Святой воин – защитник Отечества
Образы Святого воина пытались передать многие иконописцы Древней Руси – известные и неизвестные авторы.
Например, все герои в работах Феофана Грека отличаются огромной силой и одухотворённостью, представлены в состоянии молитвенного экстаза, полностью погружены в себя, полны трагического пафоса. На всех его иконах герои являются защитниками, спасителями. Архангелы на иконах представлены как лучшие из небесного воинства, призванные охранять Владыку (веру, церковь, народ) и внушать трепет врагу.
У Андрея Рублёва экспрессия жестов персонажей сдержанна, что превращается в характеристику их внутреннего состояния. Ангелы на его иконах - созерцатели, изображены не в ярком свете, но вся икона как бы светится изнутри.
У Дионисия - преувеличенная удлиненность пропорций персонажей (в том числе и Святых воинов – архангелов), замедленность и мягкость движений. Так художник изображает одухотворённую «очищенную человеческую плоть». Надо сказать, что все герои работ Дионисия отличаются душевным благородством.
В иконе «Александр Невский в житии» (нач.XVII в.) Святой Александр Невский предстаёт перед нами в окружении святых дел своих – княжении в Новгороде, победе в невском сражении, переговорах и с римским папой (где он оказывается от католичества) и ханом Батыем; и чудесных явлениях после его смерти. И везде присутствует с ним дух святой. Сам же Святой представлен даже не в виде воина, а в виде духовного лица, на груди которого – длинное полотно с изображением воинского меча , опущенного вниз. Нет, не силой телесной побеждает он врагов своих, а силой духовной. Достаточно лишь изображения меча, и враг Руси будет побеждён. Образ Святого Александра Невского был востребован и в Советском периоде Государства Российского в годы Великой Отечественной войны для поднятия боевого духа ( использование православных святых было немыслимо в годы правления Сталина), в его честь был назван Орден для награждения отличившихся воинов в Советской Армии. И снят знаменитый фильм С.Эйзенштейна «Александр Невский», в котором передана вся любовь этого великого человека к своей земле.
И, хотя в литературных источника нет упоминания о том, что он произносил знаменитые слова : «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет земля Русская!», всё же хочется верить, что образ Святого Александра Невского – дошёл до нас верно, без искажений и нам удалось , хоть немного , постичь и понять духовную силу и мощь этого великого человека… А на иконе – простой монах в царском одеянии, пурпурном плаще, и с изображением опущенного меча на правой стороне – возле сердца = души, и со святым свитком в левой руке, и поднятой ,как в благословении, правой рукой!
Но, по- нашему мнению, самые яркие черты Святого воина передаются в иконе «Святой Георгий с житием». (Новгород. Начало XIVв.) и в иконе «Георгий Победоносец» (около 1170 г.).
Святой Георгий сохранился в памяти народной как юный воин побеждающий не физической силой, а мощью духовной. Духовная сила героя, обретённая им благодать, подтверждаются особенно ярко и убедительно в этой столь важной для народного сознания победе. Мастера представляют его юношескую красоту, исконную чистоту юности, утверждая то преображение, которое свершила в нём сила мученического подвига. Несмотря на все пережитые мучения (в иконе с житием, где Георгия всячески истязают), лик святого остаётся всегда невозмутим, а на теле Святого Георгия нет и следа от мучений. Так иконописцы передают духовную победу над злом. Бережно сохраняют мастера в этих иконах черты Георгия, которые делают его святым.
Надо заметить, что Святой Георгий не просто почитаем в Древней Руси, это почитание стало неотъемлемой частью древнерусской культуры. В его честь создавались древнейшие храмы, монастыри, его именем великие князья называли своих сыновей, светло праздновался в народе его праздник 23 апреля ( 6 мая по-новому стилю). Стоит добавить, что в царской России существовал орден Святого Георгия четырёх степеней, введённый ещё Екатериной II , и этот орден 4 степени – давали за мужество солдатам и младшим офицерам. «Георгий, побеждающий змея» был сначала гербом Москвы, а , затем, воин – сильный духовной силой, вошёл в состав герба всего Российского Государства.
Таким образом, проанализировав все вышеперечисленное и сравнив все представленные изображения, мы пришли к мысли, что необходимо выявит техническую составляющую, т.е.особенности письма.
Комментарии