Телевидение, как общественный институт, в силу своих особенностей - каждодневности, доступности, существования в зоне психологической близости зрителей, является одним из самых значительных видов опосредованного общения и становится важным фактором, влияющим на развитие личности с самого раннего детства. Телевидение не только заметно повлияло на семейные традиции и существенным образом изменило характер и структуру свободного времени людей, оно стало важнейшим источником получения знания, непременным атрибутом жизни любой семьи. Одновременно телевидение поставило тысячи вопросов перед зрителями, психологами, врачами, философами, социологами и педагогами.
Одной из самых актуальных проблем в изучении телекоммуникации является проблема оценки и измерения психологических аспектов телевизионного воздействия на человека. Телевидение обладает мощным потенциалом формирования общественного мнения, умонастроения людей, которое в свою очередь, выступает как важный фактор регуляции социального поведения.
Многочисленные социологические исследования показывают всевозрастающую роль СМИ, в особенности телевидения, в жизни общества и каждого отдельного человека. Его значение в жизни ребенка не меньше, а может быть, даже и больше, чем в жизни взрослого человека. Телевидение для современного школьника стало важнейшим источником информации о мире, в котором он живет, что подтверждается разными авторами.
При анализе социально-психологических исследований аудитории, специального внимания заслуживает проблема показа на телеэкране сцен насилия и их воздействия в первую очередь на детскую аудиторию. Эта проблема особенно остро стоит как в западных странах (прежде всего в США), так и в нашей стране. В обиход западной научной литературы даже вошел специальный термин «телевизионное насилие». Этот термин, как правило, объединяет в себе все демонстрации нанесения какого-либо повреждения или ущерба персонажам телевизионных программ.
Не вызывает сомнения то сильное влияние, которое телевидение оказывает на молодое поколение. Нельзя сказать, чтобы современное российское общество совершенно игнорировало влияние телевидения на подрастающее поколение. Приходится, однако, констатировать, что в обсуждении феномена «телевизор в жизни детей и подростков» преобладают эмоциональные, либо политизированные суждения, далекие от сколько-нибудь содержательного анализа этого сложного явления. Это перекладывает проблему систематического и последовательного исследования воздействия телевидения на подрастающее поколение. На поколение, которое с 3 – 4 лет начинает систематически и в значительных количествах пополнять свой духовный багаж «телевизионной продукцией».
Мы решили провести исследование всевозрастающей роли телевидения на жизнь современного школьника, так как телевидение стало для него важнейшим источником информации об окружающем мире.
В течение двух последних десятилетий произошло резкое усиление агрессивности современной телевизионной продукции, увеличение количества сцен насилия, предъявляемых многократно в течение длительного времени, что ставит перед нами задачу изучения влияния телевидения на формирование духовного облика молодежи, ее социального поведения. Рост агрессивных и преступных тенденций в подростковой среде – печальная примета времени, отражающая одну из острейших социальных проблем, болевых точек современности. За два последних десятилетия молодежная преступность возросла в полтора, а подростковая – почти в 2 раза.
Обращает на себя внимание и тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих тяжкие телесные повреждения. Юристов, социологов, психологов, педагогов не могут не беспокоить участившиеся случаи групповых мальчишеских драк, ставших чересчур ожесточенными. В этих условиях ни у кого не вызывает сомнения актуальность проблемы анализа агрессивного поведения детей и подростков.
В настоящее время передачи, содержат сцены насилия, составляют основу многих программ телевидения. Существует обширная зарубежная, в первую очередь, американская литература о воздействии сцен жестокости и насилия в кино-, теле- и видеофильмах на аудиторию. Многочисленные исследования подтверждают, что показ телевизионного насилия является питательной средой для преступности, что продолжительное пребывание детей в атмосфере телевизионного насилия учит их воспринимать агрессию, как нормальный образ жизни.
По мнению почти 90% французов и таково же примерно числа немцев, бельгийцев, итальянцев все беды с детьми происходят по вине голубого экрана, программа которого перенасыщена сценами насилия. По подсчетам Европейского общества защиты детей в фильмах и передачах по всем европейским каналам ежечасно показывают не менее 20 убийств и кровавых злодеяний!
