20-е годы
20–е годы - эра женщин с андрогинными телами 15-летних мальчиков. Почти обязательная для того времени длинная нитка жемчуга (длина доходила до 2 метров) должна была лежать на груди абсолютно плоско, даже намек на грудь считался предосудительным. Благодаря активным занятиям спортом, массажу, диетам женщины могли обрести новое тело — с узкими бедрами и совершенно плоской грудью. Те, кто не обладал требуемыми данными, наглухо перебинтовывали грудь, чтобы она не угадывалась под одеждой. Все было чересчур - и загар до темна (даже купались в ваннах с раствором йода, чтобы стать красновато-коричневыми)- жемчуга на темной коже смотрелись шикарно.
Макияж того времени «компенсировал» недостаток женственности (темные тени, черная подводка, темно-красная помада – любую женщину превращали в роковую красотку). Появились цветные лаки для ногтей, эффектно сочетавшиеся с сигареткой в длинном мундштуке. Открытые ноги, обнаженная спина и руки стали почти обязательными для истинной модницы. Дамы массово коротко постриглись (мы думаем в целях профилактики тифа). Стрижка «карэ», впервые выполненная Полой Негри и продемонстрированная с экранов немого кино, стала олицетворением гармонии внутреннего и внешнего состояния времени.
Женщины стали водить автомобиль, курить в обществе, ходить в театры и рестораны без обязательного прежде спутника – мужчины; носили одежду в мужском стиле: смокинги, брючные костюмы, сорочки и галстуки, шляпы и кашне, закрытые туфли типа мужских полуботинок. Экономический рост, развитие промышленности - все формировало стиль «золотых двадцатых». «Потерянное поколение», пережившее войну, спешило наверстать упущенное в бесконечных развлечениях.
Были популярны драпировки и длинные шарфы, прямые юбки, часто имевшие плиссированные складки, пояс подчеркивал бедра. Юбки стремительно поднимались и к 1925 году были самыми короткими – выше колена. Именно этот образ у нас ассоциируется с 20-ми годами по фильмам, хотя на деле эта мода была скоротечна – около трех лет. Юбки были так коротки, что подвязки были видны практически официально. Естественно, это требовало чулок совершенно нового типа. Старые шерстяные черные уже не годились, в СССР в моде были телесные, а на Западе можно было заказать рисунок чулок - узор из кроссвордов и т.д. вплоть до фото жениха. Шелковые были многим не по карману, для чулок начали активно использовать искусственные волокна.
Короткие блестящие платья с летящими «хвостами» смотрелись ослепительно, украшавшая их бахрома подчеркивала пластику и «рваный» ритм новых танцев. Иногда чехол из прозрачной ткани надевался поверх плотной ультракороткой для того времени юбки. Основной силуэт тех лет – труба, с бретельками или без рукавов, с низким декольте спереди и сзади. Декольте на спине зачастую достигало талии. Популярны были банты на бедрах и неровный подол. В моде бисерная вышивка сверху донизу, бахрома.
В 1926-м появилось маленькое черное платье – самая знаменитая модель ХХ века. Оно сразу стало символом истинной стильности и элегантности, не подвластной времени и идущей всем без исключения женщинам. Достаточно было одной детали, чтобы преобразить такое платье в деловой или вечерний наряд. Габриель Шанель, ее стрижка, духи, ее платья и бижутерия стали практически символами 20-х годов.
30-е годы
30-е годы (годы «великой депрессии» в Европе и индустриального строительства в СССР, годы подготовки к войне и политических репрессий) породили и более сдержанную моду. Мода тридцатых была более практичной, сдержанной и рациональной.
Журналов 30-х годов сохранилось крайне мало (в основном в семьях сохранились материалы 60-х, 70-х годов), учебной литературы по моде XX века пока еще практически нет. Пришлось идти исследовательским путем, что оказалось достаточно увлекательным. В семейных архивах родственников и знакомых сохранились фотографии 30-х годов, где видна строгая простота одежды тех лет и образы женщин-тружениц. Такова была их главная социальна роль: женщина-мать и женщина-труженица. Также материалы о моде 30-х годов добывались по кино- и документальным фильмам тридцатых годов, которые демонстрировались по телевидению. ( Например, просмотр спектакля по телевидению «Три товарища» позволил обратить внимание на костюмы тридцатых годов). Наблюдения и анализ костюмов героев отражались в соответствующих эскизах, делались выводы.
