Искусство монотипии
История создания техники монотипии
Монотипия – вид печатной графики, при котором с каждой пластины можно получить только один отпечатак .
Монотипия: два слова: «моно» и «типия». Монотипия (от греческого monos — один, единый и tupos — отпечаток)— вид печатной графики. Если просто сказать: одно касание, прикосновение, надавливание, главное - это художественное произведение, выполненное за один прием!
Первыми монотипистами, наверное, были еще древние люди, оставившие следы отпечатков своих рук на стенах своих пещер. Можно найти много всевозможных вариантов монотипии в природе.
В истории известны художники, работавшие в технике монотипии – генуэзец Кастильоне (1616-1670), англичанин Блэк (1757-1828), англичанин Уильям Тернер (начало XIX века), во Франции - де Га и Жорж Санд; русская художница Елизавета Кругликова (1865—1941).
Сейчас в технике монотипии работают такие петербургские художники, как: Арина Даур, Щелчкова Елена, Красильникова Марина.
В Санкт-Петербурге с 2006 года прошло три фестиваля монотипии, четвертый фестиваль в 2009 году был посвящен Елизавете Кругликовой - русской художнице, творившей в период серебряного века.
V Международный Фестиваль Монотипии в 2010 году включает в себя множество различных мероприятий - выставку работ современных художников, фотовыставку-конференцию, мастер-классы художников, концерты, вечера поэзии и др.
В этом году фестиваль посвящен англичанину Уильяму Блейку - художнику-монотиписту, поэту, граверу; "одному из самых оригинальных художников в истории мирового искусства".
На фестивале будут представлены работы художников России, Украины, Белоруссии, Германии, Италии, Финляндии.
Основная цель фестиваля – привлечение интереса к искусству монотипии и творческому процессу в целом, формирование художественных взглядов и вкуса в современном обществе, просветительская деятельность в области знаний истории мирового искусства .
Основные стилистические направления в монотипии.
Первый способ, его еще называют — «фрактальная монотипия». Берете выбранную Вами твердую поверхность, наносите краску нужным Вам инструментом, сверху накладываете бумагу, продавливаете ее сверху руками или резиновым валиком. Плавно снимаете лист. Исследуете полученный оттиск. Как правило, этот способ достаточно трудно управляем. Особенно, если Вы будете использовать водные краски: акварель, гуашь, акрил, темперу. Затем многие художники, всматриваясь в получившийся оттиск, пытаются увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию и слегка дорабатывают оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии.
Второй способ. Краска наносится на пластины из металла или пластика, накладывается сверху бумага и производится оттиск с помощью офортного или литографского станка. В этом приеме, как правило, чаще используют масляные и офортные краски. Этот способ позволяет достаточно точно управлять творческим процессом и достаточно точно угадывать нужный творческий результат. Здесь можно создавать практически живописные реалистичные произведения. Для того, чтобы на бумагу не приставало масло из краски, ее перед печатью смачивают водой!
Третий способ. Пишите художественное произведение масляными красками на холсте или картоне. Затем накладываете бумагу, ткань или такой же холст — аккуратно, а можно и не очень. Все зависит от Вашего темперамента. Продавливаете бумагу, также используя различные приемы продавливания. Как показывает опыт художников, можно сделать до трех оттисков, и не один из них не будет повторять предыдущий. Получаются очень тонкие живописные вещи. Которые можно доделывать уже поверх монотипии. Но это будет уже смешанная техника .
Четвертый способ. Этот способ требует от художника твердого уверенного рисования, так как исправления невозможны. Берете пластик или стекло. Валиком накатываете нужное место или всю поверхность листа равномерным слоем краски, предварительно удалив лишнее масло из краски, выложив ее на некоторое время на газету. Все это приобретается опытным путем. Если Вы неуверенны, в том, что можете сразу нарисовать и скомпоновать Ваше произведение на листе то, до того, как Вы положите его на краску, легкими движениями простого карандаша можете наметить основную композицию и после этого, не придавливая, опускаете лист на накатанную краской поверхность. А далее, Вы начинаете рисовать то, что Вы наметили, работая карандашом, простой ручкой, черенком от кисточки — все зависит от толщины линии, которую Вы хотите получить Руками на бумагу желательно не опираться. Выполнив свои экзерсисы на бумаге, аккуратно снимаете лист. Как и любой из видов монотипий, его можно доработать и завершить работу, уже видя, что с ней происходит.
Пятый способ. Наливаете в фотованночку воду. Берете типографские краски, разводите их в разных баночках до жидкого состояния бензином или специальным растворителем. Потом берете кисти и, в зависимости от Вашего внутреннего живописного состояния, брызгаете краски на воду, регулируя, какого цвета необходимо больше или меньше. А далее начинается самое интересное: перемешиваете краски черенком кисти и увидите тот неповторимый узор, который, как Вам кажется, необходим. Необходимо работать быстро, но аккуратно: накладываете лист бумаги на воду, а потом только, как бы по дуге, второй край. И так же его надо снимать: сначала один, а потом по дуге второй. Перемешиваясь в воде, краски создают удивительные живописные сочетания как в калейдоскопе .
Шестой способ. Самый простой способ, когда за базу берется готовая монотипия и дорисовывается кисточками, карандашами и даже фломастерами .
Комментарии