Названия денег в Чувашском языке
Деньги (далее – Д.) — особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Первоначально роль Д. выполняли различные товары: шкуры зверей, зерно, скот, постепенно эта роль перешла к золоту, серебру. Д. — мера стоимости, средство обращения, сокровище, средство платежа, всемирные Д. существуют в виде монет, бумажных денег, банковских и казначейских билетов, векселей, специальных средств.
Деньги в виде монет появились у евреев только незадолго перед вавилонским пленением, а до этого за покупку отвешивалось на весах золото или серебро, поэтому некоторые единицы веса стали и единицами стоимости. Основной единицей стоимости у евреев был сикль. Сикль различался серебряный (священный) и золотой. Во времена Христа в Палестине основными монетами были драхма (греческая монета ) и динарий, равная ей по стоимости римская монета. За драхму (динарий), которые были дневной платой солдату и поденному рабочему, можно было купить небольшую овцу.
Деньги — это еврейский кесеф, т. е. серебро. Первоначально торговля представляла не что иное, как обмен товаров. Торговали тогда преимущественно скотом, который, собственно, и являлся ценностью. На римских монетах поэтому часто было изображение овцы или какого либо другого животного. Когда торговля достигла такой степени развития, что перестала быть простым обменом товаров, тогда потребовалось другое меновое средство, признаваемое обеими сторонами и имеющее постоянную ценность. Таковым средством в западной Азии с древнейших времен служили благородные металлы: серебро и золото, в начале в необработанных слитках, цена которых определялась по весу. Поэтому часто говорится, что деньги отвешивались продающему. Первым шагом к чеканке монет, может быть, послужило то, что отдельные куски металла снабжались знаком, обозначающим их вес.
Денежная единица сикль (шекель) обозначает также вес, и это слово стало со временем общим названием обиходного веса и ходящей монеты, как и слова: рубль, лира, марка и другие в Европе. По ценности и весу серебряного сикля или сикля священного закон Моисеев определял также различные подати и дани и т.д. Когда дело касалось больших ценностей, то брали большие меры веса для счисления; самой большой мерой был талант или киккар, т. е. круг; это название указывает на серебряные слитки в виде кругов или колец, каковые можно видеть на египетских памятниках, где изображены весы, на одной чашке которых помещено животное (очевидно оцениваемое), а на другой — несколько кольцеобразных слитков серебра. Рядом с весами стоит писец, записывающий на доске. Гирями первоначально служили камни и поэтому на еврейском языке гиря обозначается словом «камень». Так, в заповедях сказано: «Да будут у вас весы верные, гири верные» (буквально камни). И теперь можно встретить в Палестине мелочных торговцев, употребляющих камни вместо гирь. Монеты в настоящем значении слова впервые появились у финикиян, древнего торгового народа. От них, вероятно, израильтяне получили монеты, которые были у них в употреблении до Вавилонского плена . Талмудисты утверждают также, что все серебряные монеты, упоминаемые в законе, — тирского происхождения. Другие придерживаются того мнения, что финикийские монеты представляли большие или меньшие слитки металла круглой или четырехугольной формы, определенного веса, и что у греков впервые появились настоящие монеты.
По словам Геродота лидийцы в Малой Азии первые начали чеканить серебряные монеты; это надо понимать так: Лидийское правительство впервые начало ставить знак на монетах, тогда как раньше это было дело купцов. Во время Вавилонского плена евреи познакомились с вавилонскими и персидскими монетами и с того времени стали вести счет драхмами, персидской золотой монетой, названной так, может быть, по имени Дария Гистаспа, который впервые начал их чеканить. Золотые драхмы, находимые до сих пор, равняются, приблизительно, 11 руб. Существовали также серебряные драхмы меньшей ценности После падения Персидского царства у евреев были в обращении греческие и сирийские монеты — таланты и драхмы.
В 143 г до Рождения Христа Симон Маккавей, спустя четыре года после освобождения Израиля, получил от Антиоха VII право на чеканку еврейской монеты. Симон чеканил из серебра и бронзы сикль, полсикля и четверть сикля; многие монеты времен Симона и позднее сохранились до наших дней. По древним сведениям и по сохранившимся монетам, нормальный вес еврейского золотого сикля равен 3,77 золотникам (16,37 грамм ), а серебряного сикля — 3:35 золотникам (14,55 грамм), почему ценность серебряного сикля (по сведениям Иосифа Флавия, равная 4 аттическим драхмам или 4 римским динариям) составляла около 1 р. 22 к, а золотого — около 20 р. 66 к. В определении ценности сикля очень помогли найденные в развалинах Ниневии ассирийские государственные стандартные гири, по которым вес ассирийского сикля равнялся 3,87 золотника (16,83 грам.). На одной стороне серебряного сикля времен первосвященника Симона изображена чаша, вокруг которой выбиты древнееврейские или так называемые, самаринские буквы: «Schekel Jisrael «, т. е. израильский сикль.[3]
Как у чувашей поселились деньги
Когда-то, в старопрежние времена, плыла вниз по Волге лодка. В одном месте она пристала к берегу. В лодке находились семь разного достоинства монет: копейка, семишник, пятак, гривенник, двугривенный, полтинник и целковый. Они, говорят, ездили по белу свету и искали для себя новые места.