Наше российское телевидение несколько уступает европейскому по части демонстрации насилия юным зрителям. В 1999 году центром социологии образования РАО было проведено пилотажное исследование, направленное на анализ трансляций сцен насилия, эротики по 3 каналам российского телевидения: ОРТ, НТВ, ТВ-Центр. Общий объем экспертных телепросмотров по специально разработанной процедуре составил 119 часов. В результате анализа были выделены 486 сцен насилия и эротики, которые подвернулись контент-анализу. Разработанная схема учитывала: частоту появления сцен насилия и эротики на соответствующем телеканале; время трансляции, жанр сообщения; виды агрессии и эротические действия; направленность агрессии и целый ряд других аспектов. Безусловным лидером, транслирующим сцены насилия и эротики являются художественные фильмы (57% трансляций). На втором месте реклама (23%). На третьем – хроника (20%).
В результате выявлено, что наиболее распространенным на телеканале видом агрессии является убийство – 26%. Эротические сцены составляют – 14,2%, а непосредственный половой акт – 2,5%. Достаточно распространена такая форма агрессии, как избиение – 7,8% от всех сцен насилия и эротики.
Эти данные показывают, что телевизионный экран весьма агрессивен, поскольку каждая третья-четвертая сцена заканчивается убийством, а каждая двадцатая – жестоким избиением.
Проанализировав направленность агрессии, исследователи выделили ряд характерных линий агрессивного поведения, определяемых полом субъекта и объекта агрессии:
- крайне жестокая форма поведения мужчины по отношению к мужчине (часто заканчивающаяся убийством);
- жестокое поведение мужчины по отношению к женщине;
- физически жестокое поведение женщины по отношению к мужчине.
Контент - анализ фильмов, демонстрируемых на столичных телеэкранах, показал, что чаще всего киногерой является представителем таких маргинальных социальных групп, как заключенные, преступники, наемные убийцы, проститутки и т.д.
Он отличается злобностью, агрессивностью, жестокостью. Цели поведения – узкоутилитарные, гедонистические, эгоцентричные. Превалирующие мотивы поведения – деньги, богатство, месть и возмездие, сохранение жизни. Средства достижения цели – физическая сила, оружие, умение постоять за себя.
В недалекие 80-е гг. эскалация экранного насилия и, соответственно, его массового потребления исключалась существовавшей системой цензуры. Ситуация коренным образом изменилась в результате вхождения России в мировой рынок, развития спутникового ТВ, коммерциализации отечественного художественного производства, резкого усиления процесса институционализации домашнего очага в качестве места потребления продуктов аудиовизуальной культуры.
На протяжении последних 10 лет подрастающее поколение является объектом массового воздействия произведений экранных искусств, в которых действия предпочитаются чувствам и мыслям, трюки – историям, реальные человеческие типы – вымышленным супергероям, а насилие, жестокость и эротика, приправленная тем же насилием, стали едва ли не основным содержанием программ и фильмов.
О серьезной ситуации в этом плане, сложившейся в стране, свидетельствуют реальные данные. Исследования, проведенные среди старшеклассников Москвы отделом социологии НИИ киноискусства, показали, что фильмы, обильно приправленные сценами насилия, у 55% ребят составляют половину либо большую часть индивидуального кинорепертуара. У каждой второй девушки «киноменю» состоит как минимум наполовину из такого рода зрелища. Любопытно то, что активно потребляя экранное насилие, новое поколение зрителей большей частью не находит в этом особого удовольствия. О получении удовольствия заявляет лишь 32% ребят (хотя это достаточно тревожная цифра), ориентирующихся на соответственный репертуар.
Таким образом, роль сцен насилия в качестве мотива просмотра фильма и источника зрительского наслаждения весьма скромная. Отсюда напрашивается вывод, что, пользуясь огромной любовью ребят к киноискусству, телевидение, по сути, навязывает им восприятие«агрессивной кинодиеты». В таком случае ростки здоровых зрительских интересов и вкусов ими не только не культивируются, но и в угоду коммерческим амбициям всячески деформируются.
Характерно, что показ таких последствий насилия, как предсмертные муки, раны, кровь, увечья и т.д., у половины ребят вызывает отвращение. Но каждый четвертый потребляет такое зрелище равнодушно, а каждый пятый даже испытывает положительные эмоции. Причем, среди неадекватно реагирующих на экранное живописание насилия, плохо успевающие ребята составляют 35%. Не говорит ли это о том, что экран способствует формированию у молодежи установки на компенсацию интеллектуальной недостаточности готовностью применить физическую силу?
