоен звания Лауреата Государственной премии.
Красная армия получила замечательную боевую машину, которая действительно превосходила все известные тогда образцы танков. В Т -34 были гармонично решены проблемы сочетания мощного вооружения, высокой маневренности, проходимости и бронирования, обеспечивающие защиту от снарядов всех калибров противотанковой артиллерии того времени. Форма пропуска танка стала классической, и в дальнейшем использовалась всеми машиностроителями. Благодаря широким гусеницам и низкому удельному давлению на грунт танк легко двигался по бездорожью. Т -34 был вооружён 76миллимитровой пушкой и снабжён оптическим прицелом, большой угол наклона бронированных плоскостей усиливал защиту танка.
Преимущества Т -34 над всеми средними танками второй мировой войны убедительно иллюстрирует следующая таблица:
Конструктивная простота танка Т -34 дала возможность в самый тяжёлый для Родины момент не только иметь танки, но и иметь их много, намного больше, чем имеет противник. Серийное производство танка началось в 1940 г. на ХТЗ. За полтора года Красная Армия получила 1200 тридцатьчетвёрок. Когда началась Великая Отечественная война, выпуск Т -34 постоянно возрастал:
В начале 1941 т. производство Т-34 составило 40% всех танков - 1585 шт.
Надёжность и отличные боевые качества машины быстро оценили танкисты, назвав её «Солдатским танком». По достоинству тридцатьчетвёрка была оценена и врагами. В инструкциях немецкого командования указывалось: «В настоящее время «Т-34» является лучшим танком Красной Армии». Танковый асс Г. Гудерман, объясняя неудачу Германии в битве за Москву, писал: «... осенью 1941 г. немецким танкистам было вдвойне тяжело: во-первых, потому, что их машины, имевшие узкие гусеницы, едва могли двигаться со скоростью танков 1918 г., а во-вторых, потому что противник располагал новым типом танка Т -34, который намного превосходил немецкие машины.
Большую роль в обеспечении фронта «тридцатьчетверкам» играл наш Уралвагонзавод, который выпускал большую часть средних танков. С началом Великой Отечественной войны на производственных площадях УВЗ были размещены несколько эвакуированных в нижний Тагил заводов: Харьковский танковый, танкостроительный завод имени Серго Ордженикидзе, «Красный пролетарий»; Станколит, Стальконструкция; УВЗ стал именоваться Уральским танковым заводом № 183 им. Коминтерна.
Первые танки выпустили изворот УТЗ в декабре 1941 г.; всего на нашем заводе было выпущено 35 тысяч «тридцатьчетвёрок».
Вместе с Харьковским тракторным сюда, в Тагил, было эвакуировано и его знаменитое КБ, которое помогло быстро подготовить производство Т -34 на Урале.
Главным конструктором на УТЗ стал Александр Александрович Морозов 1904 - 1979 г., который работал ещё с М.И.Кошкиным над созданием Т-34, став, по сути, соавтором танка. Более пятидесяти лет отдал А. А. Морозов танкостроению, из них 10 лет он работал на УВЗ - с 1941 по 1951 г.г.
Александр Александрович начал свою трудовую деятельность на Харьковском тракторном заводе переписчиком документации. В 1931 г. окончил Механический техникум. Затем в составе специальной группы, организованной при тракторном отделе завода одного из первых советских танков - Т1-12, предшественника танков БТ и Т-34. Молодой конструктор стал специалистом высокой квалификации. После гибели М. И. Кошкина в 1940 г. возглавил КБ, сумев создать дружный, творческий коллектив. Приехав с началом войны на УВЗ, А. А. Морозов поставил перед коллективом задачу упростить, изменить и максимально приспособить к имеющёмуся оборудованию изготовление деталей и узлов: «Нас прислали сюда с чётким заданием: обеспечить фронт танками. Как можно быстрее и как можно в большем количестве. Впереди много, много работы. Будем совершенствовать машину, повышать её боеспособность». Александр Александрович вообще был поборником простоты конструкции. Он часто говорил: «Создавать сложные конструкции - просто, а создавать простые конструкции - сложно, но мы должны быть создателями простых конструкции».
