Заповедник «Малая Сосьва»
Заповедник был организован постановлением Совета Министров РСФСР от 17 февраля 1976 года, хотя история его создания началась задолго до этой даты.
Своё название заповедник получил от одноимённой реки, которая протекает по территории от юго-западной его границы до северной. Малая Сосьва берёт начало на Северо-Сосьвинской возвышенности из водораздельного болота и течёт сначала на юго-восток по таёжной местности. После принятия притока Емъеган река резко поворачивает на север и сохраняет это направление до впадения в Северную Сосьву.
Исследователи, которые изучали реку, отмечают, что её исток, представляющий собой небольшой водопад на окраине болота, не сразу принимает типичный облик реки. Однако, уже на тридцатом километре в неё впадает первый приток Кутеп-Еган, и чем дальше река несёт свои воды, тем больше она принимает многочисленных ручьёв и маленьких речек. После впадения в неё реки Потлох-Еган, Малая Сосьва становится заповедной. Общая протяжённость реки превышает 1000 км, и лишь немногим более 200 км она течёт по территории заповедника.
Большая часть заповедника расположена в Советском районе, меньшая – в Берёзовском. Первоначально его площадь составляла 92,9 тысяч гектаров, однако в 1993 году её расширили до 225,5 тыс. га. Заповедник имеет охранную (буферную) зону немногим более 160 тыс.га.
Заповедник образован для сохранения и изучения типичных природных комплексов среднетаёжной западносибирской тайги. Он является эталоном естественной природной среды, так называемого Кондо-Сосьвинского Приобья, хранилищем генетического фонда растительного и животного мира тайги.
Деятельность заповедника, прежде всего, связана с ведением «Летописи природы», в которую заносятся итоги непрерывного наблюдения за растительностью, животными и природными явлениями. Таким образом, «Летопись природы» отражает хронику научной деятельности в заповеднике. Работники заповедника занимаются инвентаризацией флоры и фауны, картографированием природных комплексов, изучением редких и исчезающих видов растений и животных, а также экологическим мониторингом. Важнейшей задачей лесной охраны заповедника является борьба с браконьерством и другими нарушениями заповедного режима, а также лесными пожарами.
Согласно природоохранному законодательству, вся природа заповедника полностью изъята из хозяйственного пользования. Флора заповедника представлена 379 видами сосудистых растений, 130 – мохообразными, 100 видами лишайников. Здесь встречаются редкие растения, занесённые в Красную книгу России. А 14 видов растений включены в список редких и исчезающих (для Тюменской области). Большую научную ценность представляют растущие здесь реликтовые растения.
Животные, обитающие в заповеднике, являются типичными представителями тайги Западной Сибири. Здесь встречаются 39 видов млекопитающих и 180 видов птиц. Следует отметить, что 62 вида птиц залётные, а 118 встречаются довольно регулярно на гнездовье или в период сезонных миграций. В водоёмах обитает 13 видов рыб.
Заповедник играет особую роль в сохранении, изучении и восстановлении популяции аборигенного западносибирского речного бобра, занесённого в Красные книги» Международного Союза охраны природы и России.
Управление заповедника расположено в г. Советском. Здесь же имеется музей природы. В заповеднике трудятся мужественные люди, преданные своему делу – охране природы, сохранению её первозданном виде не только для нынешних, но и будущих поколений россиян [1].
Исторические страницы заповедника
Как было отмечено ранее, история заповедника началась задолго до его официального открытия. Издавна на территории Кондо-Сосьвинского Приобья существовали «святые места», которые особенно почитались у обских угров, населявших эти территории. Такие места и становились прообразами современных особо охраняемых территорий. Неслучайно коренные жители зауральской тайги относились к ним по-особенному. Местные охотники, занимаясь охотой и рыбной ловлей, понимали особенности природы, прислушивались к ней, старались не нарушать законы её развития. Здесь была нетронутая тайга, много зверей и птиц, целебных трав.
Жизнь людей в суровых условиях тайги зависела от благополучия природы. На основе опыта и передачи знаний, религиозных представлений, миропонимания и мироощущения, остяки и вогулы устанавливали особые, запретные для любой охоты места, которые и становились «святыми».
Люди, жившие на этой территории тысячелетиями, позаботились о сохранении уникальной природы. Они оставили богатое наследие, которое нам предстоит передать будущим поколениям. Благодаря мировоззрению коренных жителей края, запретам и особенностям традиционного природопользования в Кондо-Сосвинском Приобье сохранились бобры, соболи и много других зверей и птиц. Интересно отметить, что тотемным животным у жителей Кондо-Сосвинского Приобья был не только медведь, но и бобр.
