Роль милиции в современном обществе
Отношение общества к милиции было и остается двойственным. С одной стороны в народе постоянно культивируется, даже романтизируются её общественно-полезные функции: охрана порядка, борьба с преступностью, защита прав граждан. А с другой стороны кричащие газетные статьи и телевизионные репортажи, вскрывающие проблемы в органах правопорядка. Желание разобраться в противоречивых точках зрения послужило мотивом к возникновению интереса к данной теме. Причиной возникновения интереса является еще и то, что мой отец - участковый милиционер. И как порой бывает досадно слышать не совсем лестные отзывы о людях этой профессии, хотя я понимаю, насколько сложен и необходим этот труд.
На сегодняшний день в числе стоящих перед милицией проблем одной из наиболее актуальных является проблема эффективности ее деятельности на современном этапе.
Милиция Забайкалья с момента её создания весной 1917 года претерпела большие структурные измене - ния. При трёх сменяющих друг друга режимах власти в годы революций и гражданской войны она подчинялась то мест - ным общественным самоуправлениям, то комиссариату внутрен - них дел, то военным властям или областному комиссару (управляющему области). Слабым звеном в организации деятельности милиции было отсутствие единого, полноценного штаба управле - ния. В силу сложных, порою чрезвычайных обстоятельств того времени не удалось сформировать аппарат областного управления милиции.
Это было сделано при следующем, новом режиме власти в на - шем крае.
22 октября 1920 г. Чита, а затем и всё Забайкалье были очи - щены и освобождены от белогвардейских семёновских и японс - ких оккупационных войск. В конце октября того же года прави - тельство Дальневосточной Республики, образованное ещё в нача - ле апреля в Верхнеудинске (Улан-Удэ), переехало в Читу, став - шую столицей ДВР.
При министерстве внутренних дел ДВР было образовано Глав - ное управление народной милиции, в ведение которого вошли со - зданные на местах управления милиции областей: Прибайкалье кой, Забайкальской, Амурской, При - амурской, Приморской и Камчатской.
До недавнего времени считалось, что начало деятельности нашей облас - тной милиции было положено с нояб - ря 1920 г., с момента назначения пер - вого начальника областного управле - ния милиции. Но один весьма любо - пытный документ, обнаруженный в фондах Читинского госархива, при - влёк внимание интересным и важным сообщением, не учитывать которое нельзя. В нём говорится:
<<Организация милиции в област - ном масштабе началась ещё в авгус - те 1920 г. в городе Нерчинске, где ещё до пробития <<Читинской пробки>> по постановлению съезда трудя - щихся приступили к формированию милиции на территории области, освобождённой от реакционеров. Задача эта была возложена на на - чальника Нерчинской уездной мили - ции, который являлся в то же вре - мя организатором и временным начальником Восточно-Забайкальской милиции. Начальником этой милиции был партизан Подойницын...>>
Удалось разыскать и некоторые сведения об этом человеке.
Яков Евстафьевич Подойницын -- коренной забайкалец. Уча - ствовал в первой мировой войне, имел Георгиевский крест 4-й сте - пени. Был видным партизаном в годы гражданской войны.[Приложение 4]
После освобождения Читы Я. Е. Подойницын остался в Нер - чинске и продолжал ещё более года возглавлять местную уездную милицию. В 1938 г. был репрессирован и умер в Сретенской тюрь - ме.
После свержения военного режима атамана Семёнова прежняя милиция была по существу распущена. Поэтому при власти пра - вительства ДВР пришлось почти заново создавать органы мили - ции как в республиканском, так и в областных, городских и уезд - ных масштабах. При создании новой милиции поменялся весь руководящий состав, в ее ряды влились новые люди, преимущественно из парти - зан. На них и была сделана ставка при комплектовании милицей - ских органов как в центре, так и на местах.
Начальником областной милиции был выдвинут Василий Ми - хайлович Сокол -Номоконов, известный партизанский командир, имевший в прошлом некоторый опыт работы в милиции в 1917 году на Забайкальской железной дороге.[Приложение 5]
<<Вступив в должность 23 ноября 1920 г. и приступив тот - час к организации милиции в области, -- докладывал В. М. Сокол-Номоконов в Главное управление милиции ДВР, -- мне и моим сотрудникам пришлось встретиться в своей работе с громадными и нередко непреодолимыми затруднениями, ко - торые частью преодолены...
Подобрав кадры, более или менее отвечающие своему на - значению сотрудников, большей частью испытанных в рево - люционной борьбе бойцов, на которых можно всецело поло - житься в том, что они всеми мерами и, неуклонно руковод - ствуясь преподанными революционной властью указаниями, своей совестью, будут проводить в жизнь законы и поста - новления правительства молодой Д. В. Республики>>.
Многие бывшие партизаны, пришедшие в милицию по зову своего легендарного командира, были закалёнными в боях и сра - жениях бойцами. Но на милицейском поприще требовалось зна - ние многих специфических сторон новой деятельности. Пришлось перестраиваться буквально на ходу, постигая азы милицейской службы. Общая оперативная обстановка во всём Забайкалье в период смены очередного режима власти крайне осложнялась.