Использовались литературные источники: И.Ильф, Е.Петров «Директивный бантик» (фельетон о массовом производстве одежды), поэма «Реквием» А.Ахматовой (для понимания исторического контекста эпохи), главы из мемуаров Е.Гинсбург «Крутой маршрут» (о так называемых «ежовских костюмчиках» женщин-заключенных, подавляющих человеческое достоинство), роман Э.М.Ремарка «Три товарища».
В итоге основной силуэт 30-х можно вкратце охарактеризовать как высокий и стройный, с небольшим высоким бюстом, рукавчиками-фонариками и отложными воротничками, юбкой из тонкой ткани, плотно сидящей на бедрах и прямо стекающей ниже коленей. Для такого эффекта юбки кроились по косой, что позволяло подчеркнуть красоту тела, не обнажая его. Популярны были геометрические рисунки ткани - клетки и полоски, которые подчеркивали линии кроя по косой. Был очень моден белый цвет. В СССР вся женская одежда шилась из ситца (другой ткани просто не было), мало того, все рисунки на тему цветов и прочих русских мотивов были принудительно заменены на индустриальные – с изображениями тракторов, сеялок, заводов и т.д. Несмотря на это, очень были популярны платья в горошек, а также в мелкий цветочек на темном фоне.
30-е годы – это суровое время без особой роскоши в одежде, исключение – мода на дорогие меха. В моде различные меховые аксессуары – такие как горжетки и муфты, причем в качестве меха зачастую использовался (и рекламировался в советских модных журналах) мех кошки, крота или суслика, ибо модными хотели быть все, а денег не было ни у кого. К концу десятилетия появляются элементы военной формы в женской одежде.
40-е годы
Мода сороковых — это силуэт военного времени с широкими плечами, отражает образ «женщин руин», условия ограниченных ресурсов во время войны. Нехватка мужчин и активная трудовая деятельность стимулировали женщин укорачивать юбки. Обязательный головной убор – платок, который скрывал отсутствие прически: не хватало мыла, и регулярное посещение парикмахерской для многих женщин было несбыточной мечтой. Дополняют костюм туфли на танкетке и белые носочки. Такой образ женщин мы наблюдали во всех кинофильмах, посвященных Великой отечественной войне. Вторая мировая война диктует образ чувственной, трогательной женщины. Основным критерием красоты того времени стали глаза. Во взгляде появились особая выразительность, искренность и сострадание. Волосы, зачесанные назад и спадающие легким каскадом на плечи, придавали лицу особую открытость и целеустремленность.
Нехватка самого необходимого привела к тому, что все перешивали старую одежду: мужские костюмы и рубашки, наволочки и одеяла переделывали на женские блузки и костюмы, детские платья и пальто; из занавесок мастерили нарядные и свадебные платья. В моду вошли комбинированные модели, когда из нескольких старых платьев делали одно новое. В моделях военного времени появилось множество конструктивных деталей – кокетки и вставные клинья, которые делали почти всегда из другой ткани. Недостаток фурнитуры привел к моде на самодельные обтяжные пуговицы и пряжки для пояса– в этом случае можно было их подобрать только по размерам из старых запасов. Хуже всего обстояли дела с детской одеждой и обувью, которые во время войны практически не выпускались. Не хватало кожи (ее всю, без остатка, использовали на военные нужды), поэтому распространилась самодельная обувь на платформе из дерева и пробки с верхом, сшитым из ткани или связанным из ниток. Модницы военного времени носили самодельные сумки и шляпы, украшения из бумаги, дерева, ткани и т.п. Особенно модны были украшения в виде цветов на укороченных жакетах.
