Рыцарская культура
Память о «славной рыцарской эпохе» долго не умирала. Даже сегодня, желая выразить похвалу человеку или его поступкам, мы говорим: «Он рыцарь». Легенды донесли до нас образы мужественных, смелых, благородных мужчин, верных слову и обходительных в обращении, подобных идеальному Ричарду Львиное Сердце. Это легенда. А какова быль? Какой она была?
Некоторые из писателей относят происхождение рыцарства ко времени первых крестовых походов, другие же относят его к векам ещё более отдалённым, так, например, Шатобриан относит происхождение рыцарства к началу VIII в.
Но мы воздержимся от рассуждений подобного рода, а займёмся только описанием того периода времени, когда рыцарство стало оказывать большое влияние на всю Западную Европу. Только в это время рыцарство и представляет для нас интерес, так как впоследствии оно потеряло всякий престиж, неоднократно порицалось и изображалось в смешном виде, как, например, в «Дон Кихоте».
В начале средних веков, только право сильного могло бороться против всевозможных злоупотреблений и против притеснения слабых. Следовательно, рыцари, принимая на себя обязанность защищать слабых, вполне удовлетворяли духу времени. С течением времени и с успехами цивилизации право сильного заменилось установлением полного порядка и действиями законной власти.
Как правило, все сеньоры и вассалы были рыцарями. Они проходили специальную военную выучку, имели боевого коня и вооружение. Первоначально рыцарем мог стать любой, даже не свободный человек: лишь бы он был в состоянии купить дорогого коня и доспехи. Затем путь к рыцарскому званию закрылся. К XIIIв разница между словами «рыцарство» и «знать» практически уже не было.
Благородный поступок мы называем рыцарским. Честного человека - «рыцарем без страха и упрёка». В Британии за заслуги перед обществом люди награждаются рыцарским званием. В XIX в. американская организация рабочих окрестила себя «Рыцарями труда». Даже мотоциклисты не против услышать в свой адрес: «рыцари дороги» - титул, которым раньше «венчали» разбойников и бандитов.
В 1977 г .фильм Джорджа Лукаса «Звездные войны» обошел киноэкраны всего мира и стал самым кассовым фильмом всех времен. Он продемонстрировал неувядаемость рыцарского мифа.
Хотя действие трилогии происходит в будущем, она многое заимствовала из старинных легенд о короле Артуре: верные рыцари и предатели, всемогущие мечи, тайные силы доброй и злой магии…
Век рыцарей
Слово «knight» («рыцарь») происходит от староанглийского «cniht», что означало «слуга». Французский эквивалент этого слова-«chevalier» («шевалье»), поэтому рыцарский кодекс поведения «chivalry» («рыцарство»).
Рыцарство, Первоначально договор между привилегированными солдатами, развивалось со времён Карла Великого и достигло своего апогея в XIV и XV вв. Когда существовало множество рыцарских орденов, вроде тамплиеров и иоаннитов.
Согласно рыцарскому кодексу, рыцари должны быть храбрыми, честными, верными и великодушными. Многим он обязан христианству и средневековым романам – историям о бескорыстной преданности рыцарей «прекрасным дамам». романтический идеал помог приподнять статус женщин и положить конец солдатскому варварству.
Воспитание будущих рыцарей было строгим. С семи лет они жили не в семье, а при дворе сеньора, как пажи, затем оруженосцы. За эти годы они усваивали Закон Божий, правила этикета и 7 рыцарских добродетелей. Это: владение конём, владение мечом, владение копьём, плавание, искусство охоты на зверей, игра в шашки, сочинение стихов в честь дамы сердца и их пения. Умение читать и писать - не обязательно.
Небольшая часовня почти темна. Лишь мерцает огонек свечи, бросая неровные отсветы на статую свободы Девы Марии, матери Иисуса Христа, склонившей голову в предчувствии страшной судьбы сына. Ночь. Тишина, нарушаемая лишь редкими вздохами и звуками недолгой молитвы.
