Первые люди заселившие тундру
Нганасаны как по происхождению, так и по месту их проживания, являются самой древней северной народностью в мире. Учёными была найдена на Таймыре стоянка, которой насчитывается 3-4 тысячелетия. По языковому признаку нганасаны, как ненцы и энцы, относятся к самодийской группе. В настоящее время на Таймыре нганасан проживает всего около семисот человек.
Основным занятием нганасан издревле была охота на диких северных оле-ней, которая вплоть до 19 века велась с помощью луков и стрел. С этим ви-дом деятельности в основном и были связаны сезонные перекочёвки. Весной кочевали вслед за диким оленем вглубь полуострова. Летом часть охотников отправлялась на плато Бырранга. Другие занимались рыболовством, охотой на гусей.
Нганасаны удивительно приспособлены к тундре зимой и летом. Они умеют и знают всё необходимое для того, чтобы жить и растить детей. Впечатление о нганасанах в тундре – всемогущие великаны. Обычное явление, когда нга-насан, увидев еле различимую вдали упряжку, называет имя ездока, узнавая по ритму бега его оленей. Без труда узнает своих оленей в чужом стаде в од-ну-полторы тысячи голов, даже если у них успели отпасть рога. Почти не знающий математики, окинув взглядом огромное стадо, определит, все ли олени на месте.
Всё, что относится к жилищу, - это сфера женщины. Они - настоящие мастерицы. Ловкими, точными и экономными движениями, как первоклас-сные анатомы, разделывают рыбу, тушу оленя. Как королевские портные, не снимая мерки, на глазок выкроят из шкур и оленьими жилами сошьют по фигуре одежду. У них всегда много забот, но всё делают без суеты и нервов – экономно, добротно, на совесть.
Нганасаны, как и другие северные народности, верили в духов. Считалось, что в основе мироздания лежат три начала: мать-земля, мать-солнце, мать-луна. Сильно развит был шаманизм. Шаманы имели большое значение в жиз-ни своих сородичей. Без них не проходило ни одно важное событие в жизни рода, семьи, человека. Шаман помогал в охоте, рыбной ловле, во время бо-лезней, рождения и смерти.
Будучи прирождёнными охотниками и пастухами оленьих стад, нганасаны используют в быту всё то, что им даёт природа, всё то, что добыто охотни-чьим промыслом. Они широко применяют тёмный и светлый мех оленя, ровдугу , олений волос, су-хожильные нитки. Виртуозное владение приёмами обработки меха и кожи, меховая мозаика, шитьё оленьим волосом даёт возможность мастеру довести художественное оформление изделий до совершенства, способствует дости-жению высокого художественного вкуса. Поэтому одежда нганасан по сво-ему внешнему виду сильно отличается от одежды других народностей. Вся она шилась из оленьих шкур. Её раскрашивали, украшали кантами, орнамен-тами.
О характерных особенностях национальной нганасанской одежды я и хотела бы подробнее рассказать в следующих главах.
Особенности национальной нганасанской одежды
Век удивительной одежды нганасан исчисляется тысячелетиями. Она лако-нична и сложна. За её простотой – уникальный крой и веками отшлифован-ная технология шитья и обработки материала. В процессе выделки оленьи шкуры становятся эластичными, мягкими, тонкими и пушистыми. Девушка не могла стать женой, не научившись шить. И наука эта начиналась с детских лет. От одежды, как считали, зависела удача в охоте, здоровье семьи, её буду-щее – дети, а значит, и вся жизнь. Север создал свою систему костюма. Кос-тюм – это идеальный, экологически чистый комплекс одежды, максимально выполняющий функцию надёжной оболочки. Она свидетельствовала о красо-те мира, несла информацию о социальном положении её носителя, закодиро-ванную в крое и орнаменте.
Среди нганасан ходит легенда о том, что одежду изобрела особая Богиня. Её так и зовут – Нейминьг-Иголка. Раньше, когда не было ещё Земли, была одна только вода. Людей тоже не было. Вдруг ожила Земля-Мать. На ней трава выросла, как мех на олене. Немного тёплая стала Земля-Мать. Прошло сколь-ко-то времени – по Земле баба пошла. Её Земля-Мать родила. Эта первая ба-ба совсем голая ходит. Просто так ходила, потом говорит:
- Ладно, как-то огонь добывать надо. Как люди без огня на Земле появятся?
Есть такая трава, что на Земле растёт. Имя её хюй. Семь травинок тогда эта баба взяла. В кучу положила. Говорит она:
- Если людям на Земле жить суждено, пускай тогда огонь загорится, трава сгорит.
Сказала только – сразу огонь вспыхнул, сгорела вся трава. Баба будто ма-ленько пошаманила, дальше пошла. Вся голая идёт. Потом опять говорит:
- Теперь ещё надо о другом думать. Надо как-то промышлять, оленя добыть, что ли?
Совсем далеко она ушла. Нашла упавшую важенку дикую и телёнка худень-кого какого-то. Тогда убила баба эту важенку. Эта худенькая важенка была Бабинямы – Диких Оленей Мать. Так эта первая баба шкуру себе нашла. Од-нако нет у неё Иголки. Стала эта баба кричать на Небо. Стала просить Нгоу-Небожителей, чтобы они ей иголку дали. Три дня так кричала. Потом откуда-то пришли к ней семь иголок – нейми. Тогда этой бабе и имя пришло – Ней-миньг. Теперь она иголкам мать стала. Не иголкам, может быть, а одежде, иголками сшитой.
