Архитектура Санкт-Петербурга и Норильска
Практика строительства показала, что эстетика северного города, его архитектурно-художественный облик формируется под воздействием особых градостроительных решений. В условиях Севера два основных фактора определяют выразительность и своеобразие облика городов: природа и градообразование. Природно-климатические факторы обуславливают те градостроительные решения, приёмы планировки и застройки, типы жилых и общественных зданий, которые привносят характерные черты в облик северных городов, а сооружения и объекты промышленности, составляющие их градообразующую основу, определяют выразительное своеобразное «лицо» города.
Разнообразие природных условий на Крайнем Севере обусловило дифференцированный подход к решению градостроительных систем в его различных районах. От почти полной изоляции жизнедеятельных процессов человека от внешней среды до частичной защиты человека от неблагоприятных северных явлений – таков широкий диапазон градостроительных средств и создания среды обитания в северном городе.
В поисковых работах в области градостроительства на Крайнем Севере основное внимание уделяется проблемам экономики, функции зонирования и т.д., тогда как композиционные и художественно-эстетические вопросы остаются недостаточно разработанными.
Отдельные попытки их решения связаны либо с некритическим использованием на Севере опыта градостроительства средней полосы, либо с созданием утопических проектов, не имеющих традиционной и технической основы. Региональные особенности, определяющие в значительной степени и художественно-композиционное решение северного города, остается вне поля зрения проектировщиков. Отчасти это можно объяснить малым числом архитекторов-градостроителей, постоянно работающих на Крайнем Севере и досконально знакомых с его проблемами и спецификой.
Требования снего- и ветрозащиты, сильные морозы, компактность и автономность городского образования обуславливают геометричность, простоту, лапидарность и замкнутость города и его элементов и в то же время способствуют формированию единого и целостного организма. Если учесть, что эти качества должны быть достигнуты зачастую в экстремальных природно-климатических условиях при помощи материалов и конструкций местной базы строительной индустрии с ограниченным привлечением материалов и средств средней полосы, то становится ясно, как сложно согласовывать высокие художественно-эстетические требования с минимумом средств, находящихся в распоряжении проектировщика.
Художественно-эстетическое решение населенных мест Таймырского региона особенно важно, ибо оно исключает озеленение, ограничено простыми и лаконичными формами (препятствующими снегоотложениям и обеспечивающими наилучшую ветрозащиту).
Связь с природой или противопоставление ей различны для разных регионов. Если на Кольском полуострове город может развиваться в природе, объединяясь с ней, дополняя ее и вводя ее элементы в городскую среду, то в Норильском районе и во всем Таймырском регионе город противопоставлен суровой и даже опасной для человека природной среде. Он защищает от снега, ветра и мороза, предоставляет человеку возможность труда, быта и отдыха.
В Норильском промышленном районе решение композиционных задач организации городской среды достигают помимо планировочной организации, общим цветовым решением города как искусственной замкнутой среды, противопоставленной открытому пространству.
Цветовое выделение периметральной застройки, формы и членения отдельных участков города, магистралей, зданий и сооружений, выделение главных и второстепенных элементов подчеркивают геометрическое построение городской среды.
При этом здания старой застройки (50-70-х г.г.) и новые здания повышенной этажности украшают город по-разному.
Одной из наиболее важных задач архитекторов и градостроителей является создание светлого, мажорного образа северного города.
Решение архитектурного строительства и инженерных вопросов, связанных с проектированием северного города, направлено на то, чтобы компенсировать трудности арктической обстановки, созданием наилучших жилищно-бытовых условий и тем самым обеспечить высокую производительность труда.
«Гранитный город славы и беды»
Санкт-Петербург выделяется спецификой своего географического положения. Он разместился у самой восточной точки глубоко вдающегося в сушу Финского залива на берегах и островах Невской дельты. Его отличает от других городов то, что он возник вопреки всем трудностям – неблагоприятным природным условиям, удалённости от центра России, противодействию приверженцев старины,- а также стремительный рост и головокружительная «карьера». Менее чем через десять лет после основания он стал столицей громадной Российской империи. Санкт-Петербург – замечательный образец градостроительного искусства,
благодаря своей красоте образно названный - Северной Пальмирой.
«Гранитный город славы и беды» – так сказала о нём замечательная поэтесса Анна Ахматова. Здесь происходили события, определившие развитие России и повлиявшие на судьбы мира. Город на Неве – первый русский город, который строился по единому плану - принадлежит к высшим достижениям мирового градостроительного искусства.
Идеальный город, каким его представляли во второй половине XVII – начале XVIII в.в., имел общий план, выдержанные в строгих пропорциях прямые улицы, кварталы, площади, законченные архитектурно – пространственные композиции городских ансамблей.
