Национальная одежда народов Саха
На просторах Республики Саха среди более чем ста национальностей живут коренные народы – якуты, эвенки, эвены, юкагиры и чукчи. Культура каждого из них складывалась веками. Отражение мировоззрения, эстетики и характера народа можно найти в его костюме. Костюм якутов ХVIII – нач. ХIХ в. – многопредметная одежда северных тюркоязычных скотоводов с языческим верованием. Основным материалом для одежды служила шкура домашнего скота и лесного зверя. Как правило, одежда богато украшалась, причем знание декора было очень важным: он имел культовое значение и «оберегал» носящего. У якутов существовало представление о вертикальном строении трех миров, нашедшее отражение и в одежде. Верхний мир – мир небожителей – олицетворяли через круглые бисерные розетки или металлический круг «солнце»: их можно найти на головных уборах и нагрудных украшениях. Средний мир – мир людей – через лирообразный орнамент обозначался в силуэте и декоре плечевых изделий, металлических украшений и рукавиц. И, наконец, нижний мир – мир злых духов – передавали через вышивку обуви на тему «древо жизни», корнями уходящее в землю, возможно, отражая зависимость жизни на земле от нижнего мира. Благородный бежево – охристый колер, характерный для костюма якутов, создавался природными красителями или натуральными цветами меха, кожи и замши, из которых шили одежду, оживлялся медными украшениями и перфорированной отделкой из материалов различной фактуры, разноцветной вышивкой растительных орнаментов. В узорах, конструкциях и украшениях костюма якутов находим много общего с таковыми тюрко – и монголоязычных народов Сибири и Средней Азии. Принятие православной веры и развитие торговли в конце ХIХ – нач. ХХ в. привели к влиянию русской культуры на якутскую. Так, широко применялись ткани. Появились новые виды одежды: пальто с буфами, платья «холодай» с «файборой» , кушаки, фабричная обувь, бижутерия. Новое дыхание получило развитие ювелирного искусства. Серебряные украшения стали доминировать. Но, несмотря на изменения, костюм якутов по своему художественному образу все же оставался созвучным костюму своих предков – тюрко – и монголоязычных скотоводов Азии. Традиционная одежда является частью этнической материальной культуры якутов и незримыми нитями тесно связана с их образом жизни, окружающей средой и религиозными воззрениями. Вся жизнь якута находилась в прямой связи с окружающей природой, хозяйственным освоением территории.
Появление в традиционно – обрядовых видах одежды различных знаков и символов, имеющих магико – охранную функцию, объясняется прежде всего древними мифологическими представлениями народа. Среди прочих видов обрядовой одежды по разнообразию кроя и сложности декора, имеющего закодированные знаки и символы, выделяется комплекс свадебной одежды. Нарядная одежда была обязательной частью приданого для невесты и состояла из нескольких зимних и летних комплектов. При шитье свадебной одежды невесты мастерицы уделяли внимание своеобразным видам декоративных отделок, являвшихся символическими знаками. Во – первых, это знак поклонения женщине как продолжательнице рода. Во – вторых, своеобразие украшений свадебной одежды подчеркивало женскую красоту. В – третьих украшения свадебной одежды символизировали богатство, были знаками социального статуса. В – четвертых, богатые украшения одежды служили защитой от злых духов – демонов и имели сакральное символико – знаковое содержание. Одежда якутской невесты по количеству составляющих ее элементов и деталей была более разнообразна по сравнению с одеждой жениха. Архаическое мировосприятие и мироощущение народа отражены в свадебных шубах – таңалай и в более поздней бууктаах сон. Самой нарядной из них является шуба таңалай, которая имеет свои особенности изготовления и декорировки. Женские праздничные платья шили из дорогих тканей: атласа, китайского шелка типа шанжок или канфы, повседневные – из ситца, сатина, дабы и нанки В свадебной одежде преобладал белый цвет. Сверху праздничного платья женщины надевали жакет кэсиэччик с подкладом. В свадебной одежде главную роль играл богато украшенный головной убор – бэргэһэ. Особое место в свадебном наряде невесты отводилось натазникам невесты со своеобразными украшениями кыабака симэ5э, сыалдьа симэ5э. Натазники имели форму шортов. Обязательным дополнением к зимней свадебной одежде были рукавицы. Обрядово – праздничная обувь отличалась тем, что надподошвенная часть была скроена из двух полос без союзок. Неотъемлемой частью свадебного наряда являлись традиционные металлические украшения. Богато оформленные ювелирные украшения из серебра и меди считались особой частью костюма девушки, за которую сватались, так как они показывали социальный статус и материальный достаток родителей невесты и определяли социально – экономические основы будущего семейного союза. Важной частью свадебных украшений наряда невесты являются металлические набедренные украшения и комплект нагрудных и наспинных украшений – илин – кэлин кэбиһэр, которые надевались поверх шубы бууктаах сон. К набедренным украшениям и к привескам на поясе якутские женщины подвешивали свои личные предметы первой необходимости: игольницу, личный календарь, ухочистку, занозницу, талисманы и др. Все они были из серебра. Считалось, что такие украшения и талисманы оберегали владельца. Обязательным элементом украшений свадебного наряда был нарядный серебряный пояс, так как кроме бытового назначения он знаменовал социальный статус невесты и жениха, был показателем достатка. В целом старинный свадебный костюм, насыщенный элементами языческой символики, связанной с идеей плодородия и благополучия, в ритуальной и повседневной жизни имел сакральное значение.
