Китай - история и традиции
«...Китай пойдет быстро, и можно надеяться, что он наложит особый, оригинальный, мудрый и мирный отпечаток на результаты своих успехов в новом направлении своего просвещения, так как в Китае хранится с древности своеобразность, благоразумная осмотрительность и миролюбивость». Эти замечательные пророческие мысли, правильность которых сегодня, спустя более 100 лет, очевидна каждому, как бы иллюстрирует силу научного подхода Менделеева к решению сложнейших вопросов международных отношений.
Китай - древнейшая страна мира, насчитывающая 4000 лет своего существования, пережившая цивилизации Египта, Инков, Римскую Империю, удивительная, сказочная, с необычной историей, оригинальной культурой и философией, традиционной обращенностью внутрь себя. Китай - родина многих выдающихся открытий, сыгравших значительную роль в развитии человечества: пороха, бумаги, шелка, фарфора и компаса. Китай называют одним из четырех драконов Азии, это динамично развивающаяся страна, где мирно уживаются древние пагоды и зеркальные небоскребы, традиционная культура и ультрасовременное производство.
Сегодня мы видим, насколько справедлива глубокая мысль Дмитрия Ивановича Менделеева: эта страна делает поразительные успехи во всех сферах науки, искусства и спорта.
В июле 2006 г. объем китайского экспорта товаров превысил американский. Для сравнения: в 1996 г. США экспортировали в пять раз больше товаров, чем Китай, а в 2001 г. — втрое. В 2005 г. Китай вышел на третье место в списке главных экспортеров планеты после Европы и США. А всего 20 лет назад Китай был лишь тридцатым.
Летние Олимпийские Игры стали настоящим прорывом для Китая: китайская сборная завоевала 100 медалей, из которых 51 – золотая – и впервые в истории Олимпийского движения стала первой.
Китай стал первой страной в мире, сумевшей досрочно сократить наполовину количество нуждающихся в рамках Целей развития, сформулированных в принятой ООН Декларации тысячелетия. Такое заявление сделал представитель Министерства сельского хозяйства Хуан Яньсинь 21 сентября 2008 года.
27 сентября состоялся исторический 20-минутный выход в открытый космос с корабля "Шэньчжо VII" китайского астронавта Чжая Чжигана - это первый для китайской космонавтики выход в открытый космос.
Древний Китай
Древние греки полагали, что за Индией нет ничего, кроме необитаемых пустынь, населенных монстрами и дикими зверями. Тем не менее, постепенно на Запад начали проникать более правдоподобные сведения об отдаленных восточных странах. Оттуда стали привозить воздушные ткани, за которые персидские сатрапы и римские патриции готовы были платить огромные деньги. Молва о далекой Стране шелка вскоре распространилась очень широко, но правда об этой загадочной земле, даже после рассказов исламских купцов и первых христианских миссионеров, по большей части по-прежнему была скрыта под завесой тайны.
Марко Поло детально описал "Катай" в своей книге, которую многие современники сочли выдумкой. Величайшему арабскому путешественнику Ибн Баттуте принадлежат похожие на рассказы Марко Поло невероятные истории, почти дословно вошедшие в сказки "Тысячи и одной ночи"…
Древний Китай возник на основе неолитических культур, сложившихся в 5 - 3 тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ стал главной территорией формирования древней цивилизации Китая, в течении длительного времени развивавшейся в условиях относительной изоляции. Лишь с середины 1 тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территории, в южном направлении, сначала в район бассейна Янзы, а затем и дальше на юг. На грани нашей эры государство Древнего Китая выходит уже далеко за пределы бассейна Хуанхэ, хотя северная граница, этнической территории древних китайцев остаётся почти неизменной. Древнекитайское классовое общество и государственность сформировались несколько позже, чем древние цивилизации Древней Передней Азии, но, тем не менее, после своего возникновения они начинают развиваться в достаточно быстром темпе и в Древнем Китае создаются высокие формы экономической, политической и культурной жизни, которые приводят к складыванию оригинальной общественно-политической и культурной системы.
