История возникновения храма Георгия Победоносца
Храм Георгия Победоносца принимал своих прихожан на протяжении 200 лет. Звон его колоколов издалека был слышен и радовал души верующих. Располагался на территории Корбангской волости Кадниковского уезда в селе Георгиевское. Свою историю храм начал с 1729 года. В этом году в селе Георгиевское была построена деревянная церковь, но она сгорела. После этого было решено построить каменную. По преданию, церковь начали строить у деревни Титовское, на низком сыром месте. После неудачных попыток это место было оставлено и выбрано другое: на высоком берегу реки Двиницы, в селе Георгиевское. Храм назвали в честь Георгия Победоносца. Он строился долго, всем миром. Особую роль в строительстве храма сыграли богатее люди Корбангской волости: купцы Резухины, Смирновы, Титовы, и другие. В него они вложили немалые средства, помогали в поисках искусных строителей, мастеров-иконописцев, сами договаривались о литье колоколов, осуществляли их доставку на место. Храм был построен большой: длиной 35 метров, шириной 16 метров, без закрылин, двухэтажный, высотой более 30 метров, пятипрестольный, пятикупольный. В православном храме всё символично, все обращает на себя внимание, нет ни единой мелочи, ни одной детали, лишённой духовного смысла. Внешне храм напоминает корабль, победоносно рассекающий мутные воды житейского бытия и несущийся в вечность.
Крыльцо становилось тем возвышением, которое начинало отделять входящего от суеты мира. Часто на паперти сидели нищие, калеки, сироты и погорельцы. Подать им милостыню каждый считал своим христианским долгом.
В притворе стоял стол с доской, в которой было много ячеек для свечей. Рядом – небольшое распятие. Перед ним проходило поминовение, и служились панихиды. Богомольцы во время службы стояли в основной, средней части храма. Принято считать, что средняя часть – собственно церковь – знаменует особую область земного бытия: мир людей, но уже оправданный, освящённый . Среднюю часть храма венчал огромный голубой с позолотой купол. В центре церкви стоял аналой – четырёхгранный столик, на который ставилась икона празднуемого в данный момент святого. Северная и южная стены средней части храма были голубого цвета, украшенные фресками. Входящие в храм богомольцы в первую очередь поклонялись иконе на аналое. Затем вставали лицом на восток и устремляли свой взор на иконостас, где в определённом порядке были размещены образы Христа, Богоматери, ангелов и святых. В храме, кроме расписных ангелов, стояли ангелы, вырезанные из дерева и покрытые бронзой.
Перед иконостасом находилась возвышенная площадка – солея. На ней стояли чтецы и певцы из мирян. В центре солеи находилась полукруглая площадка – амвон. С него произносились проповеди священника, давалось причастие, читались царские указы.
В центральной части иконостаса находились царские врата – двустворчатые по-особому украшенные двери. Царские врата были главным украшением храма. За иконостасом находился алтарь. Это следующее возвышение храма – духовное средоточие, область бытия Божия. Алтарь в нашем храме был полукруглый, размером 18,5 метров без закрылин. В центре алтаря располагался престол – главная святыня храма. Он был третьим возвышением, шагом в жизнь вечную. В храме на первом этаже было два престола: первый Василия Великого, второй – Благовещения. На престоле размещались антиминс, Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница. Из них особое значение имел антиминс – четырёхугольный плат из шелковой ткани с изображением во гробе Иисуса Христа, орудий его казни и четырех евангелистов, а также надпись, где, когда и каким епископом был освящен данный антиминс. Без него нельзя было служить литургию, таинство претворения хлеба и вина может совершаться только на этом плате.
За престолом располагалось горнее место – некоторое возвышение, где устанавливалось место для священника. Слева от престола устанавливался жертвенник, напоминающий по устройству сам престол. На нем совершалась первая часть литургии. Справа от престола – ризница, хранилище одежды священнослужителя, а также книг, ладана, просфор, вина и свечей.
