Общество  ->  Религия  | Автор: Крикушенко Елена Герцевна | Добавлено: 2015-03-11

Русская православная церковь и II мировая война

Долгое время патриотическая позиция, занятая Русской Православной Церковью с первых дней Великой Отечественной войны, оставалась предметом пристального внимания зарубежных исследователей. Одни из них стремились объяснить данное явление сцеплением случайностей, другие упрекали РПЦ 1 за то, что она не выполняла своего религиозного дома и не стала на сторону тех, кто шел на Россию под лозунгом «С нами бог».

Отечественные же историки, как правило, хранили молчание по поводу позиции церкви в войне. Лишь в отдельных работах атеистического характера отмечалось, что духовенство использовало тогда людское горе для усиления насаждения религиозных чувств.

Казалось бы, что начавшаяся война должна была обострить противоречия между государством и церковью. Однако именно этого и не произошло. Складывавшиеся веками национальные и патриотические корни русского православия оказались сильнее предубеждений и патриотическая деятельность РПЦ в годы войны явилась не только заметной, но и существенно необходимой, выражала естественные чувства принадлежности граждан к Родине и реализовалась по многим управлениям. РПЦ, воспитывала в верующих мужество и самоотверженность, поощряя ревностное участие в боевых операциях на фронте и в партизанских отрядах, требовала полной самоотдачи от трудившихся в тылу, призывала верующих на временно оккупированных врагом территориях к стойкости и сопротивлению, оказывала материальную помощь Красной Армии: сбор средств на авиационную эскадрилью имени Александра Невского, танковую колонну имени Дмитрия Донского в Фонд обороны, на подарки бойцам, проявляла заботу о раненных, инвалидах, вдовах и детях сиротах и многое другое.

Война, как экстремальная ситуация, не только всколыхнула церковную жизнь в стране, но и показала, что РПЦ осталась верна своим историческим и вероисповедальным традициям.

В сентябре 1939 г. нападением Германии на Польшу началась II Мировая война. После разгрома Польши и присоединения к СССР по договору Молотова – Риббентропа Западной Украины вместе с принадлежавшей до 1918 г. Австро-Венгрии Галицией, Западной Белоруссии, а также присоединения в 1940 г. Бесарабии, Северной Буковины, Эстонии, Латвии и Литвы – число приходов, находившихся в юрисдикции Московского Патриархата, многократно увеличилось. К началу Великой Отечественной войны Русская Церковь имела 3021 действующий храм и 88 монастырей с более чем 5 тыс. насельников - почти все на западе страны.

Русская Православная церковь и II Мировая война

22 июня 1941 г. митрополит Сергий обратился к верующим с посланием «Пастырям и пасомым Христианской Православной церкви. Отметив, что день начала фашистской агрессии совпал с праздником Святых земли Русской, Сергий призвал всех встать на защиту Родины от захватчиков. С аналогичным посланием к пастве обратился 26 июня 1941 года Митрополит Ленинградский Алексий (будущий патриарх Московский и Всея Руси). Оба иерарха, не задумывались о последствиях, фактически нарушавших закон, который строго запрещал вмешательства церкви в дела государства. За годы войны Патриарший Местоблюститель обращался к верующим с патриотическими воззваниями свыше 20 раз, откликаясь на все основные события в военной жизни страны. Это и обращение к московской пастве в тревожные дни октябрьского (1941г.) фашистского наступления на столицу, и обращение к верующим на временно оккупированных территориях с призывом содействовать партизанскому движению, и сбор средств на организацию именных воинских частей и на подарки раненным.

Активнейшее участие приняли священнослужители и миллионы верующих в оказании материальной помощи государству. Взносы непосредственно от Р.П.Ц. в Фонд обороны составили за годы войны более 300 млн. руб. В том, числе по Краснодарскому краю -1,5 млн., по Ставропольскому – 6,13 млн. и др. Крупные суммы были собраны в Москве, Саратове, Астрахани, Калининской области и т.п. Гражданским подвигом стало поведение верующих Ленинграда. По предложению митрополита Алексия десять приходов города, Никола Морской, Князе-Владимирский и Спасо-Преображенский соборы, семь городских и пригородных церквей начали 23 июля 1941г. сбор пожертвований в Фонд обороны и Фонд Советского Красного Креста. К середине блокадной зимы 1943г., общая сумма денежных средств, собранных верующими и духовенством Ленинградской епархии в Фонд обороны за годы войны, превысила 6 млн. рублей.

Важной стороной деятельности Р.П.Ц. во благо Родины явилась забота о повышении боевой мощи Красной Армии. 30 декабря 1942г. митрополит Сергий, призвав духовенство и верующих к сбору средств на строительство танковой колонны, обратился с телеграммой к Сталину, в которой высказал просьбу об открытии банковского счета для зачисления пожертвований на колонну имени Дмитрия Донского. В ответной телеграмме председатель Государственного комитета обороны, дал на это согласие. Такая, вроде бы неожиданная перемена отношения к Р.П.Ц. со стороны властей была не случайной. Патриотическая деятельность церкви и ее возросшее в народе влияние были замечены и получили соответствующую политическую оценку.

Священник Федор Пузанов из села Бродовичи, собрал среди верующих на оккупированной Псковщине золота, серебра, церковной утвари и денег на общую сумму около 500 тыс. руб., переданных затем через партизан на Большую землю. Передача Красной Армии колонны имени Дмитрия Донского из 40 танков Т-34 состоялась 7 марта 1944 года. Перед личным составом подразделений с напутственным словами выступил митрополит Крутицкий Николай. Боевой путь танкистов этой колонны отмечен многими подвигами и славой.

Несмотря на то, что церковь была по Конституции отделена от государства, правительство СССР было вынуждено отметить государственными наградами большое количество священнослужителей. Известно, что число священников в Полесской епархии уменьшилось на 55% в связи с расстрелами многих из них фашистами именно за содействие партизанам. «Партизанским попом» прозвали в годы войны настоятеля Успенской церкви Дрогиченского района, Гомельской области Василия Копычко. За свою патриотическую деятельность он был награжден, как и многие другие священнослужители, медалью «Партизану Великой Отечественной войны», 17 священнослужителей награждены медалью «За оборону Москвы».

Почти не изученной остается церковная жизнь на временно оккупированной врагом территории. В Псковской и других областях СССР оккупированной врагом, церковная жизнь почти полностью угасла. Ради возрождения религиозной жизни в регионе впервые зазвучало в эфире церковное слово. Еженедельные трансляции из Пскова охватывали значительную территорию, включая районы Острова, Порхова, станции Дно. В сентябре 1942 г. священником Георгием Бениксоном по радио из Пскова был прочитан доклад на тему «Религия и наука». Второй доклад «Игумен всея Руси» он посвятил 550-летию со дня смерти Сергия Радонежского.

Наверное, еще предстоит много изучить материалов для того, чтобы дать оценку роли церкви во второй Мировой войне. Но уже по тем материалам, с которыми удалось познакомиться мне, видно, что в тяжелые военные годы весь русский народ, в независимости от того, был ли он верующим или атеистом поднялся на борьбу с врагом. В единстве народа и заключалась сила и мощь, которая смогла противостоять фашистской чуме.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)