Работали все с огромным напряжением. Не проходило дня, чтобы в конструкцию «тридцатьчетвёрки» не вносили изменения; обновлялись, становились надёжнее в бою и проще в изготовлении все без исключения узлы танка. Конструкторы ходовой группы, руководителем которой был Василий Григорьевич Матюхин, нашли способ сократить количество деталей, применяемых для укрепления балансиров, что позволило вдвое уменьшить трудоёмкость при изготовлении. К концу 1943 г. трудоёмкость снизилась на 44,8%. Были отменены на танке 1265 наименований, 15641 деталь, 266 покупных изделий. Это было выдающееся достижение конструкторов и технологов Уральского Танкового.
В то время конструкторы не раз спасали завод от неизбежных, казалось, остановок производства. Когда срочно понадобился новый воздухоочиститель для двигателя, А. А. Морозов спроектировал его за одну ночь.
Постепенно угрозы остановки производства возникали всё реже. Однако забот у конструкторов не убывало. Перед группой Василия Григорьевича Митюхина теперь стояла сложнейшая задача - продлить срок службы танковой гусеницы. Конструкторы решили её вместе с технологами цеха мелкого стального литья, где отливали гусеничные траки.
Мощность термических печей не позволяла быстро наладить выпуск корпусов. А. А. Морозов и руководитель корпусной группы Михаил Иванович Мартынов изменили конструкцию одного из самых массивных и трудоёмких узлов. «Носы» танков решили собирать из трёх деталей. При этом термообработка броневых листов вообще не требовалась.
Петр Петрович Васильев Николай Иванович Дудник многое сделали для того, чтобы облегчить, упростить управление танком. На фронте механики водители «тридцатьчетвёрок» по достоинству оценили новую пятискоростную коробку передач, автором которой был Локов Ионович Баран.
11 апреля 1942 г. М. И. Кошкину (посмертно), А.А.Морозову и Н.А.Кучеренко за создание танка Т-34 была присуждена Государственная премия СССР. В тоне главного конструктора А. А. Морозова и его заместителя Н.А.Кучеренко наградили орденом Ленина, руководителя группы нового проектирования В. М. Дрошенко - орденом Красной звезды. Орденами и медалями конструкторы, исследователи, испытатели танков.
Заключительным этапом всей этой работы стало освещение выпуска в 1944 году модернизированного танка Т-34-85. Необходимость модернизации была вызвана танками «Пантера» и «Тигр» с повышенной броневой защитой (40 мм) и огневой мощью (пушка 75 мм). Поэтому на танке Т-34-85 была установлена до 90 мм. В результате тридцатьчетверка по-прежнему оставалась непревзойдённой могла не только вступать в поединок с тяжёлыми танками, но уверенно выходит из него победителем. Ю. Е. Максарев вспоминал: «Как-то танкисты, приехавшие на завод за танками, рассказали такой эпизод: «Шёл бой, прорвались сквозь ничейную зону, сверху обстреляв вражеские позиции, внеся в них разброд и сумятицу. Пять «Т -34» повернули вправо и, расстреляв передовые укрепления врага, ушли в сторону мелколесья. Вдруг один из танков замер. «Подбит», пронеслось по нашим окопам. В бинокль увидели, что машина, наскочив на что-то, лишь поднялась и застряла. И тогда, предвидя лёгкую добычу, к нему направились два фашистских T-III, - они решили пленить Т-34. Из Т-34 не стреляли, и фашисты совсем осмелев, подошли к нашей машине вплотную, вышли из танка. Вытащили толстый трос и прикрепили его к танку. Рывок, ещё рывок. Т -34 грузно сполз. И его, такого безмолвного, потащили в расположение врага. Один метр, пять, десять... Наверное, гитлеровцы ликовали. И вдруг случилось невероятное. Все три машины на какое-то мгновение остановились, а потом все увидели, что Т-34 пятится назад и тащит за собой два немецких танка. Так пришли они в расположение наших войск - Т-34 и его «спасители» - две машины с крестами на башнях».
