Монастыри России
В 1422 г. Сергия Радонежского канонизировали и над его могилой возвели белокаменный Троицкий собор (1422-1425). Строгий торжественный храм, увенчанный шлемовидной главой, отличают наклонные стены - прием, который древние зодчие использовали Для усиления монументальности - Внутренние росписи, выполненные Андреем Рублевым и Даниилом Черным, сбили «по ветхости» в XVII в. заменили новыми. Сохранился иконостас XV в. - один из лучших образцов древнерусской живописи, где многие иконы принадлежат кисти Андрея Рублева и его учеников. Центральное место иконостаса занимала «Троица» Андрея Рублева (с 1930 г. хранится в Государственной Третьяковской галерее), на месте которой сейчас расположена копия, выполненная художником-реставратором Н.А. Барановым. В юго-восточной части собора находится его главная святыня - серебряная рака с мощами Сергия Радонежского. С южной стороны к собору примыкает одноглавый Никоновский храм (1548), возведенный над могилой Св. Никона. Позднее рядом поставили Серапионову палатку (1559) над гробницей св. Серапиона Новгородского. В начале XV в. было положено начало знаменитой ризнице Троицкого монастыря, быстро пополнявшейся произведениями древнерусского искусства и изделиями из Европы, Византии и с Востока. Тогда же здесь действовала мастерская по изготовлению книг, где выработался свой «сергиевскнй» стиль оформления.
В 1476 г. рядом с Троицким собором была возведена изящная Духовская церковь «под звоном», где псковские зодчие совместили раннемосковские и псковские архитектурные традиции. В середине XVII в. к северной стене храма был пристроен придел над гробом писателя и философа Максима Грека.
В 1559 г. по велению Ивана Грозного на центральной площади монастыря заложили Успенский собор, строительство которого завершилось в 1585 г. Пятиглавый храм отличается строгостью и торжественностью, напоминая по размерам и форме
Успенский собор Московского Кремля. Интерьер собора сохранил росписи стен, исполненные в 1684 г. троицкими и ярославскими мастерами. Ярусному построению фресковой живописи соответствует резной позолоченный иконостас (кон. ХУП в.) с иконами знаменитого Симона Ушакова. Внутри собора, у западной стены, находятся гробницы племянницы Ивана Грозного Марфы Старицкой и ее дочери Евдокии. Рядом с собором - усыпальница Годуновых, где похоронены Борис Годунов и его семья. Возле храма в конце ХVII в., над пробившимся родником, поставили надкладезную часовню, богато украшенную кирпичной кладкой, поливной керамикой, резьбой по камню и росписью. Позднее рядом возвели яркую шатровую сень над крестом (1872), куда поступает вода из источника.
В 1635-1637 гг. были построены Больничные палаты - двухэтажные корпуса, объединенные стройной церковью Зосимы и Савватия, с высоким каменным шатром (единственным в монастыре), декорированным поливными изразцами.
В конце XVII в. монастырь достиг вершины своего экономического могущества. Это был крупнейший после царя земельный собственник, в ведении которого находилось 15 монастырей и велась активная торговля не только с русскими, но и с иностранными купцами. В 1742 г. здесь открывается духовная семинария, получившая в 1814 г. статус академии. В 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны монастырю присвоили высший титул -лавры (монастырь, подчиненный непосредственно патриарху или Синоду).
Историко-архитектурный музей Саввино-Сторожевский монастырь Успенский соборВ центре кремля на рубеже XIV - XV вв. возвели торжественный Успенский собор, известный как собор на Городке. Белокаменный однокупольный храм увенчан шлемовидной главой и декорирован тонкими полуколоннами и тройным поясом резного орнамента. Росписи интерьеров, выполненные Андреем Рублёвым и учениками, сохранились на восточных столбах и в барабане. Рядом по образцу древнерусских звонниц сооружена двухъярусная колокольня.
В 1,5 км от Городка, на холме Сторожи, по велению звенигородского князя Юрия в 1398 г. его духовником игуменом Саввой был основан монастырь, призванный служить форпостом на подступах к княжеской резиденции. Первые постройки монастыря - храм Пресвятой Богородицы и небольшая келья для преподобного Саввы - были деревянными, но уже в 1405 г. возвели белокаменный собор Рождества богородицы, где в 1407 г. был погребён основатель обители.
Художественным центром монастыря служит торжественный собор Рождества Богородицы. Однокупольный храм, украшенный поясами ажурной резьбы, близок к Успенскому собору на Городке, но уступает ему в стройности и изяществе форм. В интерьере собора сохранились фрагменты фресок начала XV в., выполненные художниками круга Андрея Рублёва, и росписи стен и потолков XVII в., созданные под руководством Степана Рязанца. Достопримечательность храма также - пятиярусный иконостас (XVII). В середине XVII в. у собора появились Саввинский придел, ризница и сводчатые галереи. Тогда же сложился единый комплекс, куда вошли трапезная, Преображенская церковь и звонница, служившая для торжественных приёмов трапезная по своим размерам не уступала Грановитой палате в Московском
Кремле. Небольшая Преображенская церковь с цветными изразцами построена на вклад царевны Софьи.
