Греческий календарь
В древнейших греческих календарях основными единицами измерения были лунный месяц и лунный год. Сутки начинались с заката солнца и включали в себя ночь и следующий день. В определении срока наступления различных природных явлений, необходимых для земледелия, грекам помогали наблюдения за звездным небом. "Начинай жатву, когда плеяды восходят, а пахоту, когда собираются заходить. Когда Сириус над головой - руби деревья. Появляется вечером Арктур - подрезай виноградные лозы. Орион и Сириус выходят на середину неба - собирай виноград" - так писал греческий поэт Гесиод (VIII в. до н.э.) в поэме "Труды и дни"
Римский календарь
Как и их соседи греки, древние римляне определяли начало своих работ по восходу и заходу отдельных звезд и их групп, т.е. они связывали свой календарь с годичным изменением вида звездного неба. главным "ориентиром" при этом был восход и заход ( утренний и вечерний ) звездного скопления Плеяды, которое в Риме именовалось Вергилиями. Начала многих полевых работ здесь связывали и с фавонием - теплым западным ветром, который начинает дуть в феврале (3 - 4 февраля по современному календарю). По свидетельству Плиния, в Риме "с него начинается весна". Вот несколько примеров проведенной древними римлянами "привязки" полевых работ к изменению вида звездного неба :
"Между фавонием и весенним равноденствием подрезают деревья, окапывают лозы... Между весенним равноденствием и восходом Вергилий ( утренний восход Плеяд наблюдается в середине мая ) пропалывают нивы..., рубят иву, огораживают луга..., следует сажать маслины".
"Считают, что не следует начинать сев до (осеннего) равноденствия, потому что если начнется непогода, то семена станут гнить... От фавония до восхода Арктура ( с 3 по 16 февраля ) рыть новые канавы, производить обрезку в виноградниках ".
Луга следовало удобрять ранней весной не иначе, как в новолуние, когда молодой месяц еще не виден ("тогда травы будут расти так же, как и молодой месяц"), а на поле не будет сорняков. Согласно Плинию, "всякая рубка, обрывание, стрижка принесут меньше вреда, если их делать, когда Луна на ущербе". Если срезать листья на дереве когда "Луна прибывает", то оно вскоре потеряет все листья. Срубленному в это время дереву грозила гниль...
Китайский календарь
Известно, что уже в III тысячелетии до н.э. в Китае существовал лунный календарь. В определении равноденствий и земледельческих сезонов составители календарей руководствовались положением звезд, о чем можно прочитать в китайских документах: "В 1-м месяце рукоятка Ковша обращена вниз, в 6-м месяце в сумерках можно увидеть, что рукоятка Ковша повернута вверх".
Со временем китайские астрономы установили дни солнцестояний и равноденствий, а также определили продолжительность лунного месяца в 29,5 дней. Лунный год состоял из 12 лунных месяцев, продолжительностью 29 и 30 дней.
Одновременно с описанным календарем в Китае существовал в древности и сохраняется до сих пор сезонный календарь, в основе которого лежит годичное движение Солнца. По этому календарю крестьяне определяли сроки сельскохозяйственных работ. В сезонном календаре, не связанном с делением на месяцы, насчитывается 24 сезона, названных по различным явлениям природы: "начало весны", "пробуждение насекомых", "ясно и светло", "колошение хлебов", "малая жара", "большая жара", "белые росы", "выпадения инея" и т.д.
Древнеперсидский календарь
Древнеперсидский календарь, о котором известно уже с VI века до н.э., первоначально был лунным. Как и в других лунных календарях, основной единицей в нем являлся лунный месяц, состоявший из 29 или 30 дней. 12 лунных месяцев образовывали лунный год продолжительностью 354 дня.
Названия месяцев отражают сезонные явления или работы, проводившиеся в это время:
Адуканиш - "чистка оросительных каналов", Туравахара - "сильная весна", Тайграчиш - "сбор чеснока", Гармапада - "стояние жары", Дрнабаджиш - "сбор налога с урожая", Харапашия - "вязанка колючек на топливо", Багаядиш - "поклонение богу Митре", Вркаджан - "волчья охота", Ассиядия - "поклонение огню", Анамака - "безымянный", Тваяхва - "лютый", Вияхана - "копка".
Старославянский календарь
Календарь древних славян был лунным и лунно-звездным. Но хозяйственные надобности заставили их, как и прочие народы, сделать год лунно-солнечным.
Двенадцать полных лун, названия которых менялись у славян в зависимости от различных климатических условий, составляли в древности четыре времени года, распределяясь от периода зимних колядных (самых коротких) дней до периода летних купальских (самых длинных) дней и от последних к первым, завершая собою полный солнечный год.
Названия месяцев у славян были связаны с названием природных явлений, характерными для этого месяца: январь - просинец (в это время становилось светлее), февраль — сечень (сезон вырубки леса), март — сухий (подсыхала земля), апрель — березень, берёзозол (начинала цвести береза), май — травень (от слова трава), июнь — изок (кузнечик), июль — червень, серпень (от слова серп, время жатвы), август — зарев (от зарево), сентябрь — рюен (рёв животных), октябрь — листопад, ноябрь — грудень (от слова груда — мёрзлая колея на дороге), декабрь — студень.
Народный календарь на Руси
В народе говорят: День упустишь - годом не наверстаешь, Не дорог час временем, а дорог час улучкой. При переводе примет на современное летоисчисление они оказались жестко связаны с одной датой. Например, если утром 10 апреля (но не 9 и не 11) восход солнца в туманной дымке - год хлебородный, а если восход ясный - перепахивай уже засеянное озимое поле и засевай яровиной. Каждый раз в один-единственный день, в течение нескольких часов поутру, крестьянин принимал решение, какие культуры он будет сеять и каким образом. И горе ему и его семье, если он ошибется.
Следует подчеркнуть, что народный календарь - всегда местный, приуроченный к данной структуре хозяйства. Так, например, описанные выше приметы на 10 апреля касались в средней полосе России урожая ржи. В Германии другие заботы - в этот день рекомендуется сеять лен и горох. А в средней полосе России разные огородные овощи полагалось сеять 18 апреля. Чисто местное значение примет так важно, что в сборнике сельскохозяйственных пословиц, поговорок и примет (такие сборники называются месяцесловами) выделяются не только приметы русских, белорусов, малороссов (украинцев), башкир, киргизов, татар, чувашей, мордвы, черемисов, но и приметы жителей двадцати одной губернии (Виленской, Волынской, Костромской и т. д.), а также области Войска Донского, западных и южных губерний, Урала и Сибири. Кроме того, приводятся пословицы и приметы семнадцати национальностей, населяющих Европу.
Народные лунные приметы: пахать под новец - зело рости будет, пахать в полнолуние - рости будет, но и сорняк будет, новолуние - никаких новых дел не зачинати - добра не будет, впрок готовити на ущерб - то добро.
Комментарии