Как появилось земледелие
Предметом заботы земледельского дворянства было обустройство жизни русского крестьянина.
Вечер. Выключен телевизор, родные улеглись спать. Тишина. А мне не спится. Я мысленно возвращаюсь к произведениям И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого… Вникаю в диалог Базарова и Николая Петровича: «Я слышал, что Либих сделал удивительные открытия насчет удобрений полей» - Базаров: «Куда нам до Либиха! Сперва надо азбуке выучиться…» Читаю сноску: Великий Либих (1803-1873) – немецкий химик, один из создателей агрохимии, автор теории минерального питания растений. Оказывается, он писал в письме профессору Петровской сельскохозяйственной академии П.А.Ильенкову: «Русское земледельческое дворянство должно же понять, что ему необходимо запастись сельскохозяйственными знаниями, если оно не хочет идти навстречу верной гибели». Неуважение к земле гибельно для любого господствующего государства. «Предостережение Либиха не потеряет силы в веках», - делаю вывод.
«Анна Каренина» Л.Толстого.
Представители дворянства Левин и Свияжский спорят о будущем России. Свияжский видит экономические преобразования в России с образованием, а Левин утверждает – что только аграрные реформы спасут страну от разрухи и нищеты. Уверенный в своей правоте, Левин пишет сочинение об отношениях народа к земле, положив начало новой науке, тем самым производив переворот в политической экономии. Он планирует съездить за границу и изучить на месте передовое в агронауке, найти убедительные доказательства для развития аграрной России. Он пытается в своем имении провести земледельческие реформы, обучив фермеров новым формам хозяйствования.
После отмены крепостного права отдельные крестьянские хозяйства стали процветать. Вот он, мой собеседник и Левина: «Старик снял десять лет тому назад у помещицы сто двадцать десятин, а в прошлом году купил их и снимал еще триста у соседнего помещика. Малую часть земли, самую плохую, он раздавал внаймы, а десятин сорок в поле пахал сам со своей семьей и двумя наемными рабочими…». Дочитываю рассказ старика, убеждаюсь в том, что русский крестьянин не был равнодушен к земле. Земля для него была источником жизни, он горд, что хозяйствует не земле, горд своими сыновьями, племянником, невестками, лошадьми, коровами, и особенно тем, что держится все это хозяйство. Он поведал Левину и маленькие хитрости успешности своего крестьянского дела.
Л.Н.Толстому вторит А.П.Чехов. Его «Вишневый сад» - символ процветания России.
Прислушиваюсь к словам Трофимова: «Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна…» И вот этот сад вырублен под корень. Стук топоров. Лопахин гордится приобретением земли под дачные застройки. Аня самоуспакаивает себя: Мы построим новый сад!
К сожалению, история распорядилась по-своему. «Подсекли» аграрную Россию, которая к 1913 году стала ведущим аграрным государством. Вот уже как столетие «Вишневому саду», но богатство России не возрождается. Свою тревогу о будущем аграрной России выразил Андрей Платонов в романе «Чевенгур». И вот я мысленно в городе коммунизма с героями романа.
От последних плетней Чевенгура начинался бурьян, сплошной гущей уходивший в залежи неземлеустроенной степи. Бурьян обложил весь Чевенгур (город коммунизма) тесной защитой от притаившихся пространстве. Ветер несет по бурьяну семя его размножения, а человек с давлением в сердце идет по траве к коммунизму… Из бурьяна шел пар жизни трав и колосьев – там жили рожь и лебеда без вреда друг для друга, их никто не сеял, им никто не мешал, но настанет осень – и пролетариат положит себе во щи крапиву, а рожь соберет вместе с пшеницей и лебедой для зимнего питания…
В Чевенгуре уже три года ничего не сажали. рирода отказалась утешать человека трудом и сама дарит неимущему едоку все питательное и необходимое…
Идея легкого счастья, по Платонову, примитивна. Тут зараза, а не коммунизм, - делает вывод Коненкина.
В романе проводится идея невмешательства в жизнь крестьянина, который бы обустроил свою жизнь, сохраняя традиции крестьянского уклада. Эта идея утопическая. По-моему, человеческая жизнь устроена по принципу передачи лучшего опыта от поколения к поколению. Она должна носить научное основание действий в борьбе за хорошие урожаи. И снова я возвращаюсь к мысли «Земледелие - это…»
Идея обустройства крестьянской жизни: «Разные люди, разные судьбы, разные поиски смысла жизни. Крестьяне, странники… - все ищут, все выходят из себя…»
Значит, все зависит от того, какой ты сам. Взыскан судьбой, золотом осыпан – а несчастен, жалок и беден. И наоборот: гол как сокол, а счастлив. Счастье в тебе самом…
Гимн земле я услышала на одной из страниц « Железного потока » Серафимовича.
«…И какая же сила, какая же нечеловеческая родящая сила! Заткнет в землю, балуясь, мальчишка валяющуюся жердь – глядь, побеги выбросила, глядь, уж дерево шатром ветки раскинуло. А виноград, арбузы, дыни, груши, абрикосы, помидоры, баклажаны, – да разве перечесть! И все – громадное , невиданное, противоестественное.
Заклубятся облака в горах, поползут над степями, польют дожди, напьется жадная земля, а потом начинает работать безумное солнце – и засыпается страна невиданным урожаем…
И вот война! Землю Вам!?»
Вместе с героями переживаю ситуацию, когда целые народы согнали с родной любимой ими земли.
В победе Великой Отечественной – львиная доля заслуг земледельца. М.Исаковский пишет о русской женщине, которая одна с несжатыми в поле хлебами встретила войну:
«…Рубила, возила, копала, - да разве все перечтешь,…а в письмах на фронт уверяла, как будто отлично живешь».
Восхищает стойкость земледельца, подпитанная великой любовью к Родине.
Мне кажется, в годы войны энергия слова «русская земля» находилась в энергетическом пике. И вместе с этой патриотической энергией возросла агрономическая суть слова «земледелец».
На таком патриотическом подъеме селяне находились до 1960 года. Вновь возобладала над сознанием россиянина идея коммунизма. Труд как самая высокая ценность заменился другими праздными ценностями. Писатели – фантасты братья Стругацкие в книге «Хищные вещи века» предугадали будущее России к началу 2000 года: « Труд как главная ценность потерян. А праздная жизнь разъедает личность…»
Участвовать в такой беседе мне понравилось. Проводят же медики, химики эксперименты на себе. Например, пробируют лекарства. Я тоже, так назовем, провела небольшой эксперимент над собой.
Мне надо было выяснить, влияет ли информационное поле на развитие ребенка в семье. Я заведомо расширяла информационное поле, окружив себя книгами. Моими собеседниками были Тургенев, Толстой, Чернышевскии, Платонов, Шолохов, Серафимович. Всех их тревожило будущее России! Во имя будущего России действовали герои этих авторов. Процветание России им виделось на аграрном поприще. И их точка зрения стала мне близка после проведенных вечеров за чтением. И я, как В.Шукшин, заявляю: «Выбираю деревню на жительство».
Будет трудно? Да! Пословица говорит: «Где родился, там и пригодился».
Себя я вижу высококлассным специалистом, для которого труд на земле будет в радость. Я поставила цель обучиться искусству земледелия.
Думаю, малый эксперимент «Ведут беседу двое: я и книга» по формированию сознания на успешный труд земледельца удался. Информация – великое дело!
Комментарии