Именно во время войны появились, чтобы навсегда остаться в женской моде, сумки на ремне через плечо, прототипами которых были военная планшетка и сумка для противогаза. Такие сумки были гораздо удобнее прежних дамских сумочек, так как оставляли свободными руки.
« Самым дефицитным предметом женского туалета во время войны были чулки, особенно тонкие чулки из шелка и нейлона (появившегося в 1939 г.). Шелк, нейлон и шерсть были стратегическими материалами, так как из них делали парашюты, поэтому в гражданских целях их использование было запрещено или ограничено. Нижнее белье или нарядные платья иногда шили из старого парашютного шелка; особенным шиком считалось белье, сшитое из парашюта сбитого вражеского летчика. Чулки же имитировали с помощью карандаша, которым рисовали сзади «шов».
Женщины, для которых всегда было важно выглядеть хорошо, а в условиях дефицита мужчин в военное время – особенно, делали косметику самостоятельно: помаду и румяна — из свеклы, тушь для ресниц и бровей — из сапожной ваксы» - вспоминают наши прабабушки.
50-е годы
Принято считать, что стиль 1950-х был самым изящным и очаровательным за всю историю ХХ века. Мода помогала женщине сформировать или подчеркнуть идеальную фигуру, кроме того, в то время был актуальным яркий, тщательный макияж, который наносили уже с утра. Все это естественно – после войн, во время дефицита внимания мужчин, женщины всегда радостно приветствуют все ухищрения, позволяющие подать себя в выгодном свете.
Даже в СССР, где образ жизни существенно отличался от западных стандартов, в 1950-е гг. было принято минимум раз в неделю делать завивку и укладку в парикмахерской.
Новый силуэт песочных часов противопоставлялся четкому прямому с расширенными плечами силуэту военного времени. Он предъявлял определенные требования к фигуре, которым нужно было соответствовать: тонкая талия, покатые плечи, пышный бюст в сочетании с округлыми, женственными бедрами. Тело до требуемого стандарта буквально «лепили» из того, что было, - подкладывали вату в бюстгальтеры, утягивали талию. Эталоном красоты и стиля считались безумно популярные в те времена актрисы: Любовь Орлова, Клара Лучко, Элизабет Тэйлор, Мэрилин Монро, Софи Лорен, Грейс Келли. Среди молодежи таким эталоном - на десятилетие стали Бриджит Бардо и – в СССР после «Карнавальной ночи» - Людмила Гурченко.
Здоровые волосы, эффектные прически стали эталоном красоты и неотъемлемой частью женщины пятидесятых.
У мужчин в моду вошли очень узкие брюки – дудочки, которые одевались «с мылом», и нейлоновые рубашки. Необходимым мужским аксессуаром по-прежнему оставалась шляпа.
60-е годы
Политический кризис 60-х, сменившийся стремительным развитием науки и техники, создал новый тип деловой, практичной и рациональной женщины. В моду вошла утонченная элегантность, характеризующая женщину-политика, ученого, бизнесмена. Большое влияние на формирование стиля шестидесятых оказали первая леди Америки Жаклин Кеннеди и кинозвезда Одри Хепберн. Черное маленькое платье и нитка жемчуга в сочетании с аккуратно уложенной прической стали символом этого времени.
Мода 60-х годов – это геометрия, это стрелки, это объемная прическа. В моде вновь блондинки. 60-е годы – это также мини-мода с широким использованием клетки различного колора и масштаба, твида. Популярно платье с высоким воротником-стойкой, юбкой годе, рукавами три четверти и широкими поясами.
70-е годы
Мода 70-х: на первом месте - радость жизни. Все оделись в брюки клеш. Микромини и очень короткие облегающие шорты были в диковинку и возбуждали всеобщее внимание. Кроме того, большой популярностью пользовались непринужденные полукомбинезоны и лоскутные юбки до пола. В моде царила полная свобода, и смешение стилей только приветствовалось. Мода 70-х была довольна сексапильной: мини-юбка превратилась в супермини. Дизайнеры укоротили ее до такой степени, что у некоторых модниц при каждом шаге выглядывали трусики. “Можно все!” — таков был девиз 70-х годов. Носить в качестве повседневной одежды теннисные юбочки в комплекте со столь же спортивными блузками.