Отдалённость и обособленность места жительства нганасан позволили им практически до наших дней сохранить национальный костюм. Каждый имеет свой собственный запоминающийся неповторимый образ, который не соот-носится ни с каким другим. Только у этого народа силуэт парки прямой, чуть расширяющийся книзу. Она не доходит до колен и имеет двухъярусную опушку из длинного меха.
Верхняя одежда, как мужская, так и женская, шилась двухслойной. Она украшалась орнаментом из ровдуги и ровдужными полосками, которые нашивались на спине. В одеждах нганасан исследователи насчитывали до трёх десятков различных видов орнамента – мулей. Каждый имеет своё название, и употребление их было строго упорядочено . На их изготовление времени затрачивалось в пять раз больше, чем на всю парку, поэтому орнаментальные полосы ценили. Их бережно перешивали с обвет-шавшей одежды на новую.
Мули имеют цвета гагары – белый, красный и чёрный. Связывают это с ле-гендой, где говорится, что нганасаны произошли от гагары, в оперении кото-рой есть эти три цвета. Преобладает белый цвет , на фоне которого в изысканных ритмах чередуются чёрные по-лосы кожи и меха, подчёркнутые цветными кантами. Мули вышивают белым подшейным волосом, рисуют чёрной, красной и охристо-жёлтой краской.
Выразительна у нганасан форма обуви. Силуэт её не имеет изгибов и напо-минает ногу слона. Такая форма была очень удобна для охоты при ходьбе по глубокому снегу.
Цвета ровдужных комбинезонов, натазников и обуви меняются от бежевого до тёмно-коричневого.
Для одежды заготавливают коротковорсовые шкуры летнего оленя или новорожденных телят. При необходимости ворс слегка укорачивают: состри-гают или сбривают острым ножом. Мешки для ног, женские пологи шили из толстых пушистых шкур зимнего оленя.
В добрые старые времена основным достоинством женщины считалось уме-ние шить и прилежание. Металлическим иголкам, пришедшим на смену кос-тяным, не было цены. Женщины постоянно носили их при себе. Традиция жива и по сей день.
Женская и детская одежда
Комплект женской одежды состоит из нескольких элементов.
Это –комбинезон, штанины которого натягиваются на обувь и крепятся под коленом вздержкой. Поверх его надевают распашную двухслойную парку. Можно слой. При переездах в зимнее время на комбинезон надевают второй, зимний. Есть ещё и зимняя шуба.
Нижний комбинезон-фоние шьют из ровдуги. К штанинам-фоние на шнур-ках подвешивают по семь медных трубочек с медными кольцами. На уровне груди с двух сторон пришиваются на петлях два кольца. К правому крепятся огниво, крюк для чистки трубки, кисет для табака, к левому – игольницы в виде длинных ремешков использовать только её нижний с нанизанными тру-бочками. Поднимая трубочку вверх по ремешку, втыкают иглы, опуская её, закрывают иглы. Ажурные бляхи на ремешках не дают соскользнуть трубоч-кам .
Наружная одежда состоит из распашной двухслойной парки-лифарие. Внутреннюю, или нижнюю, шубку шьют мехом внутрь, верхнюю – мехом наружу. К подолу каждой шубки пришивают опушку из белой собачьей шер-сти . Нижнюю часть шубки собира-ют из горизонтальных полос белого меха с вшитыми между ними орнамен-тами. Воротник из пушистой собачьей или песцовой шкурки. Вместо пуговиц – завязки .
Шапку в форме капора-сьму шьют из белой оленьей шкуры с опушкой из чёрного собачьего меха.
Зимнюю обувь шьют только из белых камусов и надевают на чулки из оленьей ко-жи или шкуры мехом внутрь. У женской обуви по бокам каждого сапога обя-зательны чёрные полосы и чёрный квадратик над пяткой .
Летнюю ровдужную обувь носят на босую ногу. В подошве есть отверстие, из которого вытекает попавшая внутрь вода.
Для маленьких детей шьют комбинезончики, по форме и крою напомина-ющие женские. В нижней задней его части делают отверстие . Одежду детей более старшего возраста шьют по типу взрослой, только к го-ловному убору пришивают «султанчик» из оленьего хвостика .
Мужская одежда
Мужчины вместо штанов носили короткие натазники-нингка. Внутренние, нательные, шили из ровдуги, наружные шили по той же схеме кроя, но из шкуры мехом внутрь. Они держались при помощи вздержки, плотно стяну-той под животом .
Поверх мехового натазника надевали кожаный пояс. К нему, кроме ножа в ножнах и других необходимых в быту мелких предметов, крепили меховые чулки и голенища обуви.
Двухслойная глухая малица с капюшоном и опушкой из белого собачьего меха – лу – универсальна. Нижняя, более длинная её часть мехом внутрь слу-жит нательной рубашкой, верхняя мехом наружу выполняет роль плаща или куртки .
При поездках, поверх лу надевают совик из зимней шкуры . Покрой его практически совпадает с покроем лу – глухой крой и наличие капюшона. Лу и совик надевают через голову. К капюшону совика иногда пришивали «султанчик». Летний совик, служащий плащом-дождевиком, шьют из шку-рок с подрезанной наполовину шерстью.
Мужскую одежду дополняет мешок – кукуль – из зимней шкуры, предохра-няющий ноги от мороза при дальних кочёвках на нартах.
Обувь, как для женщин, так и для мужчин кроят и шьют одинаково, только мужские бокари высокие . Над коленом мужских чулок пришивают кусочек меха, чтобы не застудить ноги при стрельбе «с колена». Подошвы, чтобы не скользили, делают из оленьих лбов или камусов.
Комментарии