Чашка из села Микулина - Городища
Чашка эта, в настоящую величину, сделана из чистого серебра, или выжиги, весом 23 золотника. По краям её изнутри и на середине лицевого изображения и орнаменты выдавленные, сверху расчеканенные. Снизу припаяна серебром цанга, или маленький поддон в виде обруча.
Чеканная работа на сей чашке показывает ловкость, отчетливость, и вкус художника. Но в фигуре человеческой заметна неправильность рисунка. Стиль работы скорее Византийский, чем Русский, или, по крайней мере, подражаем первому.
Рассматривая этот памятник древнего быта и художества, можно обратить внимание на исторические и символические изображения, которые встречаются на многих памятниках.
Между клеймами по краям чашки вычеканены символы четырех Евангелистов, а на дне - Св. Великомученик и Победоносец Георгий. Эти символы обыкновенно изображались на царских вратах вместе с ликами самих Евангелистов, на иконах.
Чашка, по-видимому, назначалась не для церковного, а для домашнего употребления, и при том не в обыкновенном порядке: Лев и Ангел, Телец и Орел, то есть Иоанн и Матвей, Лука и Марко.
Отцы Церкви придавали символы Евангелистам различно, только единогласно приписывали Святому Луке - вола, Матфею - льва, Марку - человека, а Иоанну - орла.
Достойно внимания чеканное изображение, на Микулинской чашке, Святого Георгия конного с драконом при подножии. На голове у Победоносца нет шлема, на теле нет брони, с какими он нередко представляется на старинных памятниках живописи; но сверх короткой одежды, на плечах у него развевается приволока. На одной руке лук, в другой копьё, коим святой ратоборец поражает дракона.
В надписи читаем Греко-Русские слова: Святой Георгий. Святой Георгию издревле оказывали особенное чествование в Греции, Италии, России и т. д. Конное изображение Победоносца Георгия украшало щиты, это видно на монетах и медалях Византии.
Согласно с принятым мнением, этот образ на Микулинской чашке, с первого взгляда может показаться Российским гербом, ибо всадника с драконом на Русских монетах и печатях с XV века выдавали за Святого Георгия, хотя и без венца вокруг головы.
Появляющийся на Русских монетах и печатях в XIV веке всадник с мечем отождествлялся с Литовской погоней.
На Микулинской чашке вычеканен не герб Российский, но действительно образ Георгия; в чем удостоверяет не только типичное его изображение, но и сама надпись. Почему же именно вычеканен здесь лик сего Святого? Ответ найден на обороте чашки, где над ободком вырезаны следующие слова: В К Г.. iя., т.е. Великого Князя Георгия. И так, этот Святой Георгий был владельцем сей утвари; неизвестно только, какому из Юриев, или Георгиев? Утварь эта принадлежала к древнему обиходу и быту Княжеского двора, не позднее XV века. Чашки круглые, золотые и серебряные упоминаются ещё духовными грамотами Великих Князей Иоанна Калиты и сына его Иоанна.
Одинаковой формы и величины с Микулинской найдена в Старой Рязани серебряная чашка, хранящаяся у Н. Г. Головина; но судя по грубости работы и простоте орнаментов, она древнее первой. На венчике ее высечена птица, а на середине лев с двумя хвостами, как встречается в гербе Шведского Государства. Такие чашки, известны под названием ездовых дорожных, бывали с кольцами.
По ликам Святых можно бы предполагать, что Микулинская чашка принадлежит к церковной утвари, и назначалась для вливания в нее теплоты; но на это употреблялся обыкновенно ковшик металлический с рукоятью, удобной для черпания и вливания.
Нельзя считать, что в этой чашке подавалось вино брачующимся при венчании; в старину для этого употреблялась стеклянная, которая, по вкушении вина, растаптывалась.
Сосуды домашнего обихода нередко освящаемы были ликами Святых, или духовными изречениями, в которых напоминали Христианском братолюбии, умеренности и смерти, Переходя от отцов к детям, как заветное наследие, они составляли семейную святыню.
Комментарии