Каждый седьмой старшеклассник уверенно говорит, что фильмы с обилием сцен насилия учат его ровесников тому, как добиваться своих целей в жизни. Есть основания полагать, что определенная часть молодежи, усвоив уроки жестокости, которые преподает ей сама реальность оказавшегося в жестоком кризисе российского общества, с помощью фильмов не без наслаждения продолжает осваивать искусство и идеологию социальной агрессивности. Негативные явления в реальной жизни и функционирующем кинорепертуаре сходятся в едином процессе деструктивного воздействия на молодежь.
Резюмируя вышеизложенное, необходимо сказать, что сегодня фактически снято табу на демонстрацию насилия на телеэкране. Не вызывает сомнения влияние этого факта на поведение детей и подростков, на повышение уровня преступности несовершеннолетних. Это влияние гораздо более опосредованно, чем можно ожидать, а его механизмы имеют куда более тонкий характер действия, чем об это принято думать.
Совершенно очевидно, что большая часть подрастающего поколения попала в ловушку экранного насилия. И выбраться из нее без помощи общественных институтов она не сможет. Поэтому перспективной представляется активизация здоровых сил социального контекста – от семьи и школы до правительственных учреждений. Во всяком случае, именно здесь должна быть дана адекватная оценка произошедшей эскалации экранного насилия и начата реальная работа по противодействию его распространения и массовому восприятию.
Влияние западных фильмов на нашу молодежь
В последние годы западные фильмы практически вытеснили с экранов кинотеатров и телевизоров отечественное кино. Некоторые современные зарубежные киноленты собирают в России большую аудиторию, имеют высокий зрительский рейтинг, хорошие кассовые сборы. Тем не менее, как показывает опрос, россияне в целом негативно относятся к кинопродукции Запада. Отвечая на открытый вопрос (подразумевающий ответ в свободной форме) "Что, по вашему мнению, несут в Россию западные фильмы, какое влияние они оказывают на россиян?", 73% опрошенных назвали это влияние отрицательным.
Понятно, что при таком в целом отрицательном отношении к западному кино многие респонденты (29%) обеспокоены негативным влиянием этих фильмов на молодежь. По мнению этой части опрошенных, зарубежные киноленты "рекламируют наркотики, шприцы", учат подростков "драться, курить, пить, употреблять наркотики", "учат мальчиков убивать", "развращают и ожесточают молодежь", "делают из нашей молодежи преступников". Часть респондентов настроены еще боле критично, считая, что западные фильмы "несут разрушение духовных ценностей", "уничтожают национальные ценности, размывают понятие нравственности", "действуют разлагающе на россиян".
Некоторые респонденты отказались от общих оценок, а предложили подходить к западным фильмам дифференцированно (8%): "есть очень интересные европейские фильмы, а фильмы США на наш образ жизни влияют отрицательно", "есть совершенно дебильные, но есть и шедевры", "есть высокохудожественные фильмы, которые несут искусство и красоту, а есть фильмы, которые несут убийства, разврат, наркотики".
Среди опрошенных нашлись и любители западного кино - впрочем, немногочисленные (5%). Респонденты полагают, что в этих фильмах утверждаются общечеловеческие ценности, такие, например, как патриотизм, жизнелюбие, ценность семьи, человеческой жизни. Кроме того, они демонстрируют новые, более высокие стандарты быта, дают представление о жизни в других странах, расширяют кругозор зрителей ("много интересного, занимательного", "показывают нашим людям, что можно жить по-человечески", "расширяют культурный кругозор", "несут в себе более полное понимание гуманизма, любви к человеку," "любовь к Родине, семье, к работе, патриотизм, религиозность").
Нравственные проблемы в современном кинематографе
В современном мире кино является одним из самых доступных и популярных видов искусства. Вполне вероятно, что искусству кино современный человек уделяет больше всего времени, так как посредством телевидения кинофильмы показывают почти в каждом доме. Можно сказать, что современный человек смотрит кино каждый день. И кинематограф оказывает на него свое влияние. Степень этого влияния трудно измерить, но само его наличие отрицать невозможно. Что же делать?