Начиная с XVII-XIX веков, в результате развития интенсивного пушного промысла по всему Уралу и Зауралью, началось быстрое сокращение местной популяции бобров. Необходимы были меры по сохранению этого удивительного животного. Многие учёные и передовые общественные деятели ещё в начале XXвека ставили вопрос об изучении и сохранении популяции аборигенного западносибирского речного бобра. В результате совместных усилий учёных, общественных деятелей, а также местных органов управления 26 апреля 1929 года был основан Северо-Уральский государственный боброво-соболиный охотничий заповедник (СУГОЗ), границы которого были окончательно определены в 1931 году. Его площадь составила 800 тыс.га. В официальных документах говорилось о том, что заповедник создан для сохранения типичного промыслового комплекса западносибирской тайги и восстановления охотничье промысловых животных Северо-Западной Сибири.
В 30-е годы XX столетия заповедник стал называться Кондо-Сосьвинским, а в 1938 году его включили в систему государственных заповедников. Сегодня мы прекрасно понимаем, какое огромное значение для сохранения природы Северного Приобья и традиционного природопользования малых народов Севера имело создание заповедной территории в этом крае.
Юному поколению замечательной Югорской земли не следует забывать о героическом труде создателей заповедника в Северном Приобье, которые проявляли заботу о сохранении уникальной природы, вели наблюдения за животными и растениями, берегли их от пожаров и неразумной деятельности человека. Они своим нелёгким трудом вносили лепту в сохранение биологического разнообразия на нашей планете. Достаточно напомнить вам о том, что в те времена в заповедник можно было попасть только по реке малая Сосьва через посёлки Игрим и Берёзово, что на реке Обь. Если необходимо было начать своё путешествие в заповедник из Тюмени, то путь занимал почти месяц. От Уральского хребта до заповедника можно было добраться только зимой.
Современники, изучающие историю заповедника, отмечают уникальность его архива и дневниковых записей того времени, летописей, ценнейших книг, написанных создателями и первыми работниками заповедника, учёными, изучавшими бобров и соболя, интересные и уникальные растения. В то время авторы замечательных книг о природе Кондо-Сосьвинского Приобья говорят об активной помощи местного населения, которое с трепетом относилось к природе родного края и оказывало всяческую поддержку учёным в их исследованиях по сохранению популяции бобра и соболя.
В истории заповедника были и трагические страницы, связанные с «реформами» конца сороковых - начала пятидесятых годов XX века. В те годы идеи заповедных территорий подверглись ревизии. К 1951 году на территории РСФСР из 45 заповедников осталось только 17. В списке ликвидированных заповедников оказался и Кондо-Сосвинский.
Новая история заповедника началась с обеспокоенных учёных и передовых общественных деятелей за судьбу края в связи с его интенсивным развитием и использованием природных ресурсов в 60-е годы. В этот период Кондо-Сосвинское Приобье благодаря найденным здесь залежам нефти, природного газа и богатейшим запасам промышленной древесины получило новый импульс для развития. Быстрому росту способствовало и строительство железной дороги Ивдель-Приобье, связавшей промышленный Урал с Северо-Западной Сибирью. О необходимости создания заповедных территорий в Сибири, в том числе в Кондо-Сосьвинском Приобье, заявляли академики: С.С.Шварц – основатель Уральской школы экологов, В.Б.Сочава – один из основателей Российской школы ландшафтоведов и многие другие.
Здравый смысл восторжествовал. В 1971 году был образован Верхне-Кондинский федеральный государственный заказник, а в 1976 году на карте Ханты-Мансийского автономного округа появился государственный заповедник «Малая Сосьва» [1].
Основатель и первый директор Кондо-Сосвинского заповедника
В истории заповедного дела много известных имён. В их ряду имя Василия Владимировича Васильева. Сосьвинские и кондинские ханты и манси дали ему почётное прозвище «Васька-главный судья». Он явился к ним представителем новой жизни, помог бороться с несправедливостями, делил с ними горе и радости, пищу и кров, выдержал все испытания нелёгкой лесной жизни. Ему они поведали то, что долго скрывали от других. На территории современного заповедника «Малая Сосьва», созданного уже в наше время там, где был Кондо-Сосьвинский (1929 – 1951 г.г.), сохранилось немало приметных мест, хранящих память об основателе и первом директоре, - Васькина гора, Васькин перекат, кордон Васильевский. Почему «Васька»? С окончанием на «ка» издревле и по сей день местные жители называют своих уважаемых людей.