Позади было шесть лет войны: три -- на Германском фронте, три -- на фронтах гражданской войны. Новая война могла разго - реться и продолжаться на дальних восточных рубежах страны: хо - рошо вооружённая японская армия ждала удобного случая и гото - ва была <<отхватить>> у России огромную территорию от Тихого оке - ана до Байкала. Собственно, для того чтобы избежать прямого во - оружённого столкновения с Японией, и было создано <<буферное>> государство -- ДВР, где допускалась частная собственность, част - ная торговля, многопартийность.
Трудности в организации и становлении органов милиции в крае усугублялись тем, что в условиях послевоенной разрухи, ни - щеты, голода, безработицы, беспризорности уровень уголовной преступности всё более возрастал.
С первых шагов областной милиции пришлось столкнуться с разгулом бандитизма, убийствами, разбоями, грабежами, кража - ми, контрабандным ввозом спирта и водки, массовой спекуляци - ей, наркоманией и проституцией.
Несмотря на все сложности трудного переходного времени, милиция Забайкалья сумела устоять, выдержать суровые испыта - ния, набирая при этом опыт и силу. В этом было её главное дости - жение в начальный период деятельности.
Отчитываясь по своей работе за первое полугодие 1921 г., В. М. Сокол-Номоконов писал:
<<Приходится удивляться, как сотрудники подведомствен - ной мне милиции пережили суровое зимнее время и не разбе - жались, бросив службу. Это, я полагаю, можно объяснить тем, что сотрудники милиции, в большинстве бывшие бой - цы-партизаны, привыкшие ко всякого рода лишениям и учиты - вающие тяжелое финансово-экономическое положение Респуб - лики>> .
Такую высокую оценку дал первым милиционерам первый на - чальник областной милиции. Так закладывался фундамент новой народной милиции в нашем крае и её главный штаб - областное управление милиции.
В числе наиболее ярких и значительных событий в истории милиции периода ДВР следует особо выделить и обозначить от - крытие школы милиции и разгром крупной банды Ленкова.
Подготовка милицейских кадров в Чите с 1921 года по 1924 год.
Внимание к органам милиции, к её боеготовности было приоритетным в деятельности правительства ДВР. Это объяснялось сложностью общеполитической и оперативной обстановки в Дальневосточном регионе, вызывалось разгулом пре - ступности.
В милицию влился большой отряд партизан. Их боевая выуч - ка ни у кого не вызывала сомнений. Но у некоторой части быв - ших партизан были <<шапкозакидательские>> настроения и рассуж - дения: <<Мы разгромили Колчака, побили японцев и семёновцев, а с этой мразью в два счёта покончим>>.
Но с уголовниками бороться оказалось не так-то просто. Здесь нужны были иные, чем в открытом бою, формы и методы. Хотя опыт и приобретался, в милиции в это время остро не хватало опытных и грамотных сотрудников, особенно в руководящем зве - не и по линии сыска. Основная масса прибывших на службу -- малограмотные люди. Столкнувшись с трудностями в освоении милицейского дела, а также с недостатками в техническом и ма - териальном обеспечении, значительная часть сотрудников не вы - держивала новых испытаний, а поэтому резко увеличилась теку - честь кадров.
Возникала настоятельная необходимость создания учебной базы. В феврале 1921 года в Министерстве юстиции ДВР была составлена докладная записка о необходимости организации кур - сов. С этого момента развернулась подготовительная работа. На - чался подбор кадров руководящего и преподавательского состава Центрально-милицейских инструкторских курсов -- так первона - чально именовалось это учебное учреждение. Началось всё с фор - мирования учебной роты, командиром которой был назначен по - мощник начальника Прибайкальской областной милиции В. Н. Добронравов.
Состав курсантов был определен в 50 человек с полугодичным сроком обучения. Учебная рота разделялась на взводы (отделе - ния).
29 июля 1921 года первым начальником курсов был назначен Абрам Иосифович Абрамов -- бывший командир батальона народ - но-революционной армии. В свое время он отбывал каторгу, вое - вал на фронтах 1-й мировой и гражданской войн. За храбрость получил прозвище Барс (в ряде документов значилось Барс-Абра - мов).
Большое значение деятельности созданной школы придавало Главное управление милиции ДВР, ставшее, по существу, основ - ным ее опекуном. Это выражалось и в выделении лекторов, и в определении сроков выпуска, и в распределении курсантов на ме - ста новой службы.
За три года школа подготовила свыше 200 человек. Большинство из них составляли костяк руководящего ядра милиции всего Дальневосточного края. В Забайкалье успешно трудились на милицейском поприще выпускники школы.
В 1924 году школа командного состава рабоче-крестьянской милиции (так она стала именоваться после воссоединения ДВР с Советской Россией) перебазировалась в г. Хабаровск. Там она ус - пешно продолжала ковать кадры руководящего состава органов внутренних дел.
Комментарии