Гонение церкви в СССР
Русская Православная Церковь в XX веке
Большевики ставили перед собой цель: воспитать «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе. Борьба с религией развернулась по всей стране.
Первым актом борьбы стал декрет 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви. В 1922 году был издан Декрет об изъятии церковных ценностей. Официально это было связано с голодом 1921 года, неофициально изъятие церковных ценностей власть воспринимала как способ ослабления влияния Церкви в России. Вопрос об изъятии ценностей всколыхнул партийную массу и в городах и в деревне.
В апреле - мае 1922 г. в Москве и в июле в Петрограде были организованы судебные процессы, ряд крупных церковных иерархов приговорили к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности.
В середине 20-х годов возник Союз безбожников СССР, открыто поддерживаемый государством. В декабре 1922 г. начала издаваться газета «Безбожник». В 1924 году в Москве созвали первое учредительное собрание общества друзей газеты «Безбожник». Съезд этого общества в 1929 году положил начало Союзу безбожников СССР . Эта организация имела свой Центральный совет. Главными лозунгами совета стали «Через безбожие - к коммунизму» и «Борьба с религией - это борьба за социализм». Апогеем деятельности совета можно считать II съезд безбожников, прошедший в июне 1929 г. На нём присутствовали 1200 делегатов.
В марте 1930 г. вышло постановление ЦК ВКП «О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении». В нём ЦК требовал «решительно прекратить практику закрытия церквей в административном порядке». Но процесс не прекратился, а напротив, только ускорился.
Церковь в годы Великой Отечественной войны
К началу войны церковь находилась в тяжелом положении. На свободе оставались лишь 7 епископов Русской православной церкви во главе с местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием.
Патриотическая позиция Русской Православной Церкви была заявлена в первые дни, и даже часы Великой Отечественной войны. Нацистская Германия напала на Советский Союз в День Всех святых, в земле Российской просиявших. В тот же день Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий обратился с посланием к Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви 22 июня 1941 г: « …Фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину... Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг... Господь нам дарует победу». Таких обращений в течение всей войны было очень много, роль их заключалась в поддержании духа советского народа.
Великая Отечественная война потребовала мобилизации всех ресурсов страны. Миллионы верующих воевали на фронте и трудились в тылу. Иллюзии об отсутствии религии в Советском Союзе за период с 1917 г. по 1941 г. рассеялись быстро.
Церковь заняла активную позицию, пробуждая и укрепляя патриотические чувства верующих, благословляя их на ратный подвиг и трудовые свершения. Власть в течение первых двух лет войны фактически не вмешивалась в религиозную жизнь страны.
С августа 1941 г. в газетах стали появляться публикации о патриотической деятельности Русской Православной Церкви.
В годы войны состоялось примирение и сближение Советской власти с русской православной Церковью, которая 22 июня 1941 г. благословила народ «на защиту священных рубежей РОДИНЫ».
В 1943 г. по разрешению И. В. Сталина Поместный Собор избрал митрополита Сергия патриархом всея Руси. С самого начала Великой Отечественной войны в храмах Москвы, а затем всей страны стали совершаться особые молебны о даровании победы над врагом, об упокоении тех, кто положил свою жизнь для достижения Победы.
Во время войны не было препятствий для массовых богослужений и церковных сборов , снимались ограничения на религиозную деятельность.
1943 год можно считать годом официального «потепления» отношений Сталина с православием.
Церковь в послевоенное время
День Победы, 9 мая 1945 г., совпал со светлыми днями Пасхи Христовой. Во всех храмах Русской Церкви совершались благодарственные молебны и служились панихиды по погибшим.
9 мая - не только праздник победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. 9 мая считается и Днем поминовения вождей и воинов, погибших на полях сражений. В церквях и храмах России в этот день проводятся поминальные службы.
Спасо-Преображенская церковь в деревне Андреевские Выселки.
После Великой Отечественной войны местными властями было принято решение расправится с храмом и «предметами культа». Были взломаны замки на дверях храма, и началось кощунственное осквернение и разорение церковного убранства. Святые иконы, книги, священные сосуды и другие святыни выносились на площадь и бросались в огонь. По рассказам очевидцев собралось множество народа, многие плакали, другие молились, некоторые даже пытались спасти от уничтожения иконы, выхватывая их из огня. С этого времени храм лишился последней своей зашиты - дверных замков, казалось выше этого ужасного кощунства быть уже не может, но в 1948 году горит деревня Филисово, находящаяся неподалеку от Преображенской церкви и люди, помраченные безбожием и богоборческими идеями, с новой силой принимаются грабить храм, разбирая кровлю, полы и оконные рамы для восстановления своих домов.
После Великой Отечественной войны были восстановлены церкви в сёлах Власовское и Тугалес . В последние годы возрождаются церкви в Радовицах, в Гридиной пустоши, в селе Дмитровский Погост, с.Середниково. Однако после многих лет деяний воинствующих безбожников восстановление духовных основ народного сознания – дело непростое, требующее упорного труда церковных пастырей. Пастырское служение-это не только исполнение всех треб и обрядов: прежде всего, нужно донести до народа слово Божие, чтобы остановить духовность, вернуть понятие вечности души, чтобы люди могли отрешиться от ненависти, вернуться к милосердию, добру и любви, встать на путь искупления и найти свою дорогу к храму и Богу.
Комментарии