Учеба  ->  Науки  | Автор: Ольга Конотоп | Добавлено: 2014-11-19

История возникновения геологии как науки

А ведь совсем недавно дело обстояло иначе. По имеющимся данным известно, что в древние века из недр Земли извлекалось всего 18 элементов, до начала XVIII в. – 25, в XVIII в. – 29, XIX в. – 47 и в XX в. – 54 элемента. Ныне человеком используются практически все химические элементы периодической системы Д. И. Менделеева. В настоящее время невозможно представить дальнейшее развитие современной техники без редких и рассеянных элементов – урана, бериллия, лития, тантала и т.д. Сверхмощные машины, атомная энергетика, космическая техника немыслимы без разнообразных видов минерального сырья. Горные минералы и породы необходимы практически для всех отраслей народного хозяйства.

Во всем том, чем мы теперь располагаем, заслуга представителей многих поколений людей, посвятивших себя изучению строения Земли и ее богатств, - естествоиспытателей, геологов, геологов- ученых и разведчиков недр.

Загадочная наука, которая объясняет происхождение нашей планеты и жизни на ней, изучающая полезные ископаемые, скрытые в недрах, зовется геологией.

С незапамятных времен человечество использует богатства недр. За несколько тысячелетий до нашей эры далекие предки знали и использовали медь, золото, олово, железо, цветные камни. Невольно возникают вопросы: Кто же первым познал тайну металла? Кто первым увидел, как горит в костре черная порода – уголь? Кто научился первым искать полезные руды, добывать их, обрабатывать? К сожалению, время не сохранило нам их имена. Где-то в глубине веков затерялись имена людей, совершивших подвиги и открытия во имя процветания и развития человечества. Первые робкие познания тайн природы, установленные часто случайно, интуитивно, превратились ныне в стройную систему знаний природы и размещения полезных ископаемых, их использования для нужд человека.

Геология – это целая наука, объясняющая происхождение нашей планеты и жизни на ней, изучающая полезные ископаемые, скрытые в недрах. А работа геологов, органически связанная с природой, с путешествиями, романтикой! Стоит ли говорить, как она влечет многих людей.

История геологии Западной Сибири уходит глубоко в прошлое. Первые, очень общие представления о ней высказаны были в 1786 году в книге Паласа «Путешествие по разным местам Российского государства», в 1840 году – в «Естественной истории Оренбургского края» Эверсмана, в 1871 году – в книге Миддендорфа «Бараба».

Из этих работ следовало, что под болотами, озерами, лесами, под почвами степи, тайги и тундры на очень небольшой глубине залегают скальные породы палеозоя и допалеозойского возраста.

Мартенс в 1864 году и Черский в 1872 году показали, что в разрезе Западно-Сибирской низменности, помимо четвертичных осадков, есть континентальные третичные отложения . В 1890 и 1896 годах Карпинским и Высоцким вблизи восточного склона Урала были открыты морские третичные отложения , подтвержденные в начале 20 века Краснопольским, Тандфэильевым, Драницыным, Борисяком, Эдельштейном.

Материал, собранный в конце 19 и начале 20 веков, был невелик, но уже он показывал, что крупнейшая низменность планеты является и крупнейшим седиментационным бассейном.

В середине XIXвека в России возникли идеи о гидротермальном образовании руд , об эпохах рудообразования и о металлогенических провинциях. Появился большой интерес к нерудным и горючим полезным ископаемым, а так же к изучению подземных вод и вечной мерзлоты.

Образование Геологического комитета было подготовлено всей предысторией и явилось выдающимся событием в России. Первым директором Геологического комитета был Г.П.Гельмерсен , затем В.Г. Ерофеев , А. П. Карпинский , Ф.Н.Чернышев и К.И.Богданович . В его составе работали такие выдающиеся геологи , как В.Н.Вебер, А.К. Мейстер , А. Н. Рябин, Н.Н. Яковлев, И.В.Мушкетов, Л.И.Лутугин, Ф.Б.Шмидт, Н.А.Соколов, П.В.Еремеев и другие.

В этот период единственным геологическим учреждении в Академии наук был Минералогический музей, директором которого являлся Ф.Б.Шмидт, а с 1900 года Ф.Н.Чернышев.