На второй этаж вели две лестницы – правая и левая. На правой сохранилась фреска Николая Чудотворца, на левой – Феодосия Тотемского . На втором этаже было три престола: главный – Георгия Победоносца, второй – Николая Святого, третий – Феодосия Тотемского. По рассказам оставшихся в живых прихожан верхний этаж отличался большим убранством икон, росписью, стоящими бронзовыми ангелами, богатством и роскошью. В Георгиевском храме на двух этажах было около 400 икон, больших и малых, у каждой было свое место в храме. К иконе относились бережно, трепетно.
Верхний этаж храма завершался высоким куполом. Венчали храм пять куполов. В центре главный – Христос Спаситель, четыре остальных поменьше: Иоанн, Лука, Матфей, Марк.
Купол на наших церквах имеет форму луковицы. Это завершение русского храма, как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся. При взгляде на храм казалось, что мы имеем перед собой гигантскую свечу, горящую к небу. С храмом была выстроена звонница и казенная келья, где могли переночевать пришедшие сюда издалека. Звонница имела один большой колокол и несколько малых. Большой колокол был с малиновым звоном, то есть содержал большое количество серебра в составе сплава. Последним служителем храма был отец Иоанн , а раньше – о. Василий . Это были образованные и умные люди. Народ их очень любил и уважал. В их обязанности входили общественные богослужения, производимые как в храме, так и вне его. Осуществляли 7 таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, венчание, елеосвящение.
Особенно запомнились бывшим прихожанам венчания. Кто побогаче приезжали на лошадях. Народу всегда собиралось очень много. Надевали лучшие наряды. Повозки украшали колокольцами.
Обязательными были и молебны по случаю важных общественно-политических и военных событий. Широкое распространение получила традиция организованных денежных пожертвований: на устройство церкви, на содержание больных и раненых воинов и др.
Повсеместной приходской традицией было празднование престольных дней, то есть дней памяти святого, во имя которого был освящен престол местного храма. Богослужение в престольный день завершалось торжественным молебном. В храм собирались люди из всех деревень прихода. Многие из них оставались в тот день ночевать на селе или в ближних деревнях.
Днем неподалеку от храма устраивались торги, а во второй половине дня – гулянья, званые обеды, чаепитие. На другой день гости разъезжались по домам и принимали у себя тех, у кого гостили сами.
Святым долгом считалось проводить человека в последний путь. В церкви служили панихиду, затем здесь же, на церковном кладбище, и хоронили.
После Октября 1917 года отношение к православным святыням изменилось. Храмы разрушались, грабились, уничтожались иконы.
Храм Георгия Победоносца проработал до 1935 – 1936 гг., пока председателем Биряковского района не был назначен Разумов Анатолий Александрович. По его распоряжению храм был закрыт, и с этого времени началось его разрушение. Храм был отдан под склад. Его заполняли зерном. Все ценности с первого этажа были перенесены на второй. Но вскоре и зерно не стали там хранить. Храм перестали запирать, и постепенно все ценности храма исчезли. Лишь некоторые иконы были укрыты прихожанами, остальное бесследно исчезло. Даже колокола с колокольни сбросили, а самый большой был расколот на несколько частей, был дан приказ увезти его в уезд. Но из-за большого веса его так и не увезли в указанное место, он был сброшен в болото.
Раньше храм был виден из любой деревни Корбанги. Теперь стоит поруганный храм, смотрит на людей своими тёмными разрушенными окнами, напоминая о диком и страшном времени, когда на святую святых поднялась жестокая рука человека. В настоящее время рухнул весь второй этаж.
Пыталась община верующих Воробьёвского сельсовета во главе с Юлией Александровной Дунаевой возродить былое величие храма, но их общину не зарегистрировали. Почти два года шла «борьба», но все напрасно. 41 письмо было направлено в высшие инстанции, но все они остались без ответа.
Сейчас верующие ездят в Ильинскую церковь, что в городе Кадникове, в 47 км от деревни Воробьёво.
Комментарии