Кто-то просит господа о даровании силы и мужества, славы и удачи, смирения и доблести. Голос звучит сильно и уверенно, потом смолкает. Близится рассвет. Скоро утро. Оно принесёт то, к чему так долго стремился этот юноша.
Он был первенцем. Счастливый отец так радовался рождению сына: будет, кому передать и замок, и земли, и родовой герб. Никто не сомневался в будущей судьбе мальчика. Один путь открывался перед ним - путь рыцаря.
Лет до семи оставался он на попечении матери, сестёр, нянек. Бегал по замку. Играл в шахматы и шашки, дрался с мальчишками, жившими здесь же, в доме отца. Уже тогда отец впервые подвёл его к лошади, посадил в седло, с редкой нежностью потрепал по затылку.
Что было дальше, он помнит отчётливо и ясно. «Сын, ты уже вырос, пора заняться делом», - сказал как-то отец. На следующий день мальчика отвезли в замок сеньора, вассалом которого был его отец. Теперь его окружали мужчины. Грубые в словах и делах, крепкие, легко переходившие на крик, они учили его всему, что умели сами: ездить верхом на коне, охотиться, фехтовать, владеть мечом и копьем. Приходил священник, рассказывавший об Иисусе Христе и Деве Марии, святых мучениках и заступниках. немного знаний получил он: чуть-чуть из латинской грамматики, пару фраз из географии, побольше из истории: о подвигах героев, троянской войны, Александре Македонском, Юлии Цезаре, Карле Великом. Уроки проходили редко. Чаще брали на охоту. Он отлично знал, как вырастить хорошего сокола из несмышленого птенца, «глупыша», так называли его.
В12 лет мальчика стали брать на турниры и даже настоящее сражения. Он чистил оружие рыцаря, помогал ему надевать тяжёлые доспехи, следил за конём, стоял за спиной на пирах. Он рос, мужал, раздавался в плечах, становился сильным и ловким. « прекрасный оруженосец», - говорили вокруг.
Завтра скажут о нем: «Доблестный рыцарь». Здесь, в часовне, проводил он последние часы перед посвящением в рыцари. Как долго готовился он к этому! Ведь позавчера он достиг совершеннолетия – 21 года. Отец его стал рыцарем в 15, а дед, говорят, даже в 12 лет. Но теперь приходится ждать прекрасного часа долго.
Он хорошо знал, что произойдёт завтра. Откроются двери часовни, войдёт священник и благословит на рыцарское служение. Омывшись, он облачится в алую рубашку, символ крови, пролитой Христом, повяжется белым, в знак чистоты помыслов, поясом. Старый граф ударит его ладонью по затылку и скажет: «Будь мужественным!» на пояс наденут меч, к обуви прицепят золотые шпоры. Он вскочит на коня и покажет всё, что умеет…
Это будет завтра. А пока он несет в часовне «ночную стражу» и молится о славе.
Затем молодого человека посвящали в рыцари. Эта церемония (инвеститура) была торжественной, на ней звучала клятва молодого рыцаря быть верным соратником и слугой своего сеньора.
Главное занятие рыцаря -война. Воевать - вот чего ожидало от него общество, к чему он готовил себя сам. Ему нравилось это занятие. Оно давало деньги и - это было для рыцаря важнее - славу. Ему было все равно с кем воевать-с внешними врагами или с чужими сеньорами. Дни мира тяготили. Рыцарь старался найти занятие, в котором, как и на войне, успех приносили сила, удаль, бесшабашность. Часто это была охота, соколиная или псовая. Нередко - участие в турнирах.
Турниры походили на большие манёвры. Здесь всё было похоже на настоящую войну. Звенели мечи, переламывались копья, рвались завязки шлемов, разлетались осколки щитов, с глухим стоном сталкивались лбами и грудь с грудью боевые кони.
На первых турнирах рыцари разделялись на две группы по 40-50 человек. Схватки были похожи на настоящие бои и могли длиться целый день!