Никто не знает документов, которые объясняли бы причины появления в начале века заявок на разведку нефти в Западной Сибири, но факты такие были. Горный департамент установил для Тобольской губернии «подесятинную плату на 1903 год за разведки на нефть», а в 1911 году промышленное товарищество «Пономаренко и К» получило в Тобольске «дозволительное свидетельство» на разведку нефти в низовьях реки Конды. Очевидно, накопленных геологических данных было достаточно, чтобы предположить перспективность Западной Сибири в отношении нефтеносности.

Мы не знаем, как сложилась судьба товарищества «Пономоренко и К» на тридцати семи с половиной десятинах, но нефтяного Клондайка оно, по-видимому, не открыло. Хотя, возможно, сыновьям и внукам тех, кто кирками и лопатами долбил неподатливую сибирскую землю, довелось увидеть в шестидесятых годах, как начинался великий геологический поиск, а многим и участвовать в нем. В 1911г. Западная Сибирь была , по сути , «терра инкогнита».

После Октября, восстанавливая народное хозяйство, разрушенной мировой и гражданской войнами, Советское государство большое внимание начинает уделять развитию восточных районов страны. В конце 1932 года на Урало-Кузбасской сессии Академии наук СССР академик И.М. Губкин выдвинул идею разведки на нефть восточнее Урала.

Накопленные к концу 30-х годов материалы по геологии низменности, обнаружение В.Г. Васильевым и Н.П. Туаевым естественных выходов нефти, многочисленные письма жителей о признаках нефтеносности требовали расширения поисков нефти в Западной Сибири.

В 1939 году Наркомат топливной промышленности принимает решение «О расширении разведочных работ на нефть в Сибири». Главгеология организует большую геофизическую экспедицию, чтобы подготовить в Западной Сибири точки для глубокого бурения. В 1940 году создается Западно-Сибирский геологоразведочный трест .

Трудные условия , сложившиеся в годы Великой Отечественной войны, вызвали новый подъем геологических исследований на выявление необходимых для обороны страны полезных ископаемых. В короткий срок геологами были выявлены месторождения бокситов, меди, олова, вольфрама, молибдена, ртути и других полезных ископаемых.

Переход после войны к мирному труду ознаменовался новым подъемом геологических исследований с целью восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства.

В трудные послевоенные годы советские геологи проявляли подлинный героизм, работая в тяжелых полевых условиях.

В канун 1948 года министр геологии СССР И.И. Малышев утвердил решение технического совета министерства о направлении геологопоисковых работ на нефть и газ в восточных районах страны. В решении первоочередной задачей было определено бурение опорных скважин, прежде всего в районах Тюмени, Барабинска, Колпашево, Тавды, Тобольска, Тары и реки Васюган. В январе 1948 года была организована Тюменская нефтеразведочная экспедиция, и геология «прописалась» в Тюменской области на постоянное жительство. Вскоре на окраине Тюмени встала первая буровая вышка – символ наступления на громадные пространства Обь-Иртышья.

В ноябре 1952 года укрупнилась Тюменская геологоразведочная экспедиция и была переименована в трест «Тюменьнефтегеология». Он становится территориальным геологическим управлением с широкими правами и функциями. Наступление на недра Западной Сибири усиливается.

В 1952году геологические исследования охватили районы бассейнов рек Тюменской области, в том числе Пура, Ныды, Надыма, правобережья Обской губы и нижнего течения Таза.

Основной упор на исследования южных районов Западной Сибири привел к тому, что в 1953 году Министерство нефтяной промышленности решило прекратить поиски на севере нашей области. Но случилось нечто, о чем свидетельствует следующая телеграмма :

В апреле 1962года у поселка Тазовское был получен фонтан газа дебитом более миллиона кубометров в сутки.

В 1965- 1968 годах проводила исследование Тюменская комплексная экспедиция географического факультета МГУ. Исследования эти прошли по всей территории тогдашней Тюменской области, включая современные автономные округа. Пунктами сборов материалов на территории ЯНАО стали поселки Надым, Ныда, Тазовский, Находка, Тарко-Сале, Красноселькуп, Мужи. Кроме этого, материал собирался в точках северо- западнее Находки и в районе поселка Аксарка.

В 1966 году геологи обнаружили в Надымской тундре структуру с большой газоносностью. На следующий год был получен газ Ныдымского и Медвежьего месторождений, суммарные запасы которых оценивались 800-1000 миллиардов кубометров. Быстрыми темпами велись работы на Уренгойском месторождении.