История Китая начинается со времён правителя Фу Си, жившего за 30—40 веков до начала нашей эры. Согласно преданиям, именно боги вдохновили его на написание священной книги древнего Китая «Ицзин», из которой проистекла теория о том, что физическая Вселенная возникла и развивается благодаря чередованию инь и ян. Относительно остальной истории - в древних летописных источниках не упоминается никаких других правителей Китая, предшествующих династии Шан .
Религии Китая никогда не существовали в форме жестко централизованной «церкви». Традиционная религия Древнего Китая представляла собой смесь местных верований и церемоний, объединенных в единое целое универсальными теоретическими построениями ученых мужей. Тем не менее, как среди образованных слоев населения, так и среди крестьян наибольшую популярность завоевали три великих философских школы, зачастую называемые тремя религиями Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм.
Лао-цзы - философ, живший в VI в. до н. э. в Древнем Китае. Считается основателем даосизма, хотя в своем настоящем виде даосизм имеет весьма мало общего с философией самого Лао-цзы, настолько последняя подверглась различного рода дополнениям и искажениям. Лао-цзы – автор знаменитого трактата “Дао-дэ-цзин”, посвященного ключевому в философии даосизма понятия Дао. Трактат даёт простор для разнообразных интерпретаций и стал каноническим сочинением религиозного даосизма.
Даосизм – одна из великих мировых религий. Несмотря на то, что фундамент даосизма был заложен ещё в IV в. до н. э., как развитое религиозное направление он стал складываться лишь в начале Средних веков. Это было связано с крушением огромных империй Древнего Китая Цинь и Хань, сопровождавшимся 100-летними войнами. В тот период любой человек — из высшего сословия или из низшего, житель срединных земель или окраин — не находил опоры ни в семье, ни в общине, ни в государстве.
Конфуций – основатель этико-политического учения "конфуцианство", был рожден в VI веке до н.э. от правителя города Чеухиен в небольшом царстве Лу на севере древнего Китая. Отец Конфуция Шу Лиан-хо имел двух жён. От первой жены у него было девять дочерей, а от второй - слабый сын, который вскоре умер. Когда Шу Лиан-хо исполнилось 70 лет, он всерьёз задумался о наследнике и решил жениться ещё раз. Его третьей женой стала прекрасная Чинг Тси, младшая из трёх дочерей семейства Йён.
Конфуцианство - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае, спустя 300 лет после смерти Конфуция. Созданная Конфуцием система философских взглядов, оказала огромное воздействие на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы Конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. рядом основополагающих сочинений Конфуция и затем развиты его учениками и последователями Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.
Лунный календарь - традиционный порядок исчисления времени в Китае. Как явствует из древнейших записей, основы лунного календаря были известны предкам китайцев уже в середине 2 тысячелетия до н.э. Окончательное оформление системы китайского лунного календаря относится к эпохе Хань . В Китае, как и в других аграрных цивилизациях древнего мира, становление лунного календаря было самым тесным образом связано с хозяйственными нуждами земледельческого населения.
Национальные праздники играли большую роль в Китае ещё со времён древности. Китайцы на протяжении тысячелетий пользовались лунным календарем для определения точных дат своих национальных праздников. И, несмотря на то, что после провозглашения Китайской Народной Республики было решено ввести григорианский солнечный календарь, принятый и используемый сегодня во всем мире, национальные праздники Китая по-прежнему основываются на данных лунного календаря.
В книге «Китайская наука и цивилизация», опубликованной Кембриджским университетом. утверждается, что почти все выдающиеся открытия или изобретения в области науки, медицины, сельского хозяйства и инженерии были впервые совершены в Китае, начиная с 1400 года до н.э. Представим хронологию древнекитайских изобретений:
- подзорная труба, XIII в. до н.э.
- рукописи, XII в. до н.э.
- шёлк, XI в. до н.э.
- философия, VI в. до н.э.
- макароны, 490 г. до н.э.
- арбалеты, стремена, IV в. до н.э.
- палочки для еды, IV в. до н.э.
- каналы, бумага, напёрсток, III в. до н.э.