Когда дети смотрят кинофильмы, то стараются подражать положительным героям этих фильмов: использовать похожие выражения, жесты и совершать похожие поступки. Если в фильме с симпатией показаны отрицательные герои, то ребенок может стараться подражать и таким героям. Также некритический и даже благосклонный показ греховных поступков может внушить маленькому зрителю желание совершать их, потому что так делают его любимые герои и потому что это кажется хорошим и похвальным.
Молодежь часто находит в кино образцы для поведения. Также из фильмов молодые люди усваивают ценности и идеалы. В отличие от людей среднего и пожилого возраста с устоявшимися взглядами и богатым жизненным опытом молодые люди чаще принимают экранную действительность как точную копии реальности, либо как идеал, к которому нужно стремиться. Во многих современных фильмах отрицается существование или неизменность нравственных норм. Иногда идеей всего фильма может быть оправдание безнравственного поступка героя. Например, в фильме режиссёра Ларса фон Триера «Рассекая волны» главная героиня Бэсс совершает прелюбодеяния, считая, что таким образом можно проявить свою любовь к мужу. В конце фильма она добровольно отдает себя на сексуальное истязание преступникам, надеясь спасти мужа от смерти. Режиссер одобряет поведение Бэсс, называя последнюю часть фильма «Жертвоприношение» и показывая колокола, звонящие в небе, как бы воздавая ей хвалу от Бога. Таким образом, в этом фильме содержится идея о том, что прелюбодеяние может стать добродетельным поступком и жертвой во спасение других людей, если намерения совершающего его благие. Показ насилия в кино давно уже стал средством привлечения и развлечения зрителей. Режиссеры стараются делать сцены насилия реалистичными и шокирующими. Например, на просмотрах фильма Гаспара Ноэ «Необратимость» некоторым зрителям становилось плохо после просмотра сцены изнасилования.
В боевиках «положительные» герои безжалостно убивают противников, не нисходя до сомнений о справедливости своих действий. В фильме «Хроники Риддика» главной «положительной» героине просто «нравится» убивать. Насилие в кино, показываемое для развлечения зрителя, является грехом, побуждая зрителя относиться к насилию легкомысленно и даже совершать акты насилия.
Часто в кино присутствует идея о том, месть за убитых родственников или друзей – это справедливо, и убийство из мести - не преступление. В фильме «Убить Билла» Квентина Тарантино героиня, мстя своим врагам, попутно убивает и ранит еще десятки других людей. Но согласно католическому вероучению любое умышленное убийство - тяжкий грех, а «желать отмщения как зла для того, кого надо наказать, незаконно», поэтому подобные фильмы обманывают зрителя, выдавая преступление (убийство из мести) за добродетель. Еще одной нравственной проблемой в кинематографе является негативный образ верующих и Церкви. Конечно, кинорежиссеры имеют право на свое мнение относительно христианства и Церкви, имеют право раскрывать грехи и преступления отдельных ее членов и иерархов, но когда с помощью отрицательных образов христиан они пытаются сформировать мнение зрителей относительно всей Церкви и всех верующих, это уже является обманом и манипуляцией. В фильме Питера Муллана «Сестры Магдалены» монахини и священник жестоко обращаются с девушками, попавшими в реабилитационный центр для совершивших «плотские» грехи. Хотя основой для фильма послужили реальные факты, режиссер вместо того, чтобы показать отдельные злоупотребления религиозной властью, строит совершенно неправдоподобную и ложную картину, в которой все монахини – фарисеи с садистскими наклонностями, а единственный священник - насильник. Крайне отрицательно представители средневековой Церкви показаны и в фильме Питера Гринуэя «Дитя Макона», причем в этом случае события фильма – полностью плод воображения авторов. Гринуэй считает Церковь инструментом манипуляции людьми посредством «мифов», и церковные иерархи в его фильме показаны согласно этому представлению. В уже упоминавшемся фильме «Рассекая волны» община христиан непроизвольно вызывает у зрителя неприязнь, потому что вера «заставляет» их презирать и отвергать грешников. Община изгоняет блудницу Бэсс, а мать даже отказывается впустить ее домой. Таким образом, в фильме Церковь представлена как собрание нетерпимых фанатиков и фарисеев, а настоящие религиозные чувства проявляются у человека, отвергнутого ею. Подобные образы христиан являются клеветой и ложью, поскольку формируют у зрителей не соответствующее действительности представление о верующих и Церкви. Если подобный обман вызывает предубеждение против Церкви, вина авторов фильма возрастает, так как это предубеждение «может иметь гибельные последствия для тех, кого отвратили от правды».
