Как сшить традиционный наряд народа Саха
Одежды изготавливались из натуральных материалов , лишь в редких случаях использовались мануфактурные хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные ткани, обменянные на скот.
Мастерицы стараются не показывать линию шва в изделиях: закрывают металлическими бляшками, несколькими рядами прямой бисерной отделки, вышивкой нитками и подшейными волосом оленя или пропускают кант между швами – «кыбытыы».
С точки зрения верований народа это можно объяснить тем, что сама одежда является для человека защитой от влияний и воздействий, злых духов, которые могут проникнуть сквозь некачественно прошитые линии шва в душу человека и «поранить» его. А с технологической точки эти приемы являются показателями качественной отделки – ведь раньше одежда шилась на века, передавалась от поколения к поколению, как семейная драгоценность, по наследству.
Ручная вышивка использовалась для отделки предметов культового назначения, истоки его восходят к далекой эпохе, когда вышитые изображения связывались. Прежде всего, с заклинательной магией и имели значение своего рода «оберега». Охранителя от злых духов. С течением времени их магическое значение уступило эстетическому: старые языческие символы в настоящее время воспринимаются как красивое узорочье. Однако само понятие красивое, украшенное становилось равнозначным доброму, благожелательному, оберегающему.
Особенности украшения изделий Якуты – творцы великолепных вышивок и аппликаций из сукна, ровдуги, меха, создатели красивых и сложных по составу изделий. Яркими узорами украшались шубы, платья, торбаса, рукавицы, шапки, кошельки, сумки.
Часто для украшения одежды использовали мех белки, горностая, бобра, выдры, соболя, рыси, тарбагана, волка и лисы. Наряду с мехом украшали бисерными полосами, нашивками из прорезной кожи, с вырезами в виде лепестков, кружков, полукружий, овалов или ромбиков, а также использовали вышивку из цветной нити.
Мочевой пузырь и его характеристика
Мочевой пузырь поддается крашению и декору. Работать с таким материалом легко, он мягок, но есть, конечно, минусы. Встречаются различные изъяны в коже, следы ран и другое, но их можно устранить, ведь кожа – это сама природа. Также минусом является и нехватка материала. Ведь большинство людей не знают, что из материала мочевого пузыря можно сделать многое, и при убое животных выбрасывают как отходы.
Очень затрудняло работу то, что о мочевом пузыре нигде в литературе не описано. Поэтому я обращалась за помощью пожилым людям и руководителю проекта. У них узнали о хранении и обработке материала мочевого пузыря. Данный материал, хранится в проветриваемом помещении 1-18ºС. При хранении в теплом месте мочевой пузырь трескается.
В конце хотелось бы отметить, что значение и изучение художественного традиционного искусства своей нации очень актуально в связи с интересом народа к своим истокам. Традиции шитья и декора природного материала – это концентрированное воображение многовекового культурного и эстетичного опыта народа.
Традиционные швы шитья и вышивки народа Саха
Традиционные швы для шитья:
- шов « через край» -мииннэри тигии ;
- двойной шов « через край взад-вперед» -тоттору – тары мииннэри тигии ;
- простой обметочный и прошивной шов – сирийии сиик ;
- половинный шов – хайа анньыы ;
- строчевой шов – хачайдыы анньыы ;
- подрубочный шов – хабайа анньыы или хабайыы сиик.
Декоративные швы:
В якутской вышивке наиболее часто встречается декоративный шов – «уктаалыы анньыы» -тамбурный или петельный. Этот шов самостоятельно почти не применяется, применяется в качестве окантовки с двух сторон узора, вышитой «таналайдыы анньыы». В зависимости от толщины ниток имеет две разновидности: первый – более утонченный и удлиненный формы, а второй вышивается толстой нитью и форма получается округленной.
Самым распространенным видом якутской вышивки является шов типа «козлик-елочка» -«таналайдыы анньыы» – самый древний, характерный вид традиционной якутской вышивки, который имеет и несколько другие варианты – «атаралыы» или «ура4алыы».
Накладной шов из подшейного волоса оленя «синньэлии анньыы» -тип якутской вышивки, заимствованный у северных народов. Такой вышивкой выводились довольно сложные мотивы в старинной ровдужной одежде, но встречается она очень редко.
Контроль качества
Готовое изделие отвечает следующим требованиям:
- Эскиз соответствует изготовленному изделию.
- Цвет нитей изделия совпадает с цветом нитей на схеме.
- Вышивка выполнена аккуратно, на внешней стороне нет ошибок
- Изделие чистое, проглаженное с изнаночной стороны утюгом.
- С изнаночной стороны нет узелков, нити заправлены в соответствии с цветом.
Правила безопасности во время работы
- Во время работы ножницы должны лежать справа на столе с сомкнутыми лезвиями, кольцами к работающему.
- Брать и передавать ножницы нужно сомкнутыми лезвиями к себе, кольцами вперёд.
- Иглы, булавки, ножницы, наперсток хранят в специальной шкатулке с крышкой.
- Если игла не нужна, её следует вколоть в подушечку.
- Нельзя пользоваться ржавой, гнутой иглой.
- В процессе работы необходимо пользоваться наперстком.
Санитарно-гигиенические требования
Перед началом работы необходимо вымыть руки.
1. Источник света должен находиться слева.
2. Каждые 1 – 1,5 ч глазам необходим 30 мин. Перерыв и расслабление
3. Для сохранения здоровья во время работы полезно делать разминку для рук и спины
4. Нельзя перекусывать нить зубами; от этого портится эмаль зубов, кроме того, можно поранить губы и язык.
Организация рабочего места:
- рабочее место должно быть хорошо освещено естественным или искусственными светом;
- необходимо проследить за тем, чтобы волосы были убраны под косынку;
- сидеть надо на всей плоскости стула, слегка наклонив корпус вперед;
- расстояние от глаз до изделия должно быть 30-40 см;
- нужно следить за чистотой рабочего места;
- на рабочем месте справа кладут ножницы, иголки и булавки, слева – нитки;
- после окончания работы рабочее место нужно привести в порядок.
Комментарии