Вышивание бисером относится к женским ремеслам. Якуты, как и другие обитатели Северной Сибири, нашивают бисер на материал крепкими привозными нитками. Бисер нашивается очень плотно, образуя сплошные полосы, поэтому почти невозможно определить, каким образом каждая отдельная бисеринка прикреплена к материалу. Якуты умеют красиво варьировать в узоре бисеринки разной величины. При работе с сукном и мягкой кожей бисер нашивается непосредственно на них, что невозможно сделать при украшении более плотных материалов. В последнем случае бисер предварительно нашивается на полосы мягкого материала, например замши. Затем эти полосы закрепляются на вещи. Используется бисер диаметром не меньше 1 мм. Вместо бисера для украшения могут пришиваться длинными рядами серебряные пластинки прямоугольной или треугольной формы, с орнаментом или без него. Эти пластинки на согнутых под прямым углом к верхней поверхности краях имеют четыре отверстия, через которые они прикрепляются к материалу. Прямоугольные пластинки, выполненные в технике полурельефа, пришиваются одним или двумя большими стежками в промежутках между узорами. Наиболее простые квадратные пластинки без кромок и орнамента пришиваются крестообразным стежком. Изготовлением пластинок занимаются золотых и серебряных дел мастера. Бисером чаще всего расшиваются меховые женские штаны, меховые сапоги до колен и высокие меховые шапки с навершием – чопчуром. Кроме того, пластинки обрамляют чепраки, украшают сумки для хранения мелких вещей и доходящие до пят женские кафтаны – меховые или из черного сукна с меховой отделкой . Материалом для цветной вышивки служат обычно несильно скрученные шелковые нитки. Якуты используют три вида швов – стебельчатый, который при правильном исполнении выглядит как одна лежащая на материи скрученная нитка; муслинный, или янинский стежок – очень плотная вышивка; и гладь. Стебельчатый шов служит прежде всего для окантовки узора, выполненного муслинным стежком, часто для этого используются нитки другого цвета. Если узор выполнен муслинным стежком, якутка часто чередует цвета внутри мотива, всегда в определенной последовательности. Цвета узора, выполненного таким образом, гармонично сочетаются друг с другом и не создают ощущения назойливости, несмотря на пестроту. Для третьего вида цветной вышивки – глади – используются серебряные нитки. Чтобы вышивка выглядела объемной, узор вырезается из картона и обшивается нитками. Цветная вышивка наносится лишь на определенные предметы, а именно на большие сумки, чепраки для лошадей и женскую одежду. Из женской одежды цветная вышивка используется на меховых шапках с навершием – чопчууром и меховых рукавицах.
Традиции шитья и украшения одежды имеют свои особенности. Особым художественно – образным началом наделялась нарядная, выходная и праздничная, по своему основному статусу, обрядовая одежда, в оформлении которой строго придерживались определенного фасона и приемов декоративного оформления и отделки. Бытовая одежда утилитарного назначения при аналогичности покроя с праздничной отличалась более скромным декором или его отсутствием. Одежда отражает мировоззрение, мировосприятие, верование, критерии народной эстетики и художественного вкуса народа саха.
Комментарии