В 1130г. Папа Римский Иннокентий II проклял турниры, создающие опасность для жизни и конечностей, и даже отказал в христианском погребении всякому, кто погибнет на ристалище.
Но на это не обращали большого внимания. Более того, Ричард Львиное Сердце поощрял турниры, ибо считал, что его рыцарям необходима практика!
Турнир проводился по правилам. К XIII в. было запрещено использовать настоящее оружие. Мечи специально затупливали. На острия копий надевали наконечники.
Конь был самой важной частью экипировки рыцаря и самой дорогой. Хороший боевой конь стоил больше, чем многие люди могли заработать за всю свою жизнь. Турниры стали общественным зрелище, на которое собирались дамы и большое число простолюдинов. Перед поединком рыцарь мог получить бант или шарф от одной из зрительниц, называемый «фаворитом». Тогда этот витязь становился защитником дамы и сражался с прикреплённым к руке шарфом-символом его преданности даме.
Большой турнир обычно включал в себя сражение двух отрядов (иногда число участников здесь доходило до 400), единоборство рыцарей и демонстрацию умения обращаться с оружием. Задача состояла в том, чтобы повалить соперника с коня, отобрать его оружие и щит.
Турниры сражения бывали по-настоящему опасны. Неудачники теряли не только коня, меч и славу, но иногда и жизнь. Понятно, что церковь рано потребовала прекратить эти кровавые битвы. Набожные короли принимали указы о запрещении турниров но эти запреты не действовали. Вооруженные рыцари всё равно приезжали на турниры. Здесь они могли показать мастерство и бесстрашие, заставить трепетать сердца прекрасных дам, любовь которых им хотелось завоевать.
«Разгорелось, распалилось Артурово сердце, он схватил тяжёлое копьё, налетел с боку и сбросил сэра Тристрама на землю. Тут же, по горячим следам, наскочил на него, ещё пешего. Сэр Паломид и хотел переехать его конём. Но сэр Тристрам , увидел его, ступил чуть в сторону, в великой ярости поймал его за руку, стянул с коня и швырнул на землю. Сэр Паломид вскочил с поспешностью, и они стали рубиться свирепо, нанося мечами столь могучие удары, что многие короли, королевы, лорды и дамы поднимались на ноги, чтобы лучше видеть. Но под конец сэр Тристрам трижды поразил сэра паломида могучими ударами по шлему, при каждом взмахе мечом приговаривая: «Получайте за сэра Тристрама!» и сэр Паломид рухнул ничком на землю. Вскоре он уже сидел верхом и, охваченный яростью, устремился на сэра Тристрама…не скоро кончилось то большое турнирное сражение».
К началу XIII в кровавые и приводившие к многочисленным жертвам массовые столкновения между рыцарями сменились поединками на копьях, которые подчинялись более строгим правилам.
Для конного состязания поле разделялось низкой оградой. Победителем считался тот, кто сбрасывал соперника с седла.
Сначала рыцаря защищала со всех сторон кольчуга, сплетённая из тысяч железных колец. Позже грудь, плечи, колени стали прикрывать цельными металлическими пластинами. На голову надевался шлем с забралом. Он закрывал лицо и имел прорези для глаз. В руках - щит. Главное оружие - тяжелый обоюдоострый меч или длинное (до4-5м) копьё. Коней также защищали доспехами. Общий вес рыцарской амуниции доходил до 30-40кг.
Доспехи делали ремесленники-оружейники: кузнецы, кольчужники, полировальщики. В XVII веке от лат постепенно отказались: они уже не спасали от ружейных выстрелов.
Сначала панцирем служила кольчуга. Доспехи надевали на стёганую толстую одежду. Кроме доспехов для боя были особые доспехи: тяжёлые - для турнира, нарядные -для торжеств.
Это чистый вымысел, будто рыцарей чуть ли не краном приходилось поднимать в седло! Полные доспехи весели не более 20 кг и имели достаточную гибкость, чтобы в них можно было ходить.
Первые панцири из железных пластин начали применяться к XIIIв. Они защищали грудь, спину, шею, руки и ноги. Дополнительные пластины накладывались поверх плечевых, локтевых и коленных суставов.