- металлические деньги, спусковой курок арбалета, I в. до н.э.
- бумага, 100 г. н.э.
- компас, II в. н.э.
- сталь и стальное оружие, V в. н.э.
- Единый Государственный Экзамен, VII в. н.э.
- корабли с колёсными двигателями на человеческой тяге, IX в. н.э.
- книгопечатание с помощью деревянных досок, 868 г. н.э.
- печи для обжига фарфора, 1004 г. н.э.
- печатные бумажные деньги, 1024 г. н.э.
- наборная типографская касса с глиняными литерами, 1045 г. н.э.
- фарфор, VIII в. н.э.
- чайная церемония, VIII в. н.э.
- порох, X в. н.э.
- шлюзы, XI в. н.э.
- зубная щётка, 1498 г. н.э.
Эти изобретения дали мощный толчок к развитию образования, ремесел, торговли, военного дела не только в Китае, но и по всем мире. Отмечая огромное значение этих открытий в истории человечества, известный английский философ Фрэнсис Бэкон с восхищением говорил: "Они изменили весь облик и состояние вещей в мире, вызвав бесчисленные перемены".
Образование в Китае
И золото имеет цену. Знания же бесценны. Так гласит китайская пословица. Образованию в Китае всегда придавали большое значение, поскольку путь ко всем высшим должностям лежал через сдачу государственных экзаменов. Теоретически экзамены мог сдать человек любого сословия, если в его семье на протяжении трех поколений не было актеров, цирюльников, палачей, тюремщиков или проституток, однако на практике образование было в достаточной мере элитарным.
Вот школьный устав, которым руководствовались учителя в XIX веке:
- Все воспитанники приходят в школу с рассветом.
- Войдя в училище, нужно приветствовать вначале Конфуция, потом учителя.
- При уходе из школы нужно поклониться Конфуцию и учителю также как утром. Никто, какого бы ни был возраста, не исключается из этого правила.
- Придя домой, нужно приветствовать сперва домашних духов, потом своих предков, а затем отца, мать, дядей и теток.
- Ученик должен любить и сохранять свои книги от повреждения.
- Выйдя из школы, каждый ученик идет своей дорогой. Всякие сборища для игр запрещаются.
- Вещи, употребляемые в школе, ограничиваются учебными книгами и принадлежностями: бумагой, тушью, кисточкой и тушечницей. Всякая увеселительная книга препятствует прилежному учению и не должна быть терпима в школе, равно как излишние деньги и игрушки.
Ученик, сидя на своей скамье, должен сохранять приличный вид; не класть ногу на ногу, не озираться направо и налево. На улице ученик не позволяет себе бросаться черепицами, прыгать и резвиться, он должен идти смирно и ровным шагом. Современная система образования в КНР имеет ряд специфических черт, если сравнивать ее с зарубежными аналогами. Так, в отличие от еще одного азиатского исполина - Индии, Китай является страной с высоким и быстро растущим уровнем грамотности населения, в том числе крестьянского . Неграмотными в Китае остаются лишь 15-17% взрослого населения Еще лучше у КНР другой важный индикатор - доля неграмотных женщин в возрастной группе 15-24 года. Он показывает эффективность борьбы с неграмотностью за последние двадцать лет и косвенно свидетельствует о положении женщин в семье и обществе. В Китае указанный показатель составляет всего 4%. Этот же индикатор достигает 44% в Индии, 63% в Бангладеш, 61% в Пакистане, 10% в Иране, 8% в Турции, Система образования в КНР, как и везде, включает начальную и среднюю школу, а также высшее и среднее специальное образование. В начальной школе в Китае учится порядка 140 млн. человек, срок обучения - шесть лет. Превосходя большинство азиатских стран по широте охвата населения базовым образованием, Китай заметно уступает им по относительному числу студентов. Во-первых, в Китае существует разветвленная сеть профессионально-технических, педагогических и медицинских училищ , а также широко распространены разнообразные формы продолжения общего образования и повышения профессиональной квалификации взрослых . Помимо этого существует и система профессиональной переподготовки для лиц, потерявших работу на государственных предприятиях. Во-вторых, огромную роль в повышении профессиональной грамотности и технической квалификации населения играют средства массовой информации, в том