Лодка пристала к правому, крутому берегу. На горе виднелось большое чувашское село. Целковый, как самый старший, приказал полтиннику:
— Поднимись-ка на гору, в село, и узнай, что за люди там живут и есть ли у них деньги.
Полтинник хоть и был в подчинении у целкового, но считал себя тоже старшим над остальными монетами и послал в село двугривенного. Тот, в свою очередь, перепоручил дело гривеннику, гривенник — пятаку, пятак — семишнику, семишник — копейке. Копеечке уже некому было приказывать, пришлось идти самой. Покатилась она г. сторону села, а вскоре и из глаз исчезла.
Ждут-пождут копейку, а ее нет и нет. Рубль опять велит полтиннику сходить в село, поглядеть, что за народ там живет и имеет ли деньги, Полтинник опять посылает вместо себя двугривенного, тот гривенника, гривенник — пятака, пятак — семишника. Семишник остался младшим, перепоручать дело некому, пришлось самому идти. Покатился он в сторону села и из глаз простыл.
Ждут-пождут остальные деньги — нет ни копейки, ни семишника. Целковый опять берет за бока полтинника, тот — двугривенного, двугривенный — гривенника, гривенник — пятака, Пятаку посылать некого, покатился сам-
Ждут-пождут — нет и пятака, как в воду канул. Целковый посылает полтинника, полтинник — двугривенного, двугривенный — гривенника.
Один за другим укатились в село и гривенник, и двугривенный, и полтинник. Укатились, и от них тоже ни слуху ни духу.
Целковый остался один. Посылать уже некого. Подождал он еще немного да и думает: «Что такое, куда они все подевались? Видно, придется самому на ту гору подняться и все разузнать».
И хоть был он от природы важным и ленивым, зашагал той же дорогой, по которой исчезли остальные монеты.
Пришел целковый в село, видит — в середине села большущий базар шумит. Пригляделся получше — тут копейка с семишником, пятак с гривенником и двугривенный с полтинником туда-сюда снуют, катаются меж людей, за. какую-нибудь минуту по нескольку раз меняются местами. Да так-то весело, с разными шутками-прибаугками, что глядеть любо-дорого.
Пришелся базар по душе и целковому. Он тоже решил остаться тут навсегда.
Правда, целковый, не в пример юркой мелочи, по-прежнему не вертелся и не суетился меж людей, а больше лежал спокойно по карманам богатых людей. Издавна такой порядок ведется: крупные деньги лежат в кармане одного хозяина, а мелкие, работая вместо крупных, постоянно переходят из рук в руки, из кармана в карман
Названия денег в чувашском языке
Названия денежных единиц у чувашей отражали этапы их этнической истории. Слова сум, сом, укçа сохранились с болгарских времен. Мелкая монета во многих тюркских языках именуется акча (чув. укçа), она употреблялась в Золотой Орде. Единицей следующего порядка для тюрков был сум, означавший слиток серебра в виде лепешки. До втор. пол. XIX в. чуваши рубль называли «сум». Затем рубль начали называть тенк (тюрк. таньга), первоначально выступавшей как монета. Копейку чуваши называли пус (букв. «давить», чеканить), полкопейки - укçа.
Cум /сом, рубль.
Ср. сулёк тенки; сум тенк.: четвертак (Ашм., XI, 181).
Нухрат /нохрат. Ряд мелкой монеты круглой или овальной формы из серебра или олова. Употребляли чуваши в прежнее время для украшения, а также бросали киремети йириху в жертву для умилостивления.
Производные формы: нухратла/нохратла, имеющий нухрат, нохрат; нухратлё =.р.: кольцо, перстень с нухратом; нухрат т.рри: название узора; нухрат хывни, обыкновение бросать деньги киремети (Ашм., IX, 44-45).Пус: копейка.
Историки подтверждают, что в древней Руси не добывали серебра. Ее главным источником были пушные звери, которые выступали, особенно в местной розничной торговле, заменителями денег, связанные, например, по 18 штук, эти шкурки приравнивались по ценности к одной серебряной монете - диргему. После этого нам станет понятным старочувашский счет денег по ассигнации: ви=. пус (т.е. связка из трех шкурок) -1 коп., =ич. пус - 2 коп., вонё пус -3 коп., вонтватё пус - 4 коп., вун=ич. пус -5 коп., =ир.м п.р пус - 6 коп., =ир.м тёватё пус - 10 коп. и т. д. (Ашм., X, 4).
Комментарии