Рыцарские турниры часто проходили в замках. Замок предназначался для множества целей. Он служил домом для лорда, его семьи и слуг; символизировал могущество лорда, возвышаясь над всеми другими строениями в округе, кроме церкви; был складом оружия и продовольствия, а также убежищем в случае опасности.
В средневековые времена земля была богатством. Замок оборонял это богатство и для короля или барона был не менее важен, чем рыцари-вассалы. Первые норманнские замки состояли из главной башни на широкой насыпи и окаймлённого стеной внутреннего двора. Стены были деревянные или каменные.
С1270г строились целиком каменные замки-кольца стен и башен - например, Харлех в Уэльсе.
До появления пороха такой замок мог обороняться неделями.
В XIII-XIV вв. возникает целое искусство, даже наука о составлении и толковании гербов – геральдика. Герольды читали герб как книгу. Он рассказывал им о происхождении, характере, заслугах, подвигах рыцаря.
Установились чёткие правила : каких цветов могут быть гербовые щиты, как следует их делить на части, как сочетать гербовые фигуры при вступления рыцаря в брак… каждый цвет и фигура, расположены на гербе, имели символическое значение. Красный цвет, например, считался символом мужества и великодушия, черный – мудрости и осторожности. Лев в гербе рыцаря свидетельствовал о его знатности, медведь – о приверженности грубой силе его самого или предков. Фигур, использовавшихся при составлении гербов было великое множество: естественных (животные, человек), фантастических (дракон, грифон), искусственных (крепостная стена). Со временем в гербах появились словесные девизы их владельцев.
Все предприятия рыцарей постоянно объявлялись с большой торжественностью, и это возбуждало в воинах рвение искать славы и наград. Рыцари давали обеты, подтверждаемые особыми актами; исполнение этих обетов предписывалось религией и честью. Рыцари обязаны были не щадить ни сил, ни даже жизни, если дело шло об интересах отечества. Они обязаны были не изменять своему долгу и чести: шло ли тут дело об акте или об обороне какого-нибудь места, или же о действительном сражении, в котором приходилось нападать или обороняться.
Кроме обетов, которые давали рыцари как воины, они ещё, в силу набожности, давали и другие обеты, как хорошие христиане. Эти обеты состояли в том, чтобы посещать разные святые места, к которым они питали особое благоговение. Рыцари складывали в храмах или в монастырях свое собственное оружие. Или оружие побеждённого врага.
Отвага и удальство рыцарей побуждали их на различные трудноисполнимые обеты. Так, например, кто-либо из рыцарей давал обет первым водрузить знамя на самой высокой башне осаждённого замка, или же первом броситься в средину неприятелей, или же представить какое-либо другое доказательство своего мужества и храбрости. Самые храбрые из рыцарей старались превзойти один другого в соревновании, принести пользу своему отечеству и истребить его врагов.
Рыцарству давалось много таких прав и привилегий, которыми не пользовалось ни одно сословие. Так, рыцари имели право покрывать коней длинной попоной из тафты или из какой-либо другой материи; попона доходила до копыт и была украшена гербами своего хозяина. Рыцарям было дозволено использовать свои собственны печати; на этих печатях рыцари были изображены верхом с поднятым мечом. При погребении рыцаря к нему в гроб клали его золоченые шпоры.
Рыцарям жаловали титулы «мосье», «мессир» и «монсеньор», а их жён называли «мадам». Жён оруженосцев называли «мадемуазель».
Рыцари, владевшие землями, имели право требовать от своих подданных и вассалов денежное пособие для приёма государя или его старшего сына. Эти рыцари имели также право требовать денежное пособие у своих подданных при заключении брака своих дочерей, при уплате выкупа из плен, при путешествии в чужие земли. Ново посвященным в рыцарское звания выдавали деньги на предстоящие расходы. Государи назначали рыцарям, поступавшим к ним на службу, ежегодный оклад на их содержание.
Комментарии