числе многочисленные образовательные программы телевидения, ставшего в 90-е годы общедоступным - вслед за практически полной электрификацией села. За годы реформ 280 тыс. китайских студентов были посланы за рубеж, свыше 100 тыс. уже вернулись на родину. Находясь за рубежом, китайские студенты неизменно привлекают внимание своей прилежностью и сравнительно высокой базовой подготовкой по таким предметам, как математика, физика, биология. Обращает на себя внимание исключительно широкая география зарубежного обучения: в настоящее время студентов из КНР принимают свыше 100 стран. В свою очередь, Китай активно привлекает иностранных специалистов и преподавателей в университеты и технопарки. В стране в 2000 году существовало свыше 120 зон развития и освоения новых технологий ; старейший и крупнейший из них находится в Пекине. Систему образования в Китае часто квалифицируют как "прагматическую", "эгалитарную", "демократическую" к этим определениям стоит добавить слово "селективная". Вероятность добраться до более высоких ступеней образования для среднего китайца невелика: в результате эту возможность реализуют, как правило, лишь самые способные ученики. Поступление же в ВУЗ - настоящий праздник для талантливого выпускника средней школы высшей ступени: конкурсы в отдельные университеты достигают 200-300 человек на место. Одаренные дети и молодые люди в Китае, как правило, пользуются различными льготами при продвижении по образовательной "лестнице" - к их услугам государственные стипендии, субсидии предприятий, организаций и тому подобное. Платное образование пока еще не получило слишком широкого внедрения, при этом в ВУЗы "платники" поступают на общих основаниях. Чаще встречается оплата учебы предприятием, на котором работал студент. Большинство же студентов получает высшее образование бесплатно. Избирательность системы высшего образования проявляется еще в одном пункте: ВУЗы страны разделены на несколько иерархических категорий. В зависимости от числа баллов, полученных на выпускном школьном экзамене , будущий абитуриент может претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в ВУЗ соответствующей набранным баллам категории . Перечисленные обстоятельства объясняют сохранение высочайшего престижа образования, свойственного китайской культурной традиции, а также особое положение так называемых ведущих ВУЗов и университетов страны. Еще одна особенность КНР - значительное преобладание в программах ВУЗовского образования естественно-технических и прикладных дисциплин . Таким образом, гуманитарии - относительно малая часть студенчества, если сравнивать Китай с развитыми странами или азиатскими соседями. Как поддержание сложившихся пропорций между образовательными учреждениями различного уровня и профиля, так и содержание программ обучения находятся в КНР под строгим государственным контролем. Некоторые усматривают в этом нежелание руководства сильно увеличивать прослойку молодых горожан с гуманитарным образованием, нередко представляющих угрозу социально-политической стабильности. Дело в том, что многие соседи Китая уже давно столкнулись с этой проблемой, в том числе из-за перепроизводства когда-то модных специальностей: экономистов, юристов, журналистов и тому подобных. Многие выпускники с "престижными" профессиями оказываются без работы, пополняя ряды активных городских низов и провоцируя молодежные и студенческие беспорядки. Впрочем, поддержание существующей структуры Вузовских курсов в Китае может быть продиктовано и обыкновенными соображениями экономики.
Один из самых амбициозных проектов Китая в сфере в образования – «Проект 211», согласно которому сто китайских Вузов в 2021 году должны занять лидирующие позиции в мире. Если судить по развитию экономики, слово с делом у китайцев не расходится. Студент Китая – это человек с особой философией и укладом жизни, полностью направленным на обучение. Подчиненность традициям, сосредоточенность, четкий распорядок дня - вот приоритеты на пути достижения цели.
Из выше сказанного можно сделать вывод: одно из объяснений «китайского чуда» - система образования, существующая в этой стране.