А А.А.Морозов задумывал уже новую машину - танк Т-44, который был разработан в 1944 году, и опытная промышленная партия которого была выпущена в 1944 - 1946 Г.г. Конструкция этой боевой машины на десятилетия определила значительное развитие не только советской, но и мировой бронетанковой техники. Танк Т-44 значительно превосходил своего собрата Т-34 за счёт удачных компоновочных решений. Ещё в 1940 г. М. И. Кошкин высказал идею уменьшения габаритов танка, поместить двигатель поперёк машины, в отличие от Т -34, где двигатель размещён вдоль. И эту идею воплотил в новом танке, что позволило заметно сократить длину силового отделения и улучшить размещение членов экипажа. Высоту силового отделения уменьшили, перенеся воздухоочиститель нового типа из развала цилиндров V -образного двигателя к борту. В результате высоту танка удалось сократить на 300 мм. Исключался сложный узел - конический редуктор. Т -44 практически не принимал участия в боевых действиях и оказался переходной моделью к другому, более мощному танку послевоенных лет - Т-54.
А. А. Морозову принадлежит заслуга разработки этого качественно нового танка, танка следующего поколения. В серийное производство танк был принят в 1946 г., а в следующем году начали его серийный выпуск.
На Т-54 было резко увеличено основное вооружение за счёт установки 100 - миллиметровой пушки; под ней была сконструирована новая башня с повышенной бронезащитой и увеличенным погоном, для чего средняя часть корпуса была расширена.
В 1951 г. на этот танк поставили полусферическую башню, которая имела обтекаемую снарядостойкую форму. На последующих образцах Т -54А и Т -54Б устанавливается стабилизатор пушки, автоматизированный привод наведения башни. На танки вводятся приборы ночного видения - инфракрасным прожектором. Планетарный механизм поворота облегчил управление танком. Кроме того, на Т-54 устанавливается вспомогательное вооружение - зенитный пулемёт калибра 12,7 мм и два зенитных пулемёта калибра 7,62 мм - один спаренный с пушкой, другой - курсовой в лобовом листе корпуса. Танк обладал мощным двигателем в 520 л.С. и мощной бронёй, а так же повышенным запасом хода и скоростью движения. Важным качеством танка являлась его способность преодолевать водные преграды по дну.
За создание и освоение танка Т-54 ведущие конструкторы во главе с А.А. Морозовым были удостоены звания лауреатов государственной премии в 1946 г.
А. А. Морозов работал главным конструктором на УВЗ до 1951 г. Позже он уехал домой, в Харьков, где продолжал заниматься танкостроением. Но на заводе с любовью и уважением вспоминали этого выдающегося создателя танков. Один из конструкторов, Вячеслав Дмитриевич Листовой вспоминает: «Мы гордились нашим главным. Обладавший неброской внешностью, очень скромный по натуре, он был прирожденным конструктором, твёрдым в своих взглядах на то, каким быть современному танку, и умеющим добиваться проведения в жизнь своих требований».
Родина высоко оценила заслуги А. А. Морозова в области советского танкостроения.
Александр Александрович Морозов был удостоен званий:
- дважды герой социалистического труда;
- трижды лауреата Государственной премии;
- заслуженного машиностроителя УССР;
Кроме того, А. А. Морозов награждён:
- трижды орденом Ленина;
- орденом Суворова второй степени;
- орденом Кутузова первой степени;
- трижды орденом трудового Красного Знамени;
- орденом Красной Звезды;
- многими медалями Советского Союза.
Имя А. А. Морозова присвоено конструкторскому бюро, где он проработал более 50 лет, а также Харьковскому механическому техникуму, который он окончил в числе первых его учеников.
Главный конструктор Л.М. Карцев и его машины
Эстафету А. А. Морозова на УВЗ принял Леонид Николаевич Карцев. Он возглавил КБ в 1953 г.
Родился Леонид Николаевич в 1922 г. в селе Скомово Гаврило-Посадского района Ивановской области. В своих воспоминаниях он пишет, что детство его было голодным, и семья часто испытывала нужду и лишения. Семья была многодетной ,а родители порой получали на трудодень по 150 г хлеба .Поэтому, чтобы не умереть с голоду ,семья с разрешения колхоза переехала жить за 30 километров на строящийся завод. Почти все 10 и более семей. При клубе была организована детская техническая станция, в которой с удовольствием занимался будущий главный конструктор - мастерили воздушных змеев, модели самолётов, игрушки…
После окончания десятилетки А. Н. Карцев в 1939 г. поступил в Ивановский энергетический институт; на вступительных экзаменах набрал 32 балла из 35 возможных. В институте посещал радиотехнический кружок. Перед войной студентов часто посылали на рытьё траншей. Л. Н. Карцев вспоминал: «...12 августа, вечером вернувшись после отбытия полевой повинности, мы обнаружили повестку из райвоенкомата: 13 августа 1941 г. к 8:00 явится на призывной пункт, иметь при себе вещевой мешок, кружку, ложку, мыло, полотенце. Радости нашей не было границ».