1966 год стал переломным в экономической стратегии государства на территории Западносибирского Севера. В первой половине шестидесятых годов Тюменской области была включена руководством страны в Уральский экономический район. Теперь же ее «вернули» в Зпадно-Сибирский экономический район, в связи с планами создания крупнейшего хозяйственного комплекса. Окончательно определился экономический прфиль.

Многолетний и упорный труд тюменских раведчиков увенчался знаменательным открытием. Оно окрылило, заставило перейти от споров и дисскусий к действиям без оглядки на скептиков, к действиям, которые очень скоро привели к открытиям Мегионского и Усть-Балыкского нефтяных месторождений – событиям решающим, ибо они повлекли за собой открытия крупнейших нефтяных и газовых залежей в следующем десятилетии, а в конечном счете- предопределили бурное развитие нефтегазодобывающей промышленности в Тюменской области.

«Приветствуем на земле Сибирской!»- так приветствовали молодых специалистов, прибывших на Север. Большинство оказываются здесь впервые. Что они видят из окна самолета? Необозримую ширь Тюменской земли. Трасса полета в то время проходила через Тобольск – Уват – Самарово. Сразу за Тюменью, на Северо- восток, идут торфяные Тарманские болота, затем до реки Тавды – леса смешанные, сосновые боры, болота, озера. Все это чередуется, перемежается. Пашни и населенные пункты довольны часты. Между реками Тавдой и Кондой протянулись тайга и согра – болотный край с угнетенным лесом, кое- где прорезанные небольшими речками. На этом фоне вырисовывались белые пятна, в большинстве округлые, ровные, - озера. Триста километров на север ни одного населенного пункта!

Посадка в Тобольске, затем полет вдоль Иртыша. Сверху он казался светлой лентой, извивающейся среди темных полосок береговой растительности. От Увата – большого села, райного центра- Иртыш уходит вправо, и снова та же картина, что и до Тобольска. Дальше Самарово- крупный населенный пункт. Через гору- город Ханты-Мансийск, центр одноименного национального округа. Теперь Самарово включено в городскую черту. Дальше пересекаем Обь, а за Перегребным можно пересечь три Оби- Большую, Тоготскую и Малую. На тысячу километров лежит земля Тюменского края, земля, на которой предстояло работать молодым геологам.

Огромная роль в изучении и освоении Западной Сибири принадлежит науке. Постоянное влияние к развитию научных исследований, забота о росте научных кадров и внедрении достижений науки в производство – так же характерная черта этапа становления нового индустриального района.

В 1970 году в Тюмени работало 25 проектных и научно- исследовательских институтов. Среди них – крупные коллективы Западно- Сибирского научно- исследовательского и проектного института Гипротюменьнефтегаз и другие. Число специалистов высшей квалификации –докторов и кандитатов наук- достигло 500 человек. Дальнейшее развитие получила за истекшие пятилетие система подготовки кадров.

В год десятилетия со дня открытия нефти в Западной Сибири, 2 ноября 1970 года состоялся актив работников нефтяной, газовой промышленности и геологии. Собрание актива отметило, что уже 29 октября 1970 года добыт был двадцать пятый миллион тонн тюменской нефти. По существу, в течение пяти лет создан новый топливно- энергетический район СССР.

Один из самых больших районов Тюменской области- Пуровский, на территории которого я и проживаю.

В начале 50-х годов территория Пуровского района была покрыта мелкомасштабной геологической съемкой. Работы по планомерной съемке масштаба 1:1000000 были начаты только в 1952 году экспедицией № 7 ВСЕГЕИ и геологами НИИГА вплоть до 1954 года. К началу 60-х годов территория Пуровского района оставалась слабоизученной.

Подлинное возрождение Пуровского района началось с 60-х годов. Летом 1961 года один из отрядов Тазовской сейсморазведочной партии направился по Пуру в район Тарко-Сале. Он и положил начало всем геофизическим работам в Пуровском районе.

13 января 1965 года на берегу реки Пяко-Пур, буровая бригада, возгловляемая мастером Шестаковым Виктором Ивановичем начала бурить первую глубокую скважину в пуровском районе на Пурпейской площади №101. Этому событию предшествовало пятилетняя кропотливая работа геофизиков. Сейсмическая партия, возглавляемая Цибенко Владимиром Лаврентьевичем, проводя сейсмическое исследование, обнаружила положительный результат в районе скважины №101.