Наряду с натуральными материалами все большее распространение стали получать химические волокна. Они делали одежду более простой в уходе и придавали ей модный блеск. Одноцветные ткани играли в то время второстепенную роль, главная же отводилась ярким материалам с броскими рисунками — цветочными, клетчатыми, полосатыми и фантазийными, часто совершенно новом исполнении.
Длинные волосы перестали быть только женским атрибутом. Аккуратно уложенную прическу сменила копна выгоревших на солнце волос.
80-е годы
80-е годы представлены платьем с характерным рукавом «летучая мышь». Объемный свободный верх соединяется с узким облегающим низом, как у героини советского фильма «Маленькая Вера» — кофта «летучая мышь» и мини-юбка представляют образ героини женственным и мужественным одновременно. Такой эффект создают контрастные объемы одежды.
Это было последнее десятилетие женственной моды уходящего века, когда разнообразие силуэтов и длин, контрастность стилей, многообразие цветовой гаммы давало возможность каждому создать индивидуальный стиль одежды. Социальная стабильность отразилась в женском образе 80-х. Платья 80-х были очень нарядные, с налетом романтизма, оно одновременно может быть как вечерним (в этом случае оно украшено цветком), так и деловым. Просматривается функциональность костюма.
80-е годы – период политических игр и поиска компромиссов – продиктовали новый облик времени. Экстравагантный стиль «панк» бросил вызов обществу. Средством самовыражения панков стала прическа «ирокез» на бритой голове, и идеального «гребня» могли достичь только обладатели роскошных шевелюр. Для ухода за волосами панки не жалели ни средств, ни времени.
90-е годы
Модниц 90-х отличали короткие волосы, крашенные в розовый, голубой, зеленый и другие яркие цвета. Они носили джинсы ядовитых цветов (ярко-зеленые, желтые, голубые, оранжевые), разноцветные ботинки, небольшие рюкзачки. Одежда люминесцентной окраски в основном была сделана из искусственных материалов: пластика, винила. Можно сказать, что главное ее характеристика - мерцание и сияние. Такое впечатление, что дизайнеры перенесли на майки и футболки галлюцинации и видения, возникающие под воздействием наркотика, света и звука. Все это вновь возвращается в гардеробы настоящих модников.
Показы одежды и причесок приобрели масштабы театральных постановок под девизом «Трансформация стиля и образа не имеет границ. Модно все!». Внешний облик, характеризующий определенное время, сделал модницу стильной, эффектной. Она стала обладательницей безупречного вкуса. Наши мамы и знакомые являются свидетелями подражания в моде и стиле Линде Эвенжелиста, Клаудии Шиффер, Наоми Кэмпбелл.
Кто же она гроза 90-х? Это высокая девушка, с короткой стрижкой, а возможно и без нее, или она свои волосы превратила в подобие мочалки: африканские косички или дреды. Наша красавица худа до безобразия, аж кости выпирают: впалые щечки, маленький бюст, тоненькие ручки. В моде минимализм. Какую одежду предпочитает девушка 90-х? Не трудно догадаться, что это джинсы, которые на два размера больше ее собственного, большой свитер или балахон. На изящные ножки она наденет огромные солдатские ботинки. Мятые футболки, свитера со швами наружу – очень привлекают молодую особу. В ее гардеробе можно встретить кожаные штаны, и даже кожаную майку, она предпочитает косметику темных тонов, например, черную помаду. Украшения нашей героине больше всего нравятся кожаные, деревянные, из любого «помойного» материала, только не драгоценного. Девушка не боится прокалывать пупок или, скажем, нос, а может и татуировку набить. Смелость – девиз нашей минималистки. В моде джинса, юбки из рогожки, обувь на огромной платформе. Духи из огорода, запахи всех культур, от дыни до петрушки, хорошо чеснока и хрена не было, заполонили городские улицы. Так описывают моду 90-х наши мамы и знакомые.
Комментарии