Со свершениями и проблемами современного заповедника можно познакомиться в его музее, где опять-таки в центре внимания рукописные и печатные работы В.В.Васильева и его коллег – В.В Раевского, В.Н.Скалона, К.В.Гарновского, Е.В.Дорогостайской, З.И.Георгиевской. Да что и говорить, состав сотрудников был очень дееспособным. Впоследствии В.В.Васильев пытается сам целиком переключиться на научную работу.
Биография Василия Владимировича нигде подробно не описана, но то, что мы знаем о нём, включая устные повествования, говорит о личности большой и целеустремлённой. Родился В.В.Васильев 6 июля 1889 г. в городе Казани в семье адвоката (присяжного поверенного). На воспитании сказались, очевидно, и природа могучей русской реки, и тот особый настрой, навеянный дедом Васильевым Василием Павловичем, прошедшим через многие испытания, от много раз битого школяра уездного училища до известного академика-китаеведа, собравшего и подготовившего свои основные труды в Пекинской духовной миссии… Послужной список будущего натуралиста самоучки под стать стремительным переменам того времени: студент комиссаровского технического училища, десятник на строительстве, машинист на электростанции, техник путей сообщения, председатель армейского исполнительного комитета, управляющий всеми складами Совета народного хозяйства.
Затем согласно его ходатайству работать по специальности с июня по октябрь 1921 г. В. В. Васильев уже в Ямальской полярной экспедиции в качестве комиссара и прораба. При возвращении экспедиции из Обской губы он остаётся в Тобольске в качестве её уполномоченного.
С 1922 по 1926 год, работая наблюдателем метеорологической станции на реке Демьянка, В.В.Васильев начал изучать пушные промыслы и биологию пушных зверей. По 1929 год он – охотовед Тобольского окружного земельного управления. Случайно ли такое перевоплощение? Очевидно, нет. Романтики познания неизведанных земель да ещё солидный жизненный опыт – ему уже за тридцать, квалификация землемера, строителя дорог, самообразование, опыт работы с людьми, суровая таёжная школа, познание трудностей промысла демьянских хантов, понимание и уважение нужд этого лесного народа. Вадим Васильевич – сын Васильева – вспоминает, что у отца была небольшая, но для того времени хорошая библиотека биологической литературы.
Вот мы и подошли к самому важному этапу жизненного пути нашего Кожаного Чулка – экспедициям на таинственный Кондо-Сосьвинский водораздел. Там издавна существовали запретные для всякой охоты святые места – «Ем-Тахе». Попасть туда можно было либо с Урала конным обозом по долгой Никито-Ивдельской дороге, либо с Оби и Иртыша – более двух сотен километров «на гребях» и «волоком» против течения по Малой Сосьве и Конде.
В сентябре 1926 года Васильев отправился в таинственный таёжный край в одиночку, так как с проводником из-за совершённого им неблаговидного поступка пришлось расстаться. Условия путешествия были очень тяжёлыми. «Я вынужден был ходить за 100-120 вёрст и жить по неделям одни, таская запас продовольствия котомками
На себе, и ночевать во всякую погоду под открытым небом, что особенно скрывалось с наступлением морозов. На вершине реки Конда пришлось голодать. При поездке на реку Тапсуй поморозил пальцы ног…» - писал он в своём отчёте. Эта «Отчётная докладная записка в Тобольскую окружную плановую комиссию по обследованию водоразделов рек Конды, Большой и Малой Сосьвы, произведённому в 1926-1928 году» - передо мной.
Тридцать пожелтевших листков машинописного текста с карандашными пометками автора. Первая экономико-географическая характеристика края. Здесь – сведения о лесных массивах и болотах, составе и численности пушного зверя, картина неблагополучного экономического положения местного населения с указанием путей его улучшения, предложение организации заповедника. И ещё, самое важное, объяснение – почему именно ему было позволено углубиться в древние «Ем-Тахе». Васильев устроил объединённое собрание местных охотников и от имени Советской власти сдал им в аренду все промысловые угодья без права пользования на этих угодьях посторонним лицам. Чрезвычайно ответственный шаг в духе нового времени, разрешавший основные проблемы, связанные с браконьерством соседей – тапсуйских манси, выходцев из Коми и русских промышленников. Ему первому доверили бобровые поселения на глухих таёжных речках, рассказывали поверья. Доверие завоёвано уважением к древним традициям векового уклада! После этого состоялась ещё одна экспедиция в верховья реки Конды.