Современный Китай - то, что действительно впечатляет
Китай... Древняя и немного загадочная страна... Наша первая встреча с Китаем состоялась еще в детстве со сказки об искусно сделанном соловье, жившем во дворце китайского императора, затем школьные уроки, где узнаем о великих изобретениях китайцев - компасе, порохе и бумаге…
О доброжелательности
Выполняя исследовательскую работу, мы еще ближе познакомились с этой страной и узнали о ней много нового и интересного. Интересно наблюдать за китайскими студентами, с которыми мы общались. Даже, когда они с чем-то не справляются, что-то не выполняют, приветливость остается, и на лицах, и в обращении. Китайцы всегда улыбаются, впрочем, как и американцы, только природа улыбки несколько иная. У американцев улыбка обозначает оптимизм, всегдашнее «ОК», даже если на душе кошки скребут, нельзя показать виду. Это улыбка одиночки, индивидуума, который доказывает, что он всегда уверен в себе и своих силах. У китайцев их улыбка идет от их же древней философии, она растворена в их вечно улыбающихся божествах, в улыбке Шао Синя, в улыбке Будды, улыбается едущий на лошади или на буйволе мудрец Лао Цзы, улыбается даже бог войны и заодно письменности Хуанди, улыбается лунный заяц Юэ Ту, улыбается священный кот, лапой призывающий всех посетить пустующий даосский храм, а также улыбаются все бессмертные, все герои и все святые всех трех китайских религий. Даже Конфуций, этот китайский великий философ, по сути и создавший самую стройную и нерушимую систему иерархического государства, тоже таит улыбку в своем строгом взгляде на окружающий мир. Улыбается даже жестокий и гениальный император Цинь Шихуанди, ныне воспетый в прекрасном фильме китайского режиссера Чжана Имоу «Герой». И где вы еще увидите улыбающихся драконов? Везде в мире это отрицательные персонажи, в Китае дракон – символ мощи и величия, уверенности в себе и незыблемости китайской пятитысячелетней цивилизации. Доброжелательная улыбка – это уже тысячелетний стиль китайской жизни. Китайцы всегда выглядят доброжелательными и стараются хотя бы внешне угодить своему гостю. И это не лакейская угодливая улыбка , идущая от вечного подчинения то своим императорам, то завоевателям с востока и с запада, с севера и с юга. Китаец в душе всегда считает себя и свой народ главными на земле, а страну свою центром Поднебесной, и что для него каких-то двести лет иноземного, англо-франко-немецко-голландско- увы и русского владычества по сравнению с пятитысячелетней историей единственной сохранившейся с древних времен цивилизацией.
О гармонии
Страна встает рано, причем вся в одно время вне зависимости от часовых поясов – от Тибета до Желтого моря. Это связано с такой популярной ныне у нас наукой, как биоритмология, а у китайцев с совершенно прозаической причиной – его здоровьем. Считается, что внутренние органы человека – сердце, печень, почки, имеют в течение дня свои высшие точки активности и пассивности. От этого, либо усиливается движение по организму природной энергии ци – по нашему обмен веществ, либо замедляется. Поэтому считается, что вставать надо около 6 утра, а ложиться в постель не позднее 23-х часов. Завтрак между семью-восьмью утренними часами, обед – в полдень, ужин – не позднее 19 часов вечера.
Душа Китая изначально двуцентрична, разделена на Инь и Ян, на женское и мужское начало, на солнечную и теневую сторону. Мужская Ян означает свет, огонь, воздух, дракона, лето. Женская сила Инь чаще символизирует воду, темноту, ночь, мягкость, птицу Феникс, зиму. Вот потому всё развитие китайской политики, литературы, медицины, философии направлено на достижение гармонии между Инь и Ян, на достижение разрушенного равновесия. Они дополняют друг друга, как дополняют друг друга конфуцианство и даосизм.
Обычно в китайской мифологии активное мужское начало Ян ставится на первое место, хотя Инь и Ян формально равны и взаимодополняющи. Но это не значит, что женское начало Инь «слабее» - китайская философия утверждает, что «податливое преобладает над крепким, слабое - над сильным, гибкое - над жестким, покой - над движением, пассивное - над активным, тайное - над явным». Не случайно мудрец внешне пассивен, самоотстранен от мира, находится в состоянии покоя и пустотности сознания, незамечаем другими людьми и всегда ставит себя позади них. В этом - высшая мудрость.