11 февраля 1965 года на глубине 695 метров Пурпейской площади был открыт газовый пласт. Пласт на столько мощный, что трудно даже было предположить. Газ не смогли удержать, он вырвался на поверхность, через некоторое время он воспламенился, а на месте буровой установки образовался кратер. Он поглотил буровой станок, оборудование машин, находящееся рядом. Подойти к скважине даже по ветру можно было лишь метров на семьдесят, не ближе. Примерно километров на 65, лед на реке растаял. На березах проклюнулись листочки.

Это был первый газовый фонтан в Пуровском районе. Скважина №101 стала первооткрывательницей Пуровского газа.

Открытие первого газового месторождения в районе явилось доказательством больших перспектив недр Пуровского района и послужило убедительным доводом для создания нефтеразведочной экспедиции.

29 марта 1965 года приказом по Государственного производственного геологическому комитету РСФСР был подписан приказ о создании Тарко-Салинской нефтегазоразведочной экспедиции. Начальником был назначен Токарев Владимир Дмитриевич.

В 1966 году на место фактории Уренгой была перебазирована из Нарыкар вторая в районе нефтегазоразведочная экспедиция. В этом же году в июне при бурении первой поисковой скважины №2 на Уренгойской структуре было открыто второе месторождение на Пуре- Уренгойское. Это было уникальное месторождение, превышающее запасы газа всех месторождений США.

В 1986 году началась в Пуровском районе промышленная добыча нефти на Губкинском месторождении.

Сейчас, когда тюменская тайга и тундра громко заговорили нефтяными и газовыми месторождениями, когда ученые перещеголяли производственников в оценке прогнозных запасов нефти и газа в недрах области, когда первая нефть – кровь земли Тюменской - поступила на Омский нефтеперерабатывающий завод, а газ – на индустриальный Урал, когда планирующие органы Союза делают ставку на большую долю тюменской нефти и газа в баллансе страны 1975-1980 годы , а некоторые говорят, что открытие в Тюмени крупнейшей нефтегазоносной провинции – открытие века, не только нужно, а необходимо установить причину несомненного успеха геологов в этом открытии.

Да, Тюменская земля богата нефтью и газом, теперь мы знаем, где и как их искать. Не случайно разведочные работы в Тюменской области значительно эффективнее, чем в других районах нашей страны, не случайно большинство месторождений нефти и газа открываются первыми поисковыми скважинами, заложенными на подготовленных геофизиками структурах. Этому предшествовали годы кропотливой, самоотверженной работы большого коллектива, и не только геологоразведчиков. Авиаторы обеспечивали нас самолетами, смело шли на внедрение в геологию большого качества вертолетов – без них не могла быть сделана большая часть работы. Речники доставляли растущее с каждым годом количество оборудования и материалов к местам работ. Лесники поставляли лес, пиломатериалы и стандартные дома, правда, не всегда хорошего качества. Работники торговли, народного образования и медицины также стойко рядом с разведчиками недр выдерживали трудности таежной жизни, скрашивали ее.

В любое дело нужно поверить. Без веры в то, что каждый маршрут геолога, каждый квадратный километр закрытой геофизикой площади, каждый метр скважины, пробуренный буровиком, принесут что-то новое, приведут к открытию, успеха не будет. Если разведчик недр не верит, что найдет, где ищет, то и искать в этом месте не будет, а будет там, где ему подскажут знания и опыт. Уверенность приходит к геологу в результате глубокого изучения геофизических материалов, анализа их, сопоставлений с другими районами и, в определенной мере, научного предвидения.

Из- за интенсивных поисково- разведочных, строительных, эксплуатационных работ по освоению полезных ископаемых процесс разрушения среды обитания намного ускорился. Природа не успевает самовостонавливаться, а системы экологической стабилизации не созданы.

Служба геологии в Пуровском районе существует и по сегодняшний день. Но отдельного объединения или структуры нет. За последнее десятилетие нефтегазовые предприятия переходят на вахтовый метод. Маленькие поселки и города закрываются. Хотелось бы надеяться, что жизнь больших северных городов будет долгой и счастливой. Будущее нефтяных и газовых городов зависит от обеспечивания ресурсами – запасами нефти и газа. Газ еще будут добывать не менее двухсот лет, а нефть – не менее ста.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)