Что такое лингвистика
Лингвистическую науку интересовала историческая последовательность развития отдельных языковых явлений и развитие системы языка в целом. Постепенно лингвистические исследования обращаются к живой разговорной речи. Обращение к показаниям языкового сознания в лингвистическом исследовании приобретает особенную актуальность. Особое внимание уделяется психолингвистическому эксперименту как одному из приёмов сбора показаний языкового сознания. Появляется целый ряд работ, построенных на его результатах. Это обусловлено тем, что в конце 20-го в.- начала 21-го века наука психология становится особенно значимой. В центр современной картины мира поставлен человек, таким образом антропоцетрическое понимание мира проникает во все сферы науки и искусства: в литературу, философию, математику, музыку, лингвистику и т.д.
Ставится вопрос об использовании показаний языкового сознания для мотивологии.Внутренняя форма слова
Многие языковеды работали и работают над изучением внутренней формы слова. Они давали свои определения этого понятия, часто односторонние и неполные, так как в основе толкования лежал лишь один структурный элемент внутренней формы слова (либо формальный, либо семантический). Такое понимание термина не верно, так как внутренняя форма слова- это двусторонняя единица; она так же, как и слово имеет план выражения и план содержания.
Наиболее полное и правильное определение этого понятия: <<Внутренняя форма слова - средство, способ реализации в слове его мотивированности: лексической и структурной>>.
Внутренняя форма слова- <<это морфосемантическая структура слова, позволяющая объяснить связь его звучания и значения>>.
Познавая мир, человек создаёт о предметах и явлениях действительности понятия и образы. Понятие- это общая мысль о предмете, идея предмета, его сущность. Образ, упрощенно говоря,- это картина предмета, воспринимаемого нашими чувствами. Понятие абстрактно, образ конкретен. Понятие обращено к разуму, образ- к чувствам. Инструмент науки- понятия, средство искусства- образы музыкальные, живописные, скульптурные, словесные. Художник мыслит образами, ученый понятиями. И тот и другой изучают, познают мир, но каждый своими средствами.
Образ и понятие полярно противоположны. Но слово тем и замечательно, что оно заключает в себе, объединяет эти два начала. Конечно, прежде всего слово- знак мысли, носитель понятия. Лес, земля, вода, море, голубой, дрожать - все это понятие о предметах, действиях, признаках. Но не только понятия. В текстах, в речи, когда эти слова начинают обозначать единичные предметы, в них проявляется, пробуждается конкретное, чувственное, образное.
В принципе все слова русского языка потенциально образны, то есть могут стать образными. Надо лишь поместить их в соответствующее словесное окружение, надо уметь увидеть их скрытую образность. Однако эта скрытая (потенциальная) образность заложена в словах разной степени.
Известный языковед А.А.Потебня считал, что <<слово имеет все свойства художественного произведения>>. Что он имел ввиду?
Во многих словах внутренняя форма исчезла, отмерла. Когда мы произносим слово город, мы не думаем, не осознаем, что это <<нечто огороженное>>. Однако если в определённых условиях внутренняя форма начинает осознаваться именно так, то у нас появляется добавочное, наглядное, образное представление о предмете.
Как полагал Потебня, именно благодаря внутренней форме каждое слово образно и напоминает этим художественное произведение. Задача поэта, писателя- улавливать в слове внутреннюю форму, обнажать, обнаруживать её. Иногда они делают это вопреки подлинному происхождению (этимологии) слова.
Итак, все слова потенциально образны. Образность - это способность слова создавать картины (образы) предметов окружающего мира. Во многих словах образность существует как возможность, скрыта в глубине и только в определённых условиях пробуждается к жизни. Так, образными могут стать слова, обладающие внутренней формой, конкретные слова, обозначающие видовые понятия. Они в наибольшей степени предрасположены к тому, чтобы стать образными. Потенциальная образность существует в скрытом виде в языке, но проявляется в речи. Иначе говоря, любое слово может стать образным. Образность речи создается всеми словами, всеми средствами языка.
Как обычные слова, которыми мы чуть ли не ежедневно пользуемся, попав в стихотворение, рассказ или роман, приобретают по какой-то причине особое поэтическое очарование, прелесть, глубину? Что происходит со словами в художественном произведении?
Самая простая теория связывает образность художественных произведений с существованием в языке образных слов. Поэт или писатель использует образные слова и таким образом добивается образности речи. При этом под образностью, образными словами понимают метафоры, всяческие способы переносного употребления слова. С этой точки зрения есть слова образные и необразные, неудобные для метафоризации, для создания словесно-художественных образов.
Другая теория утверждает, что всякое художественное произведение образно по своей природе, сути, то есть она исходит за идеи общей образности художественной литературы. Поэтому в рамках художественного произведения любые слова, даже лишенные образности, выражающие логическое понятие, при умелом их сочетании рождают образность.
По мысли Потебни, <<слово имеет все свойства художественного произведения>>. Как и художественное произведение, слово образно. И образным оно становится благодаря его внутренней форме- тому способу, которым выражается содержание. Если мы ощущаем что, что синее, как уже говорилось,- это то, что сияет, крыша - то, что прикрывает, венок- это то, что свито, мы получаем некоторые дополнительное представление о предметах, называемых этими словами.
В большинстве слов внутренняя форма исчезла, отмерла. Однако в художественном произведении она оживает. И суть образности, по Потебне, заключается как раз в оживлении внутренней формы. Когда мы осознаем внутреннюю форму слова- то, почему данная вещь называется именно так, у нас возникает более яркое представление о называемом предмете, появляется образ.
Однако приём оживления внутренней формы- частное, редкое для поэзии явление. Оно возможно и в обычной разговорной речи. И сам факт использования его еще не говорит о том, что перед нами художественная речь. Теория оживления внутренней формы слова как способ создания образности не в состоянии исчерпывающе объяснить природу художественной речи, ее специфику.
Но понятие о внутренней форме слова оказалось очень важным, ценным. Его блестяще использовал Г.О.Винокур, придав ему новое значение. По мысли Г.О.Винокура, в художественной речи именно прямое значение является внутренней формой слова. Второй, образный смысл надстраивается над прямым значением.
Слово в художественном произведении как бы двоится: оно имеет то же значение, что и в общелитературном языке, а также добавочное, приращенное, связанное с художественным миром, содержанием данного произведения. Поэтому в художественной речи слова приобретают особое качество, некую глубину, начинают значить больше того, что они значат в обычной речи, оставаясь внешне теми же словами.
Так происходит <<чудо>> превращения обычного языка в художественный, так решается проблема слова и образа, таков механизм действия эстетической функции слова в художественном произведении.
Комментарии