Взаимопроникновение живописи и музыки
В истории мировой культуры есть удивительные явления, когда в жизни и творчестве деятели искусства сочетаются несколько видов образного мышления: Леонардо да Винчи – живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер; Микеланджело- скульптор, живописец, архитектор, поэт; Александр Бородин – композитор, ученый-химик…
Из поэтов, в творчестве которых видное место занимало изобразительное искусство, заслуживают особого внимания Михаил Лермонтов, Тарас Шевченко, Владимир Маяковский.
Взаимопроникновение музыки, живописи, художественного слова происходит разными путями. Например, по тематике: трагическое положение «маленького человека», исторические судьбы народа, воспевание богатырской силы, сказочные образы, русские пейзажи.
В истории изобразительного искусства известно множество фактов, когда художники работали над картинами, вдохновляясь музыкой.
Илья Репин вспоминает, читаем мы в книге Н. М. Машенко, что «музыка Бетховена переносила его к холсту, он «до бесконечности» наслаждался ее звуками, растроганный до слез, и такие минуты казались ему «каким-то счастьем». Илья Репин был чуток ко всему, что вызывало музыкальные впечатления. Например, река Волга, ее простор и ширь, контуры берегов напоминали ему «Камаринскую» Михаила Глинки. И. Левитан написал картину «Над вечным покоем» под звуки музыки Бетховена. Иван Крамской называл художника Федора Васильева поэтом, музыкантом: «…Какие рисунки, сепии, акварели, какие альбомы и что за мотивы! Решительно, мы лишились музыканта…»
Волнующий и эпизод из жизни В. Верещагина описан в книге К. Коничева «Повесть о Верещагине» о работе художника над картиной «Забытый».
- Вот и этот забытый – сложивший голову солдат – оплакивается где-нибудь в Вологодчине вдовой – солдаткой,- думал Верещагин, убеждаясь в правдивости созданного им произведения. Заканчивая картину, художник еще и еще дотрагивался кистью до мест, казавшихся незаконченными, отходил прочь от полотна, хмуро, из-под густых бровей смотрел на «Забытого» и неожиданно для самого себя пропел слова из народной песни «Уж как пал туман на сине море».
Для демонстрации своих картин на одной из выставок в Нью-Йорке В. Верещагин специально вызвал из России пианиста, что родная музыка звучала в унисон лирическому строю его произведений.
Необычная чуткость к музыке оказалась у советского художника К. Васильева. Он писал картины в наушниках, музыка помогала ему создавать образы, находить изящество в красках.
Не следует думать, что музыка служит художнику предметом отдыха, легкого развлечения. Нет, она является очень важным фактором в создании произведения, покоряющего зрителя художественной правдой.
Важно внести ясность в понимание слова «музыкально», когда оно употребляется при анализе живописных образов. Некоторые считают, что достаточно упомянуть его, и должна зазвучать музыка. Это так и есть, когда речь идет о музыкальном произведении. Но если слово «музыкально» вторгается в другие виды искусства, то «чистой» музыки воспроизвести нельзя. В таких случаях она описывается словами, понимается больше ассоциативно.
М. Горький слово «музыкально» /«музыкальность»/ считал критерием красоты в жизни и искусстве.
Оно применимо и в живописи, где «Музыкальность» - воспринимается как:
- соразмерность в достижении вершин гармонии
- настроение, восхищение, которую вызывают образы картины, и которые трудно передать словами.
- воскрешение в памяти музыкальных произведений при созерцании картин, близких по теме, приемам мастерства.
Эмоционально-смысловые линии, заключенные в словах «музыкально», «музыкальность» безграничны.
Человеку, который мало вникал в музыку, в ее связь с другими искусствами, кажется, что объединение ее с живописью таится в едва уловимых точках: искусство живописи наглядное, передающее рельефно зримые предметы, а «бестекстовая» музыка лишена конкретности, описывается сочетанием звуков. В действительности же эти два искусства взаимопроникающие, необычайно богаты образностью.
Авторы книги «Музыка и живопись…» пишут, что «слово образ может сочетать в себе звук и цвет. Для того, чтобы «прочитать» картину, найти в ней звуковые краски, необходимо научиться вглядываться, вслушиваться, представлять музыкальное произведение».
В таких случаях говорят: «слушание зрением», «звучащая живопись». Обращение к данной теме исследования, а именно: «Осенняя мелодия» Бориса Николаева, позволит «услышать зрением» и «увидеть звучащую музыку осени».
Особенности выразительных средств музыки и живописи.
В чем же проявляются особенности выразительных средств музыки и живописи? Для того, чтобы глубже выяснить сближение пластического, т.е. живописного, языка с музыкальным, уточним общие и индивидуальные свойства живописи и музыки.
Главное, что роднит музыканта и художника, это стремление посредством образов правдиво передать живые человеческие чувства.
Основное средство выражения в живописном рисунке – смысловое расположение предметов и фигур, их ритмическая согласованность, цветовая гармония, яркая наглядность. Живопись, в отличие от музыки, – искусство статичное, недвижимое во времени, так как запечатлевает лишь определенный миг, наиболее рельефный в смысловом значении. Он служит кульминацией, длится «тысячную долю секунды». Картина волнует нас, вызывает определенные мысли и образы.
Итак, Цвет, расположение предметов есть мотив, который создается всеми присущими живописи средствами – линиями, светотенями, цветовым колоритом… В живописи нет картин немых, художник всегда стремится цветом озвучить образы, чтобы они по своей природе соответствовали жизненной правде.
Музыка – вид выразительного искусства, правда, она лишена изобразительного элемента, и не рассказывает, как литература. Основным выразительным средством музыки считается звук, из которого создается мелодия. Мелодический рисунок в музыке развивается на протяжении звучания произведения, как в литературе. Музыка активнее действует на наши чувства.
Таким образом, чем больше человек ощущает музыку в живописи, тем глубже ему открывается образное понимание е жизни. «Пускай теснее соединяется поэзия с музыкой и живописью: тем сильнее будет их действие!» - писал Ф. Одоевский.
Комментарии