В 1929 г. Василий Владимирович возвращается и создаёт первоначальную базу заповедника в пос. Шухтунгорт, в 60 км севернее заповедника. Активным помощником была его жена Мария Александровна. На работу, в качестве егерей зачислили Езиных – Николая из юрт Емункуртских, Ивана и Александра из Ханлазинских. К общему делу привлечены Маремьянин Михаил из Хангокуртских, Марцинов Сидор из Нагакуртских юрт и другие.
Кондо-Сосьвинский заповедник стал одним из первых научных и культурных центров на Севере.
Проведённая заповедником работа показана в одной из газет того времени: «…обследовано до 13 тысяч квадратных километров лесных угодий… выпущено 49 ондатр для расселения, через два года их насчитывается уже до 400 особей. Прорублены новые конные дороги… расчищено оленьих дорог 435 км. Выставлено межевых знаков – 146. Промерено дорого и промысловых тесов – 2138 км. Выстроено 30 жилых и 26 служебных помещений, 23 опорных и промысловых избушки… Функционируют две начальные школы с интернатами… Проведены опыты посева полевых злаков и посадки ягодных кустарников, сооружены опытные парники. Составлена географическая карта… Приступили к организации четырёх промыслово-охотничьих союзов по периферии с заповедником». («Советский Север», № 145 от 26 августа 1934 г.). Из этой же статьи узнаём, что с 1931 года по 1933 год только в окрестностях заповедника соболя заготовлено последовательно по годам: около 700, 1100 и 1223 зверька. Последняя цифра соответствует достижениям Урала в сезон 1926-27 года! Сможем ли мы теперь в краю трубопроводов и нефтяных вышек выйти на нормальные рубежи того режима, который был задан Кондо-Сосьвинским заповедником?
Особые надежды В. В. Васильев питал в отношении результатов акклиматизации ондатры, добыча которой значительно улучшила бы экономическое положение местных жителей. Изучению этого переселенца и были посвящены его последние годы работы в заповеднике. Монография «Ондатра» была опубликована только в 1947 г. Весной 1940 г. достроена новая центральная усадьба заповедника, расположенная на его северной границе.
В начале 1941 года В. В. Васильев принимает предложение перейти на работу в качестве заместителя директора Печоро-Илычского заповедника. Основная причина этого – забота об образовании детей, а их у Васильевых было четверо. Первым заданием в новой должности было обследование восточной части территории Печоро-Илычского заповедника, граница которого постоянно нарушалась при пастьбе оленей большесосьвинскими манси в летнее время. Задача Василия Владимировича заключалась в том, чтобы на месте безболезненно отрегулировать этот вопрос с манси. Проще и легче было добраться до центральной усадьбы заповедника Якши окружным путём, а там вместе с его работниками до стоянок оленеводов. Васильев принял более сложный и опасный вариант – совершить поход с большесосьвинскими манси к месту их пребывания на Урале через Няксимволь.
21 июня во время доклада на заседании райсовета в Троицко-Печорске и случился тот сердечный приступ, от которого 28 июля В. В. Васильев скончался, не дожив восьми дней до пятидесяти двух лет. Всю душу, всю теплоту своего сердца он отдавал заповедному делу, шестнадцать лет работы посвящено Кондо-Сосвинскому заповеднику – его детищу.
С тех пор много событий свершилось в стране. Вместе с многими другими заповедниками волевым решением сверху прекратил существование Кондо-Сосвинский заповедник. И только много позже, в 1976 г., на территории, частично совпадающей, но почти в девять раз меньшей, воссоздан заповедник «Малая Сосьва». Расширение его площади – региональная «проблема номер один», а на повестку дня всё острее встают и другие природоохранные проблемы, в том числе более общие, такие, как приведение объёма лесозаготовок в соответствие с подорванной лесосырьевой базой.
Ребром стоит вопрос о судьбе некоторых посёлков Советского района. Они возникли всего лишь 40 лет тому назад по железной дороге Ивдель-Обь, пересёкшей бывший заповедник почти посередине. Далеко не лучшим образом в последние годы решались проблемы народов ханты и манси. Вот почему дело, начало которому положил В. В. Васильев, и по сей день очень актуально.
В. В. Бианки, заканчивая своё повествование о Василии Владимировиче, писал: «Не знаю, существовал ли куперовский Кожаный Чулок, но настоящих Кожаных Чулков я видел своими глазами. Они не похожи на куперовского: тот смотрит назад и славит прошлое, а наши смотрят вперёд, всё вперед, в будущее – и крепко верят в него». Как остро нужны нам сейчас Кожаные Чулки, сочетающие в себе народную мудрость, современные знания и патриотизм не ради красного словца. Таким и был Василий Владимирович Васильев – знаток природы, духовный подвижник и глубоко нравственный человек [1].
Комментарии