О китайских товарах
Слово Китай на русском языке появилось от тюрок, и обозначало племя северных кочевников «киданей», в девятом веке нашей эры завоевавших северный Китай и впервые сделавших столицей завоеванного государства захолустный Пекин. В общем-то, это всё равно, что если бы китайцы до сих пор называли Россию «Золотой ордой». Мы, наверное, обижались бы. А китайцы ко всем обозначениям относятся по-даосистски, спокойно, у них другая мера измерения. Правили Китаем и кидани, и чжурчжени, и монголы, и маньчжуры, и англичане, и японцы, но всё проходит, а Поднебесная остается. Щедро отдавая всему миру свои изобретения. Поднебесная также щедро берёт у своих завоевателей все полезные для империи изобретения. Практически, сегодня Китай производит добрую треть всех мировых товаров, от компьютеров и плоских телевизоров до обуви и велосипедов. Пройдешься по белгородским магазинам и увидишь, что многие известные фирмы – OGGI, Sela, Zenden - представляют китайские товары и довольно неплохого качества. Нами был проведен интерактивный опрос жителей микрорайона и старшеклассников школы и выяснено количество покупателей магазинов Sela и Zenden. Так же мы посчитали количество игрушек, произведенных в Китае в магазине Детский мир.
О мудрости
Китай - страна, куда европейцы силой внедряли опиум, которую приучали к кофе, приучали к водке. Но китайцы предпочитают зеленый чай и травы, в еде тоже – рис, овощи и травы, а на южном побережье рыбные продукты. Вся знаменитая китайская кухня для богачей и иностранцев, простой китаец и сегодня ест на завтрак и обед рис с овощами, запивая всё зеленым чаем. И живет этот самый простой китаец почти до 90 лет, может быть, ни разу в жизни и не попробовав то, что во всём мире называется изысканной китайской кухней с дюжиной смены блюд. Страна сыта. Всего за один доллар – восемь китайских юаней – можно плотно пообедать. Все свежее, с огня, пряное и ароматное. Разогретую пищу есть не принято. Китайская пища, в отличие от тех же корейской и японской,
пряная. Основной вкус – солено-сладко-кислый. И невероятное количество всевозможных специй, начиная от перца и аниса, до самых экзотичных, характерных только для Китая. Еда для китайца – не просто еда, а целый ритуал. Как правило, он станет есть в спокойной обстановке с близкими и желанными людьми, с непринужденной и доброжелательной беседой, с маленькой рюмочкой водки из гаоляна, а чаще без нее. Спиртное здесь служит не для опьянения и веселья, а для ускорения процесса обмена веществ. Упакованные в пакетик палочки для еды. Как сказал один из гостей: тот, кто умеет есть палочками, мудрый человек. Скорее правило, чем исключение – отсутствие перекусов между завтраком обедом и ужином, определенное время для трапезы. Зато сама трапеза – торжество плоти. Желая другу хорошего, китаец говорит ему: «Неспешного пути». А за едой: «Неспешной еды». И всем: «Неспешной жизни»…
О будущем
Духовная составляющая – это три основных принципа Китая: правитель руководит страной, отец руководит сыном, муж руководит женой. В основе взаимоотношений лежит пять добродетелей Китая: благочестие, благожелания, собственность, мудрость, верность.
Китайцы всерьез к 2012 году хотят избавиться от нищеты. Шаг за шагом, квартал за кварталом, снося разваливающееся старье и застраивая все города и посёлки новыми зданиями, развивая разом все отрасли промышленности. У них стабилизационный фонд не залеживается в западных банках. Весь идет в дело развития. Кстати, с бесплатными подачками населению Китай не спешит, он создает рабочие места и предлагает каждому встраиваться в ритм развития. Этому преображению ежедневному всего Китая мы и являемся свидетелями.
Комментарии