Так начался боевой путь Л. Н. Карцева. Воевал на нескольких фронтах; победу встретил в Берлине. Родина высоко оценила его военные заслуги: он был награждён орденом «Красная звезда» и медалями «За отвагу», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».
После войны учился в военной Академии Бронетанковой Техники И. В. Сталина, которую окончил в 1949 г. После этого был направлен на УВЗ, где и начал свою трудовую деятельность инженером-конструктором. Показал хорошую теоретическую подготовку, оригинальность творческой мысли, самостоятельность, принципиальность, хорошие организаторские способности, которые были замечены администрацией завода. И с 1953 г. Л. Н. Карцев возглавил конструкторский отдел завода.
«Совершенствовать созданное, творить нoвoe», под таким девизом работало его КБ и создало немало оригинальных конструкций бронетанковой техники. Его коллектив разработал и внедрил в серийное производство танки Т-55 и Т-62, которые продолжили главное семейство средних танков, начатое Т -34. при его участии разрабатывался ракетный истребитель танков ИТ -1, за внедрение которого Л. Н. Карцев удостоен звания лауреата Государственной премии в 1968 году.
Уже Т-54, принятый к серийному производству в 1946 г., считался качественно новым танком, открывшим новую страницу в танкостроении.
Дальнейшим развитием Т-54 стал Т-55, который оснастили более мощным двигателем (580 Л.с., вместо 520л.с. у Т-54), увеличили боекомплект, были введены система противоатомной защиты ПАЗ, дымопуск, усовершенствованные приборы наблюдения и изменённые агрегаты силовой передачи. С 1957 г. танк оборудован для преодоления водных преград по дну. Серийно танк производили с 1957 - 1962 Г.Г., а с 1963 - 1977 г.г. выпускалась усовершенствованная модель Т55А.
Следующей модификацией танков разработанной Карцевым, явился Т -62.
Агрегаты и узлы танка Т-55 явились базой для этой модели. Т-62 является боевой машиной, отлично сочетающей огневую мощь, высокую подвижность и надёжную защиту от ядерного оружия. На машине установлен телескопический прицел, корпус удалён, диаметр погона башни увеличен, имеется механизм выброса стреляных гильз, башня стала более сложной конфигурации с круговым наклоном брони.
Важно отметить, что российские танки, и конкретно Т-55 и Т-62 пользовались большим спросом у государства Западной и Восточной Европы, стран Ближнего Востока и Азиатских стран.
Не случайно израильский генерал даёт отличную оценку этим танкам, захваченным израильской армией в ходе агрессии против арабских стран. Он отличает надёжность дизельного двигателя и ходовой части танков, простоту технического обслуживания и ремонта, способность развивать большие скорости при движении по песку.
Л. Н. Карцев продолжает разрабатывать новые модели машин. На базе танка Т-62 был разработан истребитель танков ИТ -1, пpeдназначенный для поражения управляемой ракетой танков противника и других бронетанковых целей на расстоянии до 3 км. Оснащён пусковой установкой, убирающейся в башню. Серийно выпускался с 1968 по 1970г.г. В боях не использовался.
Л. Н. Карцев в течении 16 лет возглавлял КБ. Его машины заняли достойное место в ряду тагильских танков. Под его руководством закладывались основные технические решений по Т -72.
В 1969 г. Леонид Николаевич передаёт эстафету Венедиктову В. Н. Он переезжает в Москву, где работает в Главном Бронетанковом Управлении (ГБТУ) в должности заместителя командира научно-танкового комитета. Затем - работа в НИИД (научно-исследовательском институте дизелей). Ныне находится в заслуженном отпуске.
Комментарии