Картографическая идентификация
Гуманистические принципы существования и развития мирового сообщества как единого целого в системе «Природа - Человек – Общество» делают данную тему особо актуальной, так как развитие гуманистической географии невозможно без учета фактора искусства.
Первоначальное познание мира человеком происходит в раннем детстве. Чтение детской литературы, наблюдения за изменениями в природе, сопоставление услышанного и увиденного – вот первые шаги по познанию мира. Неизбежны вопросы: откуда, что, зачем и почему. Всегда хочется получить достойный и полный ответ. Художественные произведения дают мощнейший толчок к изучению природы и явлений в ней происходящих
Слово “география” по-гречески означает “записи о Земле”, “описание Земли”. Это наука о людях и различных местах на Земле, а также об отношениях между людьми и планетой. Земля и ее обитатели постоянно изменяются, потому география рассказывает и о том, как происходят эти изменения. А в литературном изложении рождаются красочные описания явлений, появляются художественные образы описываемых явлений.
Свою работу мне все-таки хотелось бы начать с самого первого раздела физической географии, изучаемого в школе, а именно с “Картографической идентификации”.
На мой взгляд, наилучшие представления о составлении плана и даже карты мы можем получить из трех произведений: В. Каверин “Два капитана”, К. Чуковский “Доктор Айболит” и Р.Киплинг “Откуда у кита такая глотка”. Эти произведения читают обычно в детском или юношеском возрасте и иногда задаются вопросом: “А правильно ли с географической точки зрения эти авторы представляли нам маршруты своих героев?”
Именно на этот вопрос я попыталась дать ответ в первой части своей работы, в разделе “Картографическая идентификация”.
Повесть Каверина “Два капитана” удивила меня тем, что автор дает описание маршрута капитана Татаринова с точностью до минут. Сопоставляя описание маршрута в тексте художественного произведения с данными географической карты, я пришла к выводу, что данные текста полностью накладываются на данные карты. Шхуна “Святая Мария” – красивый белый корабль, тонкий, стройный, должен пройти из Санкт-Петербурга во Владивосток вдоль берегов Сибири. Это был 1912 год, и открытие Северного Морского пути для России было чрезвычайно важным.
“Начну с того, что сначала мы шли свободно по намеченному курсу, а с октября 1912 года медленно двигаемся на север вместе с полярными льдами. Таким образом, волей-неволей мы должны были отказаться от первоначального намерения – пройти во Владивосток вдоль берегов Сибири…”
Анализ данного отрывка показывает, что на географических картах кроме береговой линии, обязательно должны быть нанесены границы полярных льдов и указаны направления теплых и холодных течений. Отсутствие у капитана И.А. Татаринова знаний по этому вопросу привело к печальным последствиям. Однако из повести мы узнаем, что сначала экспедиция шла вдоль побережья, благодаря теплому Северо-Атлантическому течению. Затем, при переходе из Баренцева моря в Карское через пролив Югорский шар, где начинается граница полярных льдов, произошло вмерзание шхуны в лед. Начался дрейф с полярными льдами в Северном направлении. Именно поэтому героям Каверина пришлось отказаться от первоначального курса. Таким образом, можно сказать, что в Карском море происходит дрейф льдов в Северном направлении.
С одной стороны вмерзание в лед “Святой Марии” – бедствие для людей, а с другой – дрейфующий лед привел капитана Татаринова к новому открытию.
“… к северу от Таймырского полуострова на картах не значится никаких земель. Между тем, находясь на широте 790 35I между меридианами 86 и 87 к Востоку от Гринвича, мы заметили резкую серебристую полоску, немного выпуклую, идущую от самого горизонта. Третьего апреля полоска превратилась в матовый щит лунного цвета, а на следующий день мы увидели очень странные по форме облака, похожие на туман, окутавший далекие горы. Я убежден, что это земля… Пока я назвал ее твоим именем…”
Что же это за земля, открытая в октябре 1912 года капитаном Татариновым? Сопоставление карты и текста показывает, что это – Северная Земля, лежащая к северу от Таймырского полуострова.
“Я попросил у Сани карту нашего Севера и показал путь, который должен был пройти капитан Татаринов из Ленинграда во Владивосток. Теперь я вспомнил об его открытии. Что это была за земля к северу от Таймырского полуострова?… Это была Северная земля, открытая в 1913 году лейтенантом Вилькицким. Широта 790 35I между восемьдесят шестым и восемьдесят седьмым меридианами. Очень странно!… Вилькицкий открыл Северную Землю осенью, не помню точно когда, но только осенью, в сентябре или октябре. Осенью, через полгода! Осенью, значит ни черта не открыл, потому что она была уже открыта… Открыта и названа в честь Марии Васильевны… “Землей Марии”… Я снова рассматривал карту. Я вспомнил, что Северной Землей эти острова стали называть недавно, что Вилькицкий назвал их “Землей Николая Второго”.
Итак, Северная Земля – это “Земля Марии” Татаринова, “Земля Николая II” Вилькицкого.
Дрейф “Святой Марии”, затертой льдами продолжался. Можно проследить путь команды капитана Татаринова к Большой Земле.
“Вот путь, которым он должен пройти, если считать бесспорным, что он вернулся к Северной Земле, которая была им названа “Землей Марии”: от 790 35I широты, между 86 и 87 меридианами к Русским островам и к архипелагу Норденшельда. Потом – вероятно, после многих блуждений – от мыса Стерлегова к устью Пясины, где старый ненец встретил лодку на нартах. Потом к Енисею, потому что Енисей – это была единственная надежда встретить людей и помощь. Он шел мористой стороной прибрежных островов, по возможности прямо.
Мы нашли экспедицию, то есть то, что от нее осталось, в районе, над которым десятки раз летали наши самолеты, везя почту и людей на Нордвик, перебрасывая геологические партии для розысков угля, нефти, руды. Если бы капитан Татаринов теперь добрался до устья Енисея, он встретил бы десятки огромных морских судов. На островах, мимо которых он шел, он увидел бы теперь электрические маяки и радиомаяки, он услышал бы наутофоны, громко гудящие во время тумана и указывающие путь кораблям. Еще триста-четыреста км вверх по Енисею, и он увидел бы Заполярную железную дорогу, соединяющую Дудинку с Норильском. Он увидел бы новые города, возникшие вокруг нефтяных промыслов, вокруг шахт и лесозаводов”.
Анализ последнего официального документа, написанного рукой Татаринова – рапорт начальнику Главного Гидрографического управления позволяет нанести на карту маршрут дрейфа “Святой Марии” вместе со льдами в Карском море и определить остров, открытый в 1935 год
Комментарии