Завершает ансамбль наиболее интересная в художественном отношении четырёхъярусная звонница с тремя шатрами и часовой башенкой. В 3-м ярусе звонницы находился Благовестный колокол-великан, звон которого, по преданию, был слышен даже в Москве. Памятником гражданского зодчества служит дворец царя Алексея Михайловича -двухэтажное здание длиной почти 100 м. По другую сторону от собора возвышаются нарядные Царицыны палаты, предзначавшиеся для первой жены Алексея Михайловича -Марии Милославской. Здание отличают выполненные с большим вкусом наличники окон и парадное крыльцо с шатровым завершением в традициях русской «узорочной» архитектуры XVII в. Рядом с дворцом царицы находится миниатюрная Троицкая церковь - один из последних шатровых храмов на Руси. Монастырь окружён каменными стёнами протяжённостью около 750 м и высотой до 8,5 м. Из семи башен сохранились шесть, самая красивая из которых - Красная, над парадным входом. В 1919 г. кощунственно были вскрыты мощи преподобного Саввы, что вызвало протесты братии и жителей города и последовавшие за этим аресты. Только часть останков верующим удалось спрятать и сохранить. Монастырь закрыли, а его территорию передали различным учреждениям. В 1995 г. обитель возродилась, а в 1998 г. состоялось перенесение мощей св. Саввы Сторожевского.
Звенигород.. Собор на Городке
В 1.5 км от монастыря находится Саввинский скит, поставленный, по преданию, на месте пещеры, ископанной Саввой Звенигородским. Истра (до 1930 Воскресенск) Город в Российской Федерации, Московская область, на реке Истра.
В 1781 г. с. Воскресенское стало уездным городом, в котором насчитывалось «1008 жителей и 135 домов, из них 7 дворянских, 20 купеческих, 10 лавок, 9 кузниц, 1 питейный дом и гостиница». Население занималось торговлей, хлебопашеством, «деланием кафлей и прочих рукоделий» и сплавляло лес по р. Истре в Москву. По субботам здесь устраивались торги, а раз в году собиралась большая ярмарка. В XIX в. жизнь города продолжала зависеть от монастыря -население держало лавки и постоялые дворы, которые обслуживали богомольцев.
В 1939 г. город был переименован в г. Истру по названию протекающей здесь реки. Тяжелые испытания выпали городу в дни Великой Отечественной войны - осенью 1941 г. здесь шли ожесточенные бои, и, отступая, немецкие войска дотла сожгли Истру.
Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим » Музей деревянного зодчества на территории монастыря
Музей расположен на территории действующего мужского монастыря. В экспозициях представлены древнерусское искусство ХУШ - нач. XX в., изделия художественных промыслов, крестьянский костюм.. В Гефсиманском саду находится музей деревянного зодчества под открытым небом.
В 1658 г.было начато строительство Воскресенского собора, прообразом которого послужил храм над гробом Господним в Иерусалиме (кипарисовая модель храма, привезенная Никону из Палестины, хранится в музее).В 1685 г. в присутствии правительницы Софьи, царей Петра и Ивана Воскресенский собор освятили. Это сложное сооружение, состоящее из крестово-купольного храма Воскресения, завершенного могучей главой. Первоначально планировалось устроить в храме 365 приделов - по числу дней в году, но это не было осуществлено. Наружные стены и интерьеры собора были богато украшены полихромными изразцами. Из десяти керамических иконостасов сохранилось семь.
В 1692 г. были построены Трапезные палаты с церковью Рождества Христова. С севера к ним примыкают Настоятельские покои (кон. ХУП в.), с юга — Болышчные палаты (1698), перестроенные позднее под царский дворец. Сохрашшись нарядные палаты царевны Татьяны Михайловны (кон. ХУП в.) в стиле московского барокко, братские корпуса, караульные палаты и хозяйственные постройки. В 1690-1697 гг. под руководством Якова Бухвостова возведены стены и башни с Входоиерусалимской церковью над Святыми воротами. Болыпинство башен по традиции получило название ворот и башен древнего Иерусалима - Гефсиманская, Сионская, Давидов дом, Дамасская и др.
За пределами монастырских стен, в Гефсиманском саду, находится самая старая постройка — скит Никона (1658) - небольшое сооружение, устроенное наподобие афонских жилых башен и состоящее из жилых покоев, хозяйственных помещений и домовой церкви.
Новоиерусалимский монастырь был одним из самых посещаемых (к 1913 г. здесь ежегодно бывало до 35 тыс. чел.).
С 1980 г. на территории Гефсиманского сада размещаются образцы деревянного зодчества Подмосковья - церковь Богоявления, крестьянская усадьба, часовня, мельница, избы.
В Троицком интересен храмовый комплекс, состоящий из двух одноименных церквей - деревянная Троицкая церковь (1675), получившая в XIX в. оформление в стиле ампир и сохранившая древний колорит, и нарядный каменный храм (1904—1913) с двухъярусной шатровой колокольней.
Музейно-выставочный комплекс «Волоколамский кремль»
Раскинувшийся на холмах, где почти на каждом шагу стояли монастыри, город удивительно живописен. В излучине р. Городенки сохранились земляные валы древнего кремля, заложенного в XII в. Андреем Боголюбским. Белокаменный Воскресенский собор (кон. XV в.) в кремле в формах московского зодчества остается самым древним сооружением города Однокупольный храм, украшенный терракотовым фризом, отличают изысканные пропорции, передающие суровый характер эпохи его создания. На северо-восточном столпе сохранился фрагмент росписи конца XV в. Многоярусная колокольня (нач. XIX в.) служит высотной доминантой комплекса. В конце XIX в. на территории кремля возведен кирпичный Никольский собор, в убранстве которого использованы архитектурные мотивы XVII в.
С кремлевских валов видна Покровская церковь (1695), бывший Успенский собор упраздненного Варваринского монастыря. Одноглавый храм, построенный по велению царицы Натальи Кирилловны, отличают ясность форм и скромный декор.
Комментарии