Архитектурные достопримечательности Санкт-Петербурга
Петербургские архитекторы на протяжении трехсотлетней истории города широко применяли знания и опыт древних мастеров. Зодчие Петербурга строили не только арки полуциркульной формы, но и купола, в частности: купол Исаакиевского собора .
Архитектурный образ Санкт-Петербурга многопланов, разнолик. В нем запечатлены различные градостроительные эпохи и художественные стили. Но есть у них и общие, объединяющие черты, одна из них – широкое использование арок и куполов полуциркульной формы. рис. 4
Петербургское барокко было своеобразным и самостоятельным явлением, хотя в нем и отразились влияния различных европейских школ. Петербургскую архитектуру отличали простота объемных построений, плоскостная трактовка фасадов и сдержанность убранства. Важная особенность барокко – использование в оформлении арок декоративных барельефов . В середине XVIII столетия стиль барокко достиг яркого и пышного расцвета. Резко усилились черты парадной представительности, ослепительного великолепия, декоративного блеска. Тяга барокко к зрелищным эффектам особенно наглядно проявилась в арочном искусстве. Однако сложность и дороговизна отделки ограничивали его применение. В отличие от барокко, классицизм позволяет добиться художественной законченности и изящества сравнительно немногочисленными и несложными в исполнении деталями.
Итак, на смену барокко приходит новое направление, и на рубеже 50х-60х годов в архитектуре Петербурга начинает формироваться классицизм. Для всех периодов его развития характерно использование благородно простых полуциркульных арок. Полуциркульные арки часто встречаются среди монументальных построек.
Триумфальная Арка Главного Штаба – воплощенный в камне торжественный гимн в честь воинов-героев. Добиваясь ясной композиции Дворцовой площади, архитектор Росси как бы изменил направление Большой Морской улицы, нацелив ее из-под арки прямо на центральную часть Зимнего дворца. Этим он связал в единую композицию дворец и Главный штаб, решив труднейшую градостроительную задачу создания ансамбля. Все оформление фасада Главного Штаба призвано подчеркнуть масштабность и выразительность арки. Соединяя два крыла широким пролетом, арка господствует над зданием и над всей южной частью площади. Связанная конструктивно и композиционно со зданием штаба, арка все же воспринимается как самостоятельный триумфальный монумент, посвященный подвигам русских армий в Отечественной войне 1812 – 1814 годов.
Орловские ворота в Пушкине, архитектор Ринальди. Орловские ворота привлекают гармоничностью архитектурных форм. Ворота представляют собой почти строгий квадрат, разделенный по вертикали на три части и по горизонтали на три яруса. Средняя часть ворот прорезана удлиненной полуциркульной аркой. Ворота были построены в честь графа Орлова, во многом способствовавшего прекращению эпидемии чумы, разразившейся в Москве в 1770-1772 годах.
В отличие от пышных триумфальных арок первой половины XVIII века, арка Ринальди строга. Декоративная насыщенность барокко уступила место соразмерности и торжественности классицизма.
Ринальди создал триумфальные ворота нового типа, получившего развитие в архитектуре XIX века.
Вывод: Одна из отличительных черт барокко и классицизма – характер использования и оформления полуциркульных арок.
Принцип построения трехлопастной полуциркульной арки
Интересный вариант трехлопастной полуциркульной арки присутствует в оформлении Шведской реформатсой церкви Святой Екатерины . Архитектор К. К. Андерсон составил проект церкви в необычном полуклассическом - полуроманском стиле. Поэтому в архитектуре нашего города крайне редко встречается такая форма арок.
Проведем два взаимно перпендикулярных диаметра данной окружности . Построим биссектрисы четырех полученных прямых углов. Изобразим искомые окружности. Четырехугольник АВСD — квадрат. Проведенные диаметры являются общими касательными пар
искомых окружностей. Пусть М — точка касания искомых окружностей. ∆ AMO прямоугольный и равнобедренный. АМ=ОМ=r, где r — радиус искомых окружностей. Тогда . Получаем уравнение , откуда . Пользуясь полученным равенством, нужно построить r. Представим равенство в виде пропорции . Введем вспомогательный отрезок а, такой, что . Построим отрезок . Затем построим отрезок . Три отрезка в последней пропорции теперь известны. Строим четвертый пропорциональный отрезок r. Пусть Р — точка пересечения биссектрисы ОА с данной окружностью. Отложив на луче РО отрезок РА = r, получим центр А искомой окружности. Аналогично строим центры остальных искомых окружностей.
Православные купола
В русских православных храмах заключен порыв к красоте и духовному свету. Поэтому «луковичная» форма купола выбрана неслучайно. Она напоминает заостряющееся кверху пламя, горящую свечу, которую зажигают во время молитвы. Такая форма купола символизирует духовный подъем и стремление к совершенству. Купола православных храмов на Руси строили с использованием золотой пропорции, которая выражается иррациональным числом.
Задача о золотом отношении, отражающая элементы изящества и гармонии окружающего нас мира явилась одной из самых долгоживущих и увлекательных геометрических задач.
Пифагор показал, что отрезок единичной длины АВ можно разделить таким образом, что отношение большей части АС=а к меньшей части ВС=b будет равно отношению всего отрезка АВ=1 к его большей части.
Существуют разные виды куполов. Самый простой эскиз купола строится таким образом: В квадрате АВСD отмечаются середины Е, F, К его сторон АD, DС и СВ соответственно. Из точек А, В, С, D как из центров проводят дуги радиусом, который составляет половину стороны квадрата. Продолжение стороны АВ квадрата пересекают двое из дуг в точках М и N.
Примером такого купола служит церковь Святой Екатерины, архитектор Тон . В своем проекте Тон использовал крестово-купольную систему, разработанную еще византийскими зодчими и затем широко распространившуюся в русской архитектуре. Традиционное русское пятиглавие дополнилось соответствующей компоновкой фасадов, в отделке которых использовались мотивы русской архитектуры XV – XVII веков – узкие полуциркульные арочные окна, декоративная аркатура на тонких колонках. Николай I нашел в проекте Тона «отменный вкус» и прямое соответствие русской народности. Много лет спустя петербургский журнал «Зодчий», публикуя составленный Тоном в 1830 году эскизный проект церкви Святой Екатерины, отмечал, что он был «первым началом и исходною точкою возрождения своеобразной церковной архитектуры в России». Екатерининская церковь была построена в 1831 – 1837 годах.
К сожалению, она не сохранилась.
Комментарии