Святые иконы России
Жизнедеятельность народа Божьего относительно истории христианства именуется Священным Преданием. На главенствующем месте Священного Предания находится Библия, далее следует литургическая жизнь церкви и её молитва, за ними следует учительные постановления и деяния, признанных церковью соборов, писание отцов церкви, житие святых, церковное право, а далее наступает черёд иконографической традиции, музыки, архитектуры. Святыни это те места, где человек может приблизиться к богу.
Конец 14, 15 и 16 вв. отмечены возникновением большого числа монастырей. В то время земля Новгородская делилась на пять частей – «Пятин». Одна из них, самая обширная и богатая монастырями, была Обонежская пятина, лежащая к северо-востоку от Новгорода, между озером Ильмень, рекой Волхов, Ладожским озером, реками Мстою и Мдою и вокруг всего Онежского озера. Ныне эта территория занимает часть Ленинградской, Новгородской, Вологодской областей и Карелии. Святые обители строились, при содействии общества городского и сельского. Так был построен Введено-Островский мужской монастырь. Упоминания о нём встречаются на протяжении уже шести столетий, а первые сведения о содержании в житии святого преподобного Александра Свирского, написанного его учеником Иродионом в 1545г. через 11 лет после смерти святого.
Время возникновения Введенского монастыря и дата рождения преподобного Александра Свирского выпали на годы порабощения Руси татаро-монгольским игом, длившегося более ста пятидесяти лет. На фоне этих тяжких и трагических событий возникает общее, «движение» иноков на Севере Руси и появления множества монастырей. Ведь яркое горение любви к Богу одного человека передаётся другим. Так ученики и самолитвенники Сергея Радонежского пролили свет до берегов Белого моря, пройдя с востока от Онежского озера.
Толчком к укреплению религиозной жизни, и, конечно, к возникновению монастырей, стало явление в 1383г. Тихвинской иконы Божией Матери. В сказании повествуется: «… Когда чудотворная икона Пресвятой Богородицы перешла через великое озеро Нево, тогда снова она чудно явилась в области Новгорода в Обоненской пятине, на реке Оять, на воздухе над Смолковой горой…
…Потом чудотворная икона Владычица явилась также на воздухе за сто поприщ от Тихвина на прежде упомянутой реке Оять, в неком селении, называемом Имоченицы, и здесь были дарования Божьим - исцеление болящих и здравие странствующим от недугов…»
Деревня Имоченицы находится в 20-ти км. от монастыря вверх по течению р. Оять. Икона, войдя в Оять в её устье, не могла пройти мимо села Мандеры, где родился будущий молитвенник преподобный Александр Свирский.
Изучая историю своего края, узнаёшь, как всё связано между собой и приходишь к выводу: на всё воля Божья. Мне захотелось узнать, что же такое чудотворная икона и вообще, когда появились иконы?
Православная икона
Почитание икон в церкви – как зажжённый светильник, свет которого никогда не угасает. Он зажжён не человеческой рукой, и с тех пор свет его не истощается. Почитание икон Православной Церковью покоится и неизменно утверждено на догмате воплощения Сына Божьего. Итак, образ, чудесно напечатлённый Самим Спасителем на убрусе, стал свидетельством истинности Боговоплощения, изображением самого догмата Божия. Лик Христа, чудесно напечатанный на плате Самим Спасителем в дар царю Авгарю, - вот то знамя, которое украсило церковь.
Искусство иконописи было сформировано и развито в Византии. Изобразительные средства, используемые художниками, не должны быть вычурными: спокойные и плавные линии, ясные краски, на светлом фоне строгие, завершённые, как бы темнеющие силуэты фигур и ликов в жестах, движениях присутствует лишь ритм и образ движений. Икона проста и ясна: минимизм средств для воплощения изображения, но максимизм вложенного в неё духовного содержания, в ней не должно быть ничего лишнего, отвлекающего внимание от сосредоточения и возвышения духа, благодати, мира и радости.
Русское иконописное искусство всецело следовало канонам Византии, при всём этом оно вложило в иконопись свою самобытность: строгие лики иконописных типов, отсутствие сентиментальности, которая присуща западной живописи. Русская икона являет собой ярчайшую эмоцию, всплеск религиозной национальной духовности. Икона воспринимается как «богословие в цвете и линиях», гармония между художественным образом и молитвенной проницаемостью.
Иконопочитание ярко отражено в каждом православном храме, что наглядно проявляется их обилием.
Чудотворные иконы одарены особой благодатной силой, помогающей странствующим в их молитвах к первообразу, награждающей их чудотворением и исцелением. Принимая освещения, икона становится благодатной, поэтому каждая икона способна обрести чудотворность. Основные чудотворные иконы: иконы Господа Иисуса Христа, иконы Божией Матери – Пресвятой Девы Марии, иконы Святой Троицы, иконы ангелов, исполнителей воли Божьей.
Особенно почитают иконы Богородицы, так как именно её образ явил миру наибольшее количество чудотворений и исцелений.
Многообразие икон Богоматери связано с местами их явлений и чудесами, с ними происходившими. Самыми почитаемыми считаются семь икон Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Присно девы Марии: Казанская, Владимирская, «Знамение» , Смоленская, Тихвинская, Почаевская, Иверская. Владимирская. Тихвинская и Смоленская – самые древнейшие иконы в мире.
Иконы защищают и охраняют земли Руси со всех сторон света: с севера – Тихвинская икона Божией Матери, с юга – Иверская икона, с востока – Казанская икона, с запада – Смоленская и Почаевская иконы, центральная часть охраняется иконой Владимирской Божией Матери. Условно иконы подразделяются на основные типы отображения:
«Одигитрия» - «Путевдительница», к нему относят Казанскую, Смоленскую, Тихвинскую, Иверскую, Иерусалимские иконы Божией Матери, именуемые «Троеручница» и «Скоропослушница»;
«Умиление» - «Емуса» , к нему относят Владимирскую икону Божией Матери, Почаевскую, Донскую, Феодоровскую, именуемые «Взнекание погибших» и «Достойно есть»;
«Молящаяся» - «Знамение» - «Оранта» - «Великая Панагия», этот тип появился ещё в Ката – Комбном периоде христиан. Также к нему относят «Знамение» - иконы, именуемые Курская, Новгородская, Абалакская, Царскосельская и «Неупиваемая чаша»;
«Всемилостивая» . К этому типу относят иконы, именуемые «Державная» и «Всецарица»;
«Заступница» – Боголюбская икона Божьей Матери.
Тихвинская икона представляет собой поясное изображение Богородицы и Богомладенца, сидящего на левой руке Богоматери.
Эта икона является одной из старейших икон, написана самим апостолом Лукой.
Явление этой иконы народу было как раз на территории нашего края.
Явления Тихвинской иконы Божьей Матери на территории Ленинградской области.
Историки церкви утверждают, что Тихвинская икона Богородицы написана евангелистом Святым апостолом Лукой. Святой Лука вместе с Евангелием и Книгой деяний апостольских послал её в Антиохию в дар Феофилу, принявшему веру Христову. После его смерти икона была перенесена в Иерусалим. А затем, в пятом веке, Евдокия, супруга греческого царя Феодосия, подарила её сестре Феодосии Тульхерии. В Константинополе для неё был воздвигнут Храм и там икона находилась 539 лет.
Через несколько лет, когда в Греции начались гонения против святых икон, один благочестивый и священный человек под покровом перенёс икону Богоматери из Влажирской церкви в обитель Пантократора и, затеплив перед нею лампаду, наглухо замуровал. Спустя 60 лет была найдена с неугосающей лампадой и торжественно возвращена на прежнее место. Но неожиданно она исчезла из храма и столь же неожиданно в 1383 году объявилась в Новгородских пределах, на реке Тихвинке.
На Ладожском озере местные крестьяне ловили рыбу. Внезапно их осенил ослепительный ниспадающий сверху свет. В потоке света они увидели икону Пресвятой Богородицы с Младенцем на левой руке. Скрывшись от глаз рыбаков, лучезарная икона продолжила свой путь к Тихвину и на протяжении его пять раз являлась верующим на реке Ояти за 102 версты и в 100 верстах от Тихвина.
Местные жители, поражённые чудесным шествием по воздуху иконы, устремились к месту явления, падали на колени и усердно молились Царице Небесной, прося даровать им свою Святую икону. Как бы склоняясь перед благочестивым желанием народа, икона тихо спустилась на землю. И тут же для неё немедленно соорудили часовню. Исцелив здесь множество больных, Царица Небесная вскоре вновь соблаговолила взять свою икону и перенести на новое место – на Кукову гору, что у реки Паши, в 21 верстах от Тихвина. В течение часа стояла она здесь в воздухе, чем привела в необуздаемый восторг верующих.
Но и на этом месте не окончилось странствование иконы, названной впоследствии Тихвинской. Предполагается, что Пресвятая Владычица дивным явлением своего изображения указывала лишь те места, где должны были воздвигнуться храмы и часовни – дома молитвы во славу Божию.
Как только икона появилась на реке Тихвинке, туда тот час же стекся окрестный народ, духовенство, и состоялся крестьянский ход. С упоением, долго и громко взывал, рыдая, верующий народ к Богородице, прося ниспослать щедроты её любовь к людям и посетить их своим светозарным пришествием.
Молитвы были столь усердными, что святыня опустилась прямо на руки людей, и те лобзали икону, исполненные сильнейшей радостью и блаженством. Тут же приступили тихвинцы к строительству молитвенного храма. Сейчас это – Полковая церковь. Лишь несколько человек были оставлены при иконе для ночной молитвы. Они старались бодрствовать, но под утро сон сморил их. Каков же был их ужас, когда пробудившись, они обнаружили, что иконы нет! Безутешные жители разбрелись по окраинам в поисках святыни. Она сама выбрала себе место и перенесла заготовленный лес. Это было седьмое и последнее явление иконы Богоматери. Свершилось оно 26 июня 1383 года. Избрав из своей среды самых достойных, послали их к Великому Новгороду к Архиепископу Алексею с сообщением о случившемся, он известил обо всём Московского князя Дмитрия Иоанновича и святейшего митрополита Пимена. Алексей направил в Тихвин пресвитеров, вручив им антиминс и благословив на скорейшее окончание и освещение храма во имя Успения Богородицы.
Икона Божией Матери
На иконе Пресвятая Богородица держит Своего Божественного сына на левой руке, а в правой руке у Неё цвет белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к которой так и обращается Святая церковь: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый цвет чистоты» связано с песнопениями, посвящёнными Богоматери. На некоторых списках вместо лилии изображены розы или другие цветы. Чудотворные иконы «Неувядаемый цвет» были распространены от Перлиной до Полтавской области на Украине и совершали исцеление многих людей, имеется она в храме Рождества Христова, который находится в деревне Надкопанье Волховского района, Ленинградской области.
С этой иконой связана очень интересная история. Отец Антоний, бывший художник ОАО «Пашское» в мастерской восстанавливал иконы, которые приносили жители с.Паша, а однажды произошёл пожар и все иконы сгорели, осталась одна «Неувядаемый цвет». Сейчас она находится в храме Рождества Христова и с каждым годом становится ярче. К ней обращаются многие прихожане. Перед иконой Пресвятой Богородицы «Неувядаемый цвет» молятся о сохранении праведной жизни, о правильном выборе супруга или супруги, о счастии в браке, о чистоте и целомудрии, об избавлении от брани плотской, при вступлении в брак. Чистая и пламенная молитва перед этой иконой помогает в разрешении тяжёлых семейных проблем. Этому есть масса подтверждений.
Комментарии