Идеологи TV – пощадите детей
Если взрослый человек в силу возраста, опыта или элементарного отсутствия времени может отказаться от наркотика под названием «телевизор», то молодое поколение как раз попадает в зону риска. Каждодневно телевидение прививает ложные ценности, убеждающие, что не надо работать, а надо лишь устранить слабое звено, конкурента и идти по головам, чтобы жить клево. Неокрепший разум детей с удовольствием впитывает информацию, пока родительские головы заняты мыслями о поиске слегка окрепших российских рублей. В начале 2007 года на заседании Координационного совета по информационной политике при Правительстве РФ аналитики привели данные социологических исследований, связанных с влиянием СМИ на развитие личностных качеств у несовершеннолетних. Результаты исследований свидетельствуют о сильной роли телевидения. Более 60% нынешних девятиклассников уделяют просмотру телепрограмм не менее 3-х часов в сутки. При этом те же исследования показывают, что практически все телеканалы, как федеральные, так региональные, пропагандируют западные стандарты жизни и поэтому используют для привлечения молодежной аудитории приемы и технологии, применяемые их западными коллегами, в основе которых шок от «острых ощущений».
По словам старшеклассников общеобразовательной школы, телевизор они включают исключительно ради того, чтобы посмотреть музыкальные каналы MTV и Муз-ТВ, комедийные выступления выходцев из КВН «Comedy Club» и проект «Наша Раша». О каком чувстве патриотизма, уважении к страшим, о любви к своей стране и ближним может идти речь, если все усилия этих откровенно все опошляющих «звезд» направлены только на то, чтобы культивировать агрессию, сексуальность, стремление к деньгам, чтобы унижать без того униженную Россию. В целом, современное телевидение отличается информационной безвкусицей и примитивизмом. Это не значит, что ничего хорошего не показывают. Просто время для интересных качественных фильмов, образовательных программ, новостей культуры российские медиа-деятели выделили с 24 часов ночи до 5 часов утра, не забывая при этом разбавлять их обилием пивных и прокладочных рекламных роликов. «Я бы с удовольствием посмотрела фильм по произведению А. Пушкина «Барышня-крестьянка», но в сетке телевещания он поставлен на 00.30 ночи. Спать-то когда, если к 8.30 уже нужно быть на занятиях», - так может сказать ученик или ученица любой общеобразовательной школы.
Оставляют желать лучшего и детские мультипликационные каналы. Во-первых, настораживает изобилие иностранных «мультяшек», изобилующих оторванными руками и ногами, во-вторых, полный отказ от отечественных детского кинематографа и развлекательных программ в угоду западным явно не способствуют интеллектуальному и моральному развитию детей. Для сравнения: в Америке телевизионные компании «Turner Entertainment» и «Boomerang», которые выпускают в английский эфир мультфильмы «Том и Джерри», получили от Агентства контроля и цензуры за СМИ рекомендацию вырезать из анимационного сериала фрагменты, в которых один из героев курит сигары. С жалобой на мультфильм в орган контроля обратился один из зрителей, возмущенный эпизодами «Том-техасец» и «Чемпионы по теннису». Антиникотиновую правку, помимо «Тома и Джерри», предстоит также пройти таким мультфильмам, как «Флинстоны» и «Скуби-Ду». Как заявили в Агентстве контроля и цензуры за СМИ, требования, предъявляемые к компании в связи с правилами лицензирования, предписывают ей вырезать любые сцены, в которых курение изображено допустимым, показано в хорошем свете и может вызвать подражание. Компании «Turner» ничего не осталось, как вырезать фрагменты с курящими отрицательными персонажами.
Социологи подтверждают, что культивирование жестокости, насилия, достижения успеха и удовольствий любой ценой, сексуальной распущенности, вседозволенности и прочих «ценностей» совершенно очевидно формирует у несовершеннолетних склонность к правонарушениям. Вокруг и так много насилия и других социально опасных ситуаций, в которых находятся дети и подростки. Под влиянием ТV они нередко сами становятся правонарушителями. То, что дети смотрят, они практически не обсуждают с взрослыми, это приводит к тому, что у них возникает замкнутая молодежная субкультура, которая оторвана от опыта более взрослых поколений.
Комментарии