Именно такой город и задумал создать на берегах Невы Петр I. Места для городских усадеб размерялись «линейно». Первая «линия» домов строилась вдоль берега, остальные параллельно ей в глубь островов. Улицы в Петербурге образованы ранее домов, и дома только восполнили их линии. Площади же образованы ранее улиц. Поэтому они совершенно самостоятельны, независимы от домов и улиц, их образующих. Единица Петербурга – площадь.
С самого основания Петербург строился строго по плану, и все проекты домов утверждала Канцелярия городовых дел. Специальные чиновники следили, чтобы фасады домов стояли на одной линии, чтобы не было чересчур вызывающих архитектурных деталей и слишком больших «приусадебных участков». Именно из-за этого всеобъемлющего регулирования в городе подолгу господствовали определённые стили и направления в архитектуре. В эпоху царствования Александра I (1801-1825гг.) и в начале правления Николая I (1825-1855гг.) Санкт-Петербург окончательно превратился в город крупных общественных зданий, связанных в парадные ансамбли. Среди возведенных в Петербурге шедевров русского ампира достойное место занимают построенные архитектором А.Н.Воронихиным здание Горного института на Васильевском острове (1806-1811гг.) и Казанский собор на Невском проспекте (1801-1811гг.), а также реконструированное А.Д.Захаровым здание Главного Адмиралтейства (1806-1823гг.).
Ампирные, монументальные ансамбли, придавшие окончательную цельность центру Петербурга, связаны с именем архитектора Карла Ивановича Росси (1775-1849). Дворцовую площадь с юго-востока он замкнул дугообразным зданием Главного штаба с грандиозной аркой в центре. Удачным архитектурным решением отличаются и другие площади столицы империи, созданные Росси. Огромные комплексы общественных зданий обрамляют Театральную и Сенатскую площади, облик которых не изменился до сих пор.Исключительная ценность Петербурга заключается в подлинности, универсальности и общечеловеческой значимости его культурного достояния.
Самый северный город на Севере…
Дискуссии об архитектурных вкусах родились многие тысячелетия назад. Норильск не стал исключением: здесь существовала конкуренция школ и поколений.
Строители Норильска накопили наибольший в стране опыт в решении этих проблем. Здесь впервые разработаны многие технические решения, использованные затем в других северных регионах. Исследователи и производственники, создавшие комбинат и город в холодной необжитой тундре, изучали инженерно-геологические и мерзлотные условия, анализировали опыт проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений. В период строительства города основные инженерные проблемы решались успешно для своего времени. Уже через 10 лет после начала работ в Норильске начали строить каменные здания. Совершалось множество ошибок, но одновременно приобретался бесценный опыт. В основном, на опыте Норильска создавались строительные Нормы и правила для строительства на вечной мерзлоте. Региональные особенности создания высококачественной в художественно-эстетическом отношении урбанизированной жизненной среды в Норильском промышленном районе заключаются:
- в формировании замкнутых композиционных структур, огражденных снеговетровых застроек повышенной этажности;
- простоте, лаконичности и компактности застройки отдельных зданий и сооружений;
- большом значений цвета и света в формировании комфортной среды проживания;
- полном отсутствии озеленения и достижений соответствующего эффекта средствами архитектуры;
- повышенной роли интерьеров зданий, жилых групп, микрорайонов и всего города.
Кто знает, сколько мук испытал В.С.Непокойчицкий, главный архитектор проекта города, большой художник, чтобы добиться каменной гармонии в Норильске, который за красоту его справедливо называли «звездой, жемчужиной Заполярья ».
Застройка первых лет осуществлялась прямоугольными кварталами, обстроенными по периметру домами для борьбы с сильными ветрами и снеговыми заносами внутриквартальных пространств. В эти годы разрабатывались проектные предложения по созданию граненых и круглых кварталов. Архитектурный облик Норильска предельно лаконично выражал идею противопоставления города суровой внешней среде.
Норильск с его компактной планировочной структурой создает ощущение обжитости, защищенности человека от сурового природного окружения. Благодаря плотной застройке и решению её ансамблями, город воспринимается как целостный организм, что очень важно для психологического состояния человека на Севере.
Важным средством обогащения облика города является участие в композиции городского ансамбля крупномасштабных сооружений горно-металлургического комбината. Архитектура их монументальна и отражает основной технологический процесс производства. Выразительные объёмы комбината служат важными компонентами нашего города, отражая его производственное лицо, хорошо воспринимаемое уже с далеких подступов к городу.
Центр Норильска формируется вдоль главного проспекта города, начинаясь от своего основного исторически сложившегося ядра – общественного комплекса со стороны въезда в город.
Основными задачами развития композиции центра современного города являются: обеспечение связей с окружающей город пригородной средой, раскрытие в сторону её наиболее живописных участков, взаимосвязь с промышленными комплексами и системой расселения, формирование выразительного внешнего фасада города со стороны озера и